Ужасна жизнь главного героя картины "20 сигарет" - скромного специалиста по рекламе одной из московских фирм! Его жена не нашла ничего лучшего, как попасть в роддом в будний день. Увы, молодым отцам декретных отпусков не дают, поэтому несчастный человек не знает, ехать ли ему к жене или идти на работу. Выбрав второе, он вступает в конфликт с наглой заказчицей-олигархиней, не сумевшей по достоинству оценить его великий талант. Вздорная богачка приняла гордость художника за элементарное хамство и потребовала уволить того, кто так плохо с ней обращался.
Будущий отец также вынужден общаться со своей глупой тещей, требующей от него отвезти в роддом необходимые новорожденному вещи. Вырвавшись из цепких тещиных лап, наш высоконравственный муж немедленно попадает в крепкие объятия разнузданной дочери олигархини, насилующей его самым извращенным способом. И без того кошмарную жизнь жертвы насилия осложняет еще и необходимость бывать на отвратительных корпоративных вечеринках, а также искать суровую олигархиню в вульгарных стриптиз-клубах. (Вот где ужас-то!)
И за свои бесконечные страдания герой получает только ежемесячную зарплату в несколько жалких штук баксов! А на такие смешные деньги можно купить лишь банально навороченную импортную тачку и маечки от лучших кутюрье, а квартиру с евроремонтом в новом доме приходится приобретать в рассрочку. Кошмар, не правда ли?!
У меня, однако, сочувствовать главному герою "20 сигарет" как-то не получилось, возможно, потому, что я в жизни сталкиваюсь с несколько иными проблемами. Более того, этот человек не кажется мне ни типичным представителем нашего времени, ни личностью, о которой стоит писать сценарии или снимать кино.
От начала времен жизнь устроена так, что человек, приобретая нечто, ради этого вынужден отказываться от чего-то другого. Нельзя иметь все и сразу!
Или ты зарабатываешь очень большие деньги и по долгу службы вынужден прогибаться под клиентов, или служишь дворником за мизерную зарплату, а на досуге ваяешь бессмертную нетленку, веря, что однажды мир ее оценит и сделает тебя миллионером (или не оценит, и ты останешься нищим творцом, сумевшим осуществить свою мечту).
Или все свободное время ты проводишь с семьей (и часами стоишь в очередях в бесплатные поликлиники, а также лично восполняешь пробелы в знаниях своих детей, которые учатся в школе, где нет половины учителей), или работаешь круглые сутки и родных видишь редко, но знаешь, что на деньги, которые ты им даешь, они лечатся, учатся и отдыхают, где захотят.
Либо ради продвижения по службе ты спишь со всеми желающими, либо хранишь верность своей жене, пусть даже недовольные твоим безразличием клиенты и начальство отравляют тебе жизнь. Решаешь только ты! Как говорил Жванецкий: "Выбирай, но осторожно! Но выбирай…"
Даже дети понимают, что волка, козу и капусту на одной лодке за раз не перевезешь, поэтому нужно от чего-то отказаться. (Если же ты решишь сделать несколько рейсов, за время твоего плавания воры могут украсть валяющееся на берегу бесхозное имущество.)
А главный герой "20 сигарет" несчастен, потому что сам не знает, чего хочет (или хочет всего сразу). Подобная инфантильность вызывает не сочувствие, а неприязнь. Не приносит почему-то жизнь все и сразу на блюдечке с голубой каемочкой, и ждать этого глупо! Мужчина тридцати лет вполне способен выбрать то, что ему действительно нужно, а если он всю жизнь мается в раздумьях, то сам виноват в своих проблемах.
Профессиональные и личные качества главного героя "20 сигарет" также вызывают массу вопросов. Начать следует с того, что он реально ПЛОХОЙ рекламщик. Идеальных рекламных стратегий не существует, и мастерство людей, занятых в этой сфере бизнеса, определяется в первую очередь их умением делать то, что нравится заказчикам. А хамить богатейшей клиентке – это вопиющий непрофессионализм.
