Так сложилось, что зрители предпочитают смотреть фильмы о приключениях молодых героев или персонажей среднего возраста, но не о пожилых людях. Поэтому не только в Европе и России, но и в огромном Голливуде редко предлагают интересные роли даже самым знаменитым актерам старше шестидесяти лет. Это жестоко, но объяснимо: с пожилым человеком редко происходят интересные события, и он принимает в окружающей жизни все менее активное участие.
Однако среди кинематографистов есть совестливые люди, пытающиеся хотя бы частично исправить несправедливость по отношению к немолодым актерам. Кроме того, даже у постаревших знаменитостей есть немало поклонников, которые хотят вновь и вновь видеть своих кумиров на экранах. Так что время от времени все же появляются фильмы о представителях старшего поколения.
Драмы о людях, которые на закате дней переосмысливают свою жизнь, всегда очень грустны и потому не слишком интересны тем, кто приходит в кинотеатр отдохнуть. (Даже такой шедевр, как "Земляничная поляна" Ингмара Бергмана, вызывает восторг критиков, но оставляет равнодушным среднестатистического зрителя.)
Более кассовыми оказываются картины, сюжет которых может быть вкратце передан словами: "Старая гвардия круче всех". Обычно в подобных лентах старики ввязываются в разнообразные авантюры и побеждают молодых соперников за счет богатого жизненного опыта и чувства юмора. Проблема в том, что в реальности такого не происходит практически никогда. В повседневной жизни более актуален принцип: "Старикам здесь не место", и недаром картина братьев Коэн под этим названием уже начала собирать богатый урожай призов.
Конечно, нет правил без исключений, и рассказывающий об энергичных стариках-мошенниках польский "Ва-банк" – безусловный шедевр, но повторить его успех уже более четверти века не удается никому. Большинство картин об энергичных дедушках становятся сказками разной степени неправдоподобности.
Именно такой оказалась и лента Григора Гярдушана "Руд и Сэм": поверить в реальность происходящего на экране совершенно невозможно. Тем не менее, этот фильм, безусловно, выделяется из общего ряда и способен заинтересовать поклонников хорошего кино.
Как и у других картин, снятых на данную тему, главный недостаток "Руда и Сэма" - абсолютно недостоверный сюжет, завязка которого такова. Казначей провинциальной преступной группировки ради конспирации работает директором местного Дома престарелых – элитного заведения, куда съезжаются небедные одинокие старики со всей России. Столь странное совмещение двух должностей оказалось роковым. В одну не прекрасную ночь многомиллионная сделка мафии сорвалась, началась стрельба и погоня. Пытаясь спасти деньги от конкурентов, коллега казначея по преступной группировке поехал прямо к его официальному месту работы. Недалеко от Дома престарелых машина беглеца потерпела аварию, и, настигаемый врагами, он спрятал чемодан с пятью миллионами евро в лесу.
Кстати, специально пытавшиеся набить дипломат деньгами журналисты обнаружили, что миллион, не говоря уже о пяти, туда не влезет, но примем эту неточность за необходимую искусству условность.
Брошенные деньги почти сразу обнаружили два старичка, совершавшие на природе вечерний моцион. Как могут поступить с пятью миллионами евро такие опытные люди, как бывший замминистра финансов СССР и резидент советской разведки, многие десятилетия проработавший за границей? Наверное, с помощью знакомых банкиров и иностранных граждан уехать за рубеж, предварительно переведя деньги на счета надежных западных банков…
Увы, старички вели себя, словно персонаж Савелия Крамарова из картины "Джентльмены удачи", который собирался на украденные деньги "купить костюм новый и уехать в санаторию в Ялту". Но если бывший детдомовец и не мог мечтать ни о чем другом, то беспечность таких опытных людей, как герои "Руда и Сэма", совершенно необъяснима. И финансист, и разведчик не могут не понимать, что не бывает денег без хозяина, особенно таких огромных денег. Друзьям даже не пришло в голову отправиться кутить из маленького городка, где все на виду, в Москву, в которой богатые люди не вызывают особого изумления.
В реальной жизни мафиози поймали бы загулявших пенсионеров без малейших проблем. Чтобы этого не произошло в фильме, действие "Руда и Сэма" после обнаружения старичками денег немедленно замирает, а воротилы криминального мира проявляют чудеса бестолковости и нерасторопности.
Кинематографисты, понимая, что сюжету недостает динамики, попытались решить эту проблему необычным для нашего кино способом – они наполнили действие экшн-эпизодами, которые и стали самыми удивительными моментами картины. Конечно, чуда не произошло. Трюковые сцены "Руда и Сэма" заметно уступают аналогичным эпизодам, которые мы видим не только в голливудских блокбастерах, но и в таких фильмах, как, например, рязановские "Приключения итальянцев в России". Экшн-сцены новой российской ленты сняты с не очень удачных ракурсов, да и выглядят недостоверно даже для приключенческого кино. Например, можно допустить, что "Волга" способна уехать от милицейских "Жигулей", но трудно поверить, что она сумеет довольно долго опережать могучий импортный внедорожник.
Тем не менее, все эти претензии меркнут рядом с одним простым фактом. Большинство создателей современных российских супер-мега-гига-дуба-боевиков почему-то считают экшном самые разные эпизоды: занятия героев сексом, виды экзотических уголков Земли, реальных и мифологических животных, бегающих по городам и весям нашей необъятной родины, – в общем, все, что угодно, но не то, что понимает под этим словом весь остальной мир: погони, драки и перестрелки. А вот кинематографисты, снимавшие авантюрную комедию "Руд и Сэм", относятся к экшну именно так, как большинство их коллег и зрителей во всем мире. И намерение наших земляков играть по общепринятым правилам, а не изобретать велосипед заслуживает огромного уважения.
Впрочем, рекомендовать "Руда и Сэма" поклонникам классического экшна все же не стоит: любителям голливудских боевиков эта лента покажется скучной. Фанаты Натальи Ионовой (Глюкозы) наверняка получат большое удовольствие, наблюдая за приключениями любимой певицы на большом экране, но необходимо сразу предупредить, что она играет обычную девушку и не поет вообще, а саундтрек фильма не имеет ничего общего с песнями, которые она исполняет.
Но больше всего "Руд и Сэм", наверное, понравится поклонникам старого советского кино и любителям хорошей актерской игры. Джигарханян и Калягин не умеют играть плохо. Ольга Волкова за считанные минуты создает очень яркий образ эксцентричной обитательницы Дома престарелых. Юрий Цурило в роли босса мафии выглядит настолько крутым, сильным и умным человеком, что, кажется, он так долго не мог поймать стариков-разбойников по причине своего врожденного гуманизма, а отнюдь не глупости. Григорий Данцигер прекрасно сыграл энергичного и наивного парня. Исполнители ролей второго-третьего плана: застенчивый доктор, хамоватый телеведущий, невозмутимая администраторша в гостинице - тоже выглядят очень достоверно.
В начале 60-ых годов на советские экраны вышел фильм "Осторожно! Бабушка!", в котором энергичные пенсионеры помогали комсомольцам бороться с бюрократами и строить Дом культуры. Сейчас времена изменились, и представители старшего поколения вынуждены спасать детей и внуков от мафии и хамов разных мастей. Но главное остается неизменным: большинство людей очень любят своих дедушек и бабушек, и "Руд и Сэм" стал подарком нашим замечательным старикам от любящих детей и внуков.
Светлана Степнова
1152 Прочтений • [Рецензия на "Руд и Сэм"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]