Чеченская война, - пожалуй, самая трагическая страница современной российской истории. Большинство тех, кому эта война известна лишь по картинкам на экранах телевизоров и по черным газетным строчкам, стараются не думать о ней. Но, наверное, почти для всех россиян слова: "бомбежка", "теракт", "захват заложников" - напомнят в первую очередь о Чечне. А что уж говорить о тех, кто видел этот ужас своими глазами!
Попытки российских кинематографистов рассказать о чеченской войне заслуживают внимания и уважения, поскольку искусство нужно людям не в последнюю очередь для того, чтобы взглянуть в глаза своим самым большим и самым потаенным страхам. Возможно, пока не стоит рассчитывать на появление шедевров, - слишком мало времени прошло после окончания войны, слишком остры и тяжелы воспоминания, - но хорошо уже то, что об этой чудовищной трагедии и ее влиянии на Россию начинают говорить. Замалчивание проблем ни к чему хорошему не приводит.
Лента Алеко Цабадзе "Русский треугольник", формально снятая в жанре детектива, повествует о людях, жизнь которых оказалась надвое рассечена чеченской войной. Режиссер стремится честно, без слащавого пафоса и украшательства, рассказать о сегодняшней жизни ветеранов Чечни – совсем еще молодых парней, видевших то, что видеть никому не надо.
О разрушительном влиянии воспоминаний о войне на солдат, вернувшихся к мирной жизни, снято много хороших иностранных картин и очень мало советских. В СССР считали, что у наших людей подобных проблем быть не может в принципе. Тем не менее, некоторым отечественным режиссерам все же удавалось перехитрить цензуру и создать жесткие, достоверные фильмы на эту тему. Если лента Ларисы Шепитько "Крылья" все же оказалась "кино не для всех", то "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова любят все зрители независимо от возраста и образования.
В "Белорусском вокзале" история успешных, состоявшихся в мирной жизни мужчин, которые психологически так и не вернулись с войны, рассказана жестко, но спокойно, без истерик, без сгущения красок. В "Русском треугольнике" почти нет кровавых сцен (даже эпизод, в котором боевики пытают пленных русских солдат, снят сдержанно), но картина получилась очень жестокой, временами – душераздирающей. На мой взгляд, режиссер даже несколько перегнул палку, нагнетая страсти, но это чисто субъективное мнение. В мире, где многие люди любят такие жестокие фильмы, как "Спасти рядового Райана" Стивена Спилберга и "Они сражались за Родину" Сергея Бондарчука, лента Цабадзе тоже найдет своего зрителя.
И посмотреть ее стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть замечательные актерские работы Константина Хабенского и Петра Миронова. На первый взгляд, Хабенскому досталась не слишком выигрышная роль образцово-положительного персонажа – ветерана чеченской войны, который, несмотря на полученные тяжелые ранения, не сломался, а тащит на своих плечах всю семью – брата, ослепшего после пыток боевиков, и непослушную сестру. Однако актер играет с таким тактом, точностью и мастерством, что словами не объяснишь – это нужно увидеть. Хабенский, строго говоря, вообще ничего особенного не делает – просто сидит в кафе, ходит по улицам, смотрит на собеседников – но душевная сила, тоска и одиночество его персонажа понятны без слов. Это не плакатный герой, а обычный человек, которого ни на минуту не отпускает ад, где он побывал.
Петр Миронов тоже играет обычного человека, которого переехала война, - жителя Чечни, после гибели жены присоединившегося к боевикам. Актер удивительно тонко и точно передает изменение характера своего персонажа, из тихого, доброго интеллигента постепенно превратившегося в безжалостного убийцу. Перемены эти происходят исподволь, почти незаметно, и наблюдать за ними по-настоящему страшно. Нечасто приходится видеть такую филигранную актерскую работу.
К сожалению, сценарию и режиссуре фильма не всегда удается сохранить такой же такт и чувство меры. Безусловно, ужасна участь инвалидов войны – молодых парней, оказавшихся ненужными стране, ради которой они потеряли здоровье. Но ведь инвалидом можно стать и в мирное время, и тоска и отчаяние при этом будут ничуть не меньше! На мой взгляд, главное зло, которое война причиняет людям, заключено в первую очередь в ее влиянии на души людей – инвалидов и здоровых, солдат и мирных граждан, оказавшихся в гуще боевых действий.
И лучшей иллюстрацией того, что война делает с людьми, стал эпизод, где персонаж, сыгранный Хабенским, увидел, как парнишку, которого он привел с собой в кафе, толкнул один из здешних завсегдатаев. Реакция последовала незамедлительно: сдержанный, медлительный человек, стоявший довольно далеко от места происшествия, неожиданно оказался рядом с обидчиком своего друга, откуда-то выхватил бутылку с пивом, разбил ее и, словно осветившись изнутри, замер, держа в руке превратившийся в грозное оружие осколок стекла. Вот оно, истинное лицо войны: тихий, спокойный парень, сияющий счастьем, потому что сейчас будет УБИВАТЬ…
Еще раз зрители увидят лицо войны в эпизоде, где потерявший жену учитель русского языка и литературы перед тем, как унести из разрушенного родного городка своего маленького сына, закопал в землю большой чемодан, который собирала его покойная супруга. Смысл этого поступка я сразу не поняла, догадалась лишь позднее, когда на вопрос родственницы: "Ты жену похоронил?" - вдовец утвердительно кивнул. Несчастная женщина погибла в сарае, куда попала огромная бомба, и хоронить было попросту нечего, но муж не мог не отдать последний долг погибшей супруге… Нет криков, нет истерик, но в память впечатывается нестираемо.
