Такой фильм, как "1814", просто не мог не появиться на экранах сразу по двум причинам. Во-первых, истории о приключениях старшеклассников были популярны в нашей стране всегда, а сейчас переживают новый пик зрительской любви. Такие ленты, как "Доживем до понедельника" и "Розыгрыш", люди с удовольствием смотрят на протяжении многих десятилетий. Сценарий лучшей отечественной историко-приключенческой ленты первоначально назывался "Трое из Навигацкой школы". Рассказ об опасной, но очень интересной жизни учеников школы чародейства и волшебства Хогвартс популярен в России не меньше, чем в остальном мире. И, наконец, сериал "Кадетство" тоже очень любим зрителями. Так что новый "школьный" фильм должен был выйти рано или поздно, а самая знаменитая российская школа – это Лицей.
Во-вторых, псевдоисторические детективы популярны во всем мире последние лет двадцать. После выхода книг "Имя розы" Умберто Эко и "Парфюмер" Патрика Зюскинда, получивших широкую известность, подобные произведения начали писать очень многие авторы, и исторические романы, ранее интересовавшие лишь интеллектуалов, привлекли внимание и остальных читателей. Наверное, это не так уж плохо: да, псевдоисторические детективы отражают реальные события в весьма вольной интерпретации, но лучше уж узнать из этих книг хоть что-то о прошлом, чем вообще ничего не читать. Другое дело, что за прошедшие годы сюжет подобных произведений стал предсказуем до мельчайших деталей: на более-менее достоверном фоне реальных исторических событий главный герой (нередко знаменитый писатель, художник или композитор) занимается расследованием жестоких убийств, совершаемых коварным маньяком. Чем больше читаешь таких книг, тем сильнее кажется, что их сочиняет чрезвычайно кровожадный робот…
В России подобных произведений выходит не слишком много: видимо, в 90-ые годы прошлого века нашим писателям было не до исторических изысканий. Добился широкой известности только Борис Акунин; кроме того, очень неплохую псевдоисторическую фантастику пишут украинцы Г.-Л. Олди и Андрей Валентинов (надеюсь дожить до того времени, когда кинематографисты додумаются экранизировать "Око силы"). В этих условиях непременно следовало ждать появления в России кинофильма, снятого в жанре псевдоисторического детектива по оригинальному сценарию.
Создатели ленты "1814" совместили в своей работе две модные тенденции: школьную и псевдоисторически-детективную. Если не придираться к историческим неточностям, в целом получилось не так уж плохо, но лента имеет одну особенность, о которой следует сказать предельно четко: "1814" - это не детское кино!
Ни для кого не секрет, что фильмы о старшеклассниках с удовольствием смотрят не только ровесники персонажей, но и дети младшего возраста, и создатели подобных лент обычно учитывают такое положение вещей. "Гардемарины" - приключенческая лента в стиле "Трех мушкетеров", "Гарри Поттер" - сказка, что само по себе означает недостоверность происходящих событий…
Увы, картина "1814" очень реалистично рассказывает о преступлениях серийного убийцы и насыщена кровавыми сценами, абсолютно не подходящими для впечатлительных детей. При этом история о подростках, которые ловят маньяка, абсолютно нетипична для псевдоисторического детектива и выглядит взятой напрокат у "Неуловимых мстителей". Безусловно, сюжет новой российской ленты продуман очень неплохо: злодеев удалось обнаружить не столько благодаря усилиям лицеистов, сколько вследствие вполне достоверной цепи случайностей. Но когда дети ловят преступников, тем более настолько жестоких, – это все равно неправильно! Грустно, что после семидесяти лет советской власти наши кинематографисты не поняли такой простой факт…
Конечно, фильм не так кровав, как, например, "Пила" или "Молчание ягнят", но все равно он больше похож на эти жестокие триллеры, чем на "Гардемаринов" или на "Гарри Поттера". И если четвертой и пятой частям киноэпопеи о приключениях мальчика-волшебника был присвоен рейтинг PG-13, то "1814" вполне заслуживает R. Но если на Западе на просмотр фильма со взрослым рейтингом детей не пустят никогда, то у нас (особенно в провинции) контролеры, к несчастью, не слишком-то задумываются о возрасте посетителей кинотеатров. Очень жаль, что создатели новой российской картины не задумались об этом печальном положении вещей…
Во всех же остальных отношениях "1814" смотрится очень неплохо. Превосходная операторская работа переносит на экран прекрасные пейзажи парков Царского Села и роскошные интерьеры дворцов, погружая зрителей в призрачно-нереальную атмосферу красивой и жестокой сказки о прошлом. (Окончательно поверить происходящему мешает лишь соловьиное пение, звучащее в октябре: в начале XIX века, как и сейчас, эти птицы пели с начала мая до конца июня.)