Конечно, кое-какие объективные факторы в рекламе существуют, и в споре с заказчицей главный герой формально прав. Основные потребители йогурта – женщины от шести до восьмидесяти лет. Любая из них с удовольствием поверит, что, каждый день вкушая чудо-продукт, она станет похожей на красивую и изящную балерину – лицо этой торговой марки. А страшненькая рыжая пацанка, предложенная заказчицей вместо прекрасной балерины, возможно, понравится девочкам-подросткам, но вызовет резкое неприятие у женщин старше сорока, и они не будут покупать йогурт, который рекламирует это, с их точки зрения, чучело. Если бы заказчице-олигархине сразу объяснили все вышеизложенное, она наверняка сняла бы свои претензии: чувства – чувствами, а бизнес есть бизнес. Но герой "20 сигарет" ничего толкового клиентке не сказал, а просто нахамил. И кому нужен такой безмозглый сотрудник?
Да и в семейной жизни от этого человека толку мало. Конечно, ни одной теще даже идеальный зять не кажется достойным ее дочери, но если тридцатилетний мужик не додумался собрать вещи для собственного новорожденного ребенка, это и впрямь характеризует будущего отца не лучшим образом.
Но вот отказаться отнести в роддом приданое для своего малыша бестолковый рекламщик имел полное право по одной простой причине. Любой человек, хоть пару минут пообщавшийся с начальником нашего героя, сообразил бы, что этот ненавидящий женщин эгоцентрик НИКОГДА не отпустит подчиненного к рожающей жене. (Максим Суханов, играющий босса-женоненавистника, умеет самый бредовый текст роли наполнить простым и понятным смыслом.) Все, что требовалось в данном случае от будущего отца, - это сказать супруге: "Моего шефа ты знаешь, у него опять обострение, так что выбраться к тебе я вряд ли смогу". Но несообразительный герой до таких простых слов не додумался, поэтому каждый час заверял жену, что приедет к ней через пятнадцать минут, и, разумеется, ни одного своего обещания не выполнил.
У главного героя "20 сигарет" есть не только начальник, но и подчиненный, к которому он относится как к существу неполноценному. Между тем по сравнению с этим энергичным парнем бестолковый рекламщик выглядит особенно равнодушным, инертным и несообразительным. Подчиненный, несмотря на эксцентричные манеры и несерьезный вид, ВСЕГДА помогает шефу в трудных ситуациях и способен не только подменить начальника на работе, но и вступить ради него в драку с агрессивно настроенными амбалами. Да, разумеется, парень старается не просто так, а за деньги, но далеко не все люди, даже получая большую зарплату, ведут себя настолько благородно и порядочно, и подобные качества заслуживают соответствующего отношения. Безусловно, ни один начальник не откажется от повышения только потому, что его замечательный подчиненный не продвинется вместе с ним по служебной лестнице, но в таком случае шеф ОБЯЗАН первым сообщить о переменах человеку, который очень много для него сделал. Однако главный герой "20 сигарет" не утруждает себя даже такой малостью.
Возможно, кому-то покажется, что в безволии и нерешительности несчастного рекламщика виновато бездуховное общество, в котором он живет, но с этим мнением трудно согласиться. Всегда были те, кто смирялся с обстоятельствами, и всегда находились люди, способные противостоять самым трудным жизненным ситуациям. Главный герой "20 сигарет" - родной брат персонажа, которого Олег Басилашвили сыграл в картине "Осенний марафон", и дяди Вани из одноименной пьесы Чехова. Слабым, безвольным людям всегда приятнее верить, что в их неудачах виновен весь мир – но не они сами.
Непонятно, зачем вообще понадобилось снимать такой фильм, как "20 сигарет". Люди, похожие на главного героя, себя все равно не узнают (потому что винят в своих проблемах не собственную слабость, а обстоятельства), а остальных история такого никчемного человека вряд ли заинтересует.
Светлана Степнова
1273 Прочтений • [Рецензия на "20 сигарет"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]