Именно эта строка из песни, которую в фильме "День выборов" поет "заслуженный турист", сыгранный Андреем Макаревичем, вспомнилась мне, когда я посмотрела картину Павла Бардина и Мгера Мкртчяна "Трое и Снежинка". Лирическая комедия, рассказывающая о крепкой студенческой дружбе, снята в стиле ретро и по настроению напоминает такие фильмы, как "Покровские ворота", "Чародеи", "Я шагаю по Москве" и даже легендарную книгу Ремарка "Три товарища".
Вот только времена шестидесятников, когда небо было выше, солнце - ярче, портвейн – крепче, а селедка – солонее, давно прошли, и "Трое и Снежинка" доказывает это с предельной ясностью.
Начать следует с того, что обычно книги и фильмы о верной дружбе повествуют о нищих приятелях, борющихся не только с разнообразными недоброжелателями, но и с бедностью. А в новой ленте российских кинематографистов главные герои – люди ОЧЕНЬ богатые, что сразу меняет смысл всей истории. Если прежние произведения на данную тему доказывали преимущество молодых, умных и бедных над старыми, глупыми и богатыми, то лента "Трое и Снежинка" стала прямой иллюстрацией поговорки: "Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным". Впрочем, богатство – это не порок, и рассказ о жизни трех веселых друзей получился забавным и интересным, особенно поначалу.
Самым ярким и обаятельным оказался персонаж, которого сыграл Даниил Спиваковский. Режиссер Мгер Мкртчян на премьере "Троих и Снежинки" сказал, что своего героя Даниил почти полностью придумал сам. Получилось очень здорово! Застенчивое, робкое, не уверенное в себе существо, которое мы видим на экране, совершенно не похоже ни на настоящего Спиваковского, ни на, например, жесткого, решительного человека, которого Даниил сыграл в фильме "Натурщица". Замечательное перевоплощение!
Особенно запоминаются совместные эпизоды Спиваковского и Богдана Ступки, сыгравшего роль его отца. Решительный, уверенный в себе мужчина, который и фабриками управляет прекрасно, и мясо рубит лучше профессионального повара, и дом построил самый большой и разноцветный, хочет лишь одного – чтобы сын стал достойным наследником семейной империи. Однако отпрыск энергичного отца стремится отнюдь не руководить фабриками, а рисовать фиолетовых селедок и дохлых кошек. Конфликт налицо, и тихой жене бизнесмена (эту роль исполнила Ирина Купченко) приходится постоянно мирить мужа и сына.
Сцена бегства свободолюбивого художника, спасаемого друзьями из роскошного родительского особняка, стала настоящей изюминкой картины. Действительно, и на российских, и на украинских просторах лучшим средством передвижения по-прежнему остается трактор, а не джип.
Персонаж Ивана Стебунова получился не таким ярким, но тоже вполне достоверным. На первый взгляд, у него есть все необходимое для счастья: квартира, похожая на музей, дача, где свободно разместился бы средних размеров Дом отдыха, решительная и заботливая бабушка (ее сыграла Римма Маркова), прибыльная профессия переводчика, привлекательная внешность и хорошие друзья. На второй взгляд, этот парень тоже кажется вполне счастливым: он всегда улыбается, никого не грузит своими проблемами и с готовностью помогает попавшим в беду приятелям. Но если задуматься, станет ясно, что ни симпатичная внешность, ни хорошая работа, ни наличие денег счастья не гарантируют. Что скрывается в глубине души вежливого парня с грустными глазами, знает только он один, и о его тайне интересно поразмышлять, тем более что однозначного решения фильм не предлагает.
Слабым звеном в команде оказался персонаж Ивана Урганта, о котором мы не узнаем НИЧЕГО. Да, он веселый и остроумный , да его приятели отдают ему первое место в компании, но этого мало! Нам не только ни разу не показали родителей жизнерадостного парня, но даже и не рассказали о них. (Он, правда, однажды упоминает, что его отец – военный, но поскольку происходит это во время карточной игры с офицерами, то не вызывает особого доверия.)
Мы видели, как работает переводчик, которого сыграл Стебунов, и как пытается продать свои картины с фиолетовыми селедками невезучий художник, но не знаем, чем зарабатывает на жизнь парень, сыгранный Ургантом. Поскольку персонаж Стебунова однажды говорит другу: "Кончатся деньги – звони мне", - можно предположить, что герой Урганта живет за счет своих богатых друзей. Странно, что такой безответственный и ленивый парень стал главным героем фильма и влюбил в себя прекрасную девушку с необычной фамилией Снежинка.
Вообще, как только на экране появляется объект нежных чувств персонажа Урганта, настроение картины резко меняется не в лучшую сторону. В лентах о крепкой дружбе любовь не возбраняется, но либо она должна оставаться на втором плане, не отвлекая внимания от основного действия, либо ее необходимо показать в ироническом ключе. Увы, как только в "Троих и Снежинке" речь заходит о любви, фильм немедленно превращается из забавной комедии в сентиментальную мелодраму, напоминающую "мыльные оперы".