Сценаристу и режиссеру удалось очень достоверно воссоздать мир подростков, которые жили в соответствии с нерушимыми законами чести, всегда помогали друг другу, уважали и себя, и окружающих людей и требовали ответного уважения. Посмотрев этот фильм, очень хорошо понимаешь, почему каждый год на протяжении многих лет выпускники встречались 19 октября – в день открытия Лицея, а Пушкин написал: "Друзья мои, нам целый мир пустыня, отечество нам Царское Село".
Тем не менее, лицеисты в "1814" выглядят обычными подростками (пусть и жившими в начале XIX века, когда нормы поведения сильно отличались от современных), а не теми, кем станут впоследствии. И это правильно: мы ведь видим юных героев глазами их наставников, которые не могли знать, какая судьба ждет их питомцев. Любая попытка намекнуть на славное или трагическое будущее лицеистов выглядела бы фальшиво и безвкусно.
Так же хорошо показаны и преподаватели – очень благородные, порядочные люди, которые сумели воспитать прекрасных учеников именно потому, что сами жили по тем же законам чести, которым учили лицеистов. (В XIX-XX веках России редко везло, из нескольких путей развития она обычно выбирала наихудший, и Лицей, возможно, - самая большая удача, выпавшая нашей стране за последние двести лет.) Да, лица многих актеров не соответствуют нашим представлениям о XIX веке, но ведь не все дворяне были исполненными внешнего достоинства красавцами, а художников той поры нередко упрекали в лести тем, кого они рисуют.
Но самый большой подарок "1814" делает взрослым поклонникам классического детектива в стиле Агаты Кристи. Давно на экраны не выходил фильм с такой изящной, запутанной, но в итоге простой интригой! Убийства совершаются необычным орудием, и можно только восхититься фантазией сценаристов, сумевших поселить в Царском Селе такое количество обладателей столь разнообразных острых предметов. Конечно, подобные детективы лучше читать, чем смотреть: внимательному зрителю многое скажет выбор актеров на те или иные роли. Да и следователь (а была ли в России такая должность в начале XIX века?) слишком уж много знает о прошлом подозреваемых, что выглядит довольно странно во времена, когда не было ни телефона, ни Интернета, а в Европе бушевала война, замедлявшая и без того небыструю почту. Но любителям классического детектива важен не результат или достоверность, а неторопливый и тщательный процесс поиска преступника. В этом отношении "1814" доставит огромное удовольствие всем фанатам жанра.
Проблема в том, что классический детектив не предполагает глубокого раскрытия характеров персонажей: преступника обнаруживают в финале, а до этого мы мало что знаем о подозреваемых. Агата Кристи блестяще справлялась с этой трудностью, населяя свои книги людьми, знакомыми всем ее современникам: старыми девами разной степени вредности, суровыми отставными военными, девушками, которые или очаровывают всех кавалеров в округе, или полностью подчинены своим властным родичам…
А вот характеры лицеистов нам известны гораздо меньше, и юным актерам, скованным жанровыми рамками, увы, не удалось в полной мере раскрыть сложные образы своих персонажей. В реальной жизни, например, Дельвиг сильно отличался по характеру от Пущина, а Кюхельбекер – от Горчакова, но в фильме все они выглядят примерно одинаковыми. Наиболее соответствует моему представлению о людях той эпохи Иван Мартынов в роли Кюхельбекера (хотя настоящий Кюхля был гораздо большим чудаком и недотепой – кем-то вроде Невилла Долгопупса в книгах о Гарри Поттере) и Александр Быковский в роли Дельвига. А вот Стас Белозеров, на мой взгляд, играет Пушкина слишком жестким. Величайший поэт России не поступался своими принципами в искусстве, но в жизни, по общепринятому мнению, был человеком легким и обаятельным. Белозерову бы Горчакова играть…
Тем не менее, несмотря на схематичность характеров персонажей, "1814" заставляет задуматься о достаточно серьезных вещах. Например, вряд ли кто-нибудь из зрителей забудет, как красиво одетые господа смотрят на выступление столь же нарядных, да еще и талантливых рабов и хлопают им. Честное слово, от этих сцен оторопь берет! Наводит на размышления и тот факт, что многие лицеисты носили иностранные фамилии – Кюхельбекер, Дельвиг, Данзас – но искренне считали себя русскими и много сделали для родной страны…
И очень жаль, что этот интересный, неглупый и поучительный фильм не рекомендуется смотреть детям, а взрослых вряд ли заинтересуют приключения подростков.