Кульминацией ленты стала сцена в московском кафе, где собираются ветераны чеченской войны, и, по-моему, этот эпизод получился не таким… сдержанным, каким должен быть. Все-таки искусство – это не жизнь. Даже если в реальности ветераны действительно каждые выходные непременно пьют за тех, кто не вернулся домой, в кино этот эпизод выглядит… немного казенным, что ли. (Например, в "Белорусском вокзале" герои вообще не говорят о погибших на войне друзьях, но видно, что они не забывают об ушедших ни на секунду.)
Но если в рассказе о мирной жизни ветеранов войны недочеты сценария и режиссуры почти полностью перекрываются замечательными актерскими работами, то детективная часть истории получилась гораздо слабее. Во-первых, я так до конца и не поняла, кто кого и почему убивал. Ладно, допустим, это можно объяснить моей собственной непродвинутостью, но вот личность главного героя – студента-юриста – прописана в сценарии настолько странно, что вызывает искреннее недоумение.
Начну по порядку. На юридический факультет поступают люди если не циничные, то достаточно жесткие, однако герой "Русского треугольника" переживает настоящий шок, во время практики увидев труп. Первое потрясение можно объяснить отсутствием привычки, но и позднее юноша настолько теряет самообладание при виде покойников, что берет в руки вещественные доказательства, стирая с них чужие отпечатки пальцев. Бесспорно, многие люди боятся мертвых, но именно поэтому они и не собираются становиться юристами!
Кроме того, будущее светило юриспруденции совершенно не умеет обосновывать свое мнение. Слушая такие речи героя, как: "Вы мне верьте, я точно знаю, чувствую, что эти два убийства связаны, это факт", - хохотал не только его начальник, но и я. А когда парень все же получил возможность высказаться перед коллегами, он начал молоть совсем уж бессмысленную чушь, которую даже стыдно пересказывать. А ведь умение связно выражать свои мысли жизненно необходимо как следователям, основная обязанность которых – вести допросы, так и адвокатам и прокурорам, по долгу службы регулярно выступающим в суде. Интересно, зачем создателям фильма понадобился такой профнепригодный герой?!
Неспособность юноши внятно говорить особенно странна, потому что его бабушка – грузинка, и в доме регулярно проводятся шумные и веселые праздники. Казалось бы, в такой обстановке ораторские способности развиваются вполне естественно! Почему же этого не произошло в данном случае?
Кстати, наблюдать за жизнью большой грузинско-русской семьи действительно интересно: несмотря на пропагандируемый интернационализм, советское кино к подобным сюжетам обращалось редко. Жаль только, что в "Русском треугольнике" этой теме уделяется мало внимания.
Зато подружка героя кажется совершенно лишней: она так же красива, добра и тупа, как и тысячи ее товарок, появлявшихся в других фильмах. Видимо, не зря главные герои голливудских боевиков и детективов обычно одиноки: в лентах этого жанра женским персонажам достается слишком мало экранного времени, чтобы создать сложные характеры и показать глубокие, интересные отношения.
И очень неприятной данью казенному патриотизму выглядят монологи, которые главный герой с внезапно проснувшимся ораторским пылом произносит перед лучшим другом, объясняя причины своего желания разобраться в истории, не имеющей к нему ни малейшего отношения. (Если бы парень так же красноречиво с коллегами говорил, было бы гораздо лучше.) Частично ситуацию спасают перипетии судьбы главного героя: поскольку его вырастила живущая в Москве бабушка, а сам он в детстве видел войну в Абхазии, можно предположить, что его родители погибли в этой "горячей точке", успев незадолго до смерти отправить сына в мирную российскую столицу. В такой ситуации юноше действительно нужно предельно четко сформулировать, кто он и зачем живет. Но все равно гораздо достовернее выглядело бы, если бы на вопрос друга: "Зачем тебе это нужно?" - он ответил бы: "Здесь живет моя девушка, моя бабушка и мои друзья; мне не нравится, когда по тем же улицам, что и они, ходят люди, способные пытать беззащитных пленников", - а не толкал высокопарные речи.
Много претензий возникает и к порой затянутому действию, и к детективной интриге (почему новый начальник так сильно невзлюбил безобидного практиканта; почему ни в университете, ни в месте прохождения практики не заметили постоянного отсутствия юноши, все свое время посвятившего самостоятельному расследованию), и к слишком кровавому финалу. Да и теплый, уютный и душевный Киев, в котором снимали "Русский треугольник", совсем не похож на холодную и жесткую Москву, где происходит действие этой ленты…
Недостатков у картины Цабадзе много, но и достоинства тоже есть. Это честная попытка осмыслить страшную трагедию, омрачившую жизнь огромной страны. Безусловно, смотреть "Русский треугольник" рекомендуется только зрителям с крепкими нервами, но таким людям увидеть картину непременно стоит, хотя бы для того, чтобы взглянуть в лицо страху, который живет в глубине души каждого из нас.
Светлана Степнова
944 Прочтений • [Рецензия на "Русский треугольник"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]