Кроме того, совершенно непонятны причины возникновения у девушки нежных чувств к случайному попутчику. Вот в картинах 60-ых годов все было ясно: веселые и находчивые студенты, строители коммунизма, разумеется, имели неоспоримое преимущество перед мещанами-куркулями, озабоченными лишь собственным благом. Это не требовало дополнительных объяснений. Но теперь времена изменились, и все согласны, что мужчина должен в первую очередь зарабатывать деньги для своей семьи. Чем же привлек юную жену олигарха нищий студент, живущий на иждивении своих богатых приятелей?
Ответ, увы, неутешителен. Похоже, вышедшая замуж в девятнадцать лет девушка не успела испытать незамысловатые студенческие радости: попойки с большим количеством спиртного и почти без еды и случайный секс. Столкнувшись со своими легкомысленными сверстниками, супруга олигарха очень захотела пожить их жизнью, которая показалась ей яркой и удивительной. Так человек, который постоянно ест конфеты, порой безумно мечтает о селедке. Проблема в том, что одной селедкой сыт не будешь, и девушка, привыкшая совсем к иному образу жизни, вряд ли откажется от материального благополучия ради радостей жизни в общаге.
Возможно, если бы в "Троих и Снежинке" сыграла другая актриса, у зрителей оставались бы какие-то сомнения на сей счет. Но Эмилия Спивак во всех сценах появляется с таким каменно-задумчивым выражением лица, что это можно объяснить только одной из трех причин. Либо девушка активно употребляет разрешенные в Голландии травы и грибы, либо постоянно размышляет об обязанностях, которые накладывает на нее положение жены олигарха, либо муж регулярно бьет супругу смертным боем. В первых двух случаях нищему студенту явно ничего не светит, а в третьем… раз уж девушка терпит побои столько лет, значит, они ее устраивают. Так что ни о какой любви к случайному знакомому с ее стороны и речи быть не может.
Но даже излишне сентиментальную и неправдоподобную мелодраму можно смотреть, пока там что-то происходит. Однако через некоторое время влюбленный парень выясняет, что девушка его мечты и ее муж постоянно живут не в России, а в Голландии, и трое неразлучных друзей на деньги персонажа Стебунова отправляются в страну тюльпанов. И вот тут сюжет замирает окончательно, замененный очередным выпуском "Клуба путешественников": красоты Голландии налицо, а действия нет. Господа продюсеры, пожалуйста, выплачивайте в качестве гонораров своим сотрудникам деньги, которые собираетесь потратить на съемки за рубежом! Пусть кинематографисты ездят за границу в свободное от работы время и на службе снимают фильмы, а не любительское видео о красотах чужих стран!
Сюжет стоит, персонаж Урганта неделями мечется по Голландии, не решаясь признаться любимой девушке в своих чувствах (и правильно, кстати, поступает: когда еще попадешь за границу на халяву!). Терпят крах попытки кинематографистов оживить действие очень симпатичными кошками наивной голландки, бесплатно приютившей у себя трех незнакомых русских парней, и ее парализованным дедушкой с интересной фамилией Борман. Кстати, вам она кажется смешной? Мне – нет…
Затем герой Спиваковского рвет уже купленную у него голландкой картину с дохлыми кошками, делом доказывая, что сове… пардон, российский художник не может творить вдали от родных осин. Неясно, правда, какое отношение осины имеют к фиолетовым селедкам и дохлым кошкам, изображаемым нервным живописцем, но душа творца – потемки. Потом персонаж Урганта напивается до поросячьего визга, и голландка, не способная постичь глубины русского характера, выгоняет постояльцев вон. Обнаружив, что прекрасная Снежинка предпочитает остаться в Голландии, где она единственна и неповторима, а не возвращаться в Россию, где огромные сугробы лежат по полгода, друзья убираются восвояси… Конец.
Мне, однако, непонятно, почему создатели фильма видят в случившемся трагедию. События развиваются именно так, как это и бывает в жизни: жену нужно кормить, а суперсексом сыт не будешь. Думаю, многие зрительницы станут сочувствовать умному, доброму и заботливому мужу красавицы, прекрасно сыгранному Алексеем Горбуновым, а не его безответственному сопернику. И почему хорошие мужчины так часто женятся на неблагодарных вертихвостках?
А внимательным зрителям финал картины может даже показаться хэппи-эндом. Когда персонаж Урганта, получивший окончательный отказ от девушки своей мечты, после длительного перерыва звонит богатому другу, то первым делом говорит: "Я тебя люблю". Безусловно, богатые и несчастные переводчики достойны личного счастья не меньше, чем Снежинки! Да и вообще, мужская дружба ценилась многими дороже любви не только во времена, когда солнце было желтее, а небо – голубее, но и сегодня, что не может не радовать.
Светлана Степнова
1665 Прочтений • [Рецензия на "Трое и Снежинка"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]