В России по-прежнему есть люди, уверенные, что во всех бедах нашей страны виновата начавшаяся почти семь веков назад война с монголами, до которой наши предки не ругались матом, никого не убивали и не торговали людьми. Это довольно странная позиция, потому что и до монгольского вторжения на Руси случалось много страшного, а за столетия, прошедшие после него, наша страна присоединила к себе огромные территории и стала одной из ведущих мировых держав. А монголам давняя победа обошлась очень дорого: на протяжении долгих веков это государство не пытается влиять на мировую политику.
Конечно, войну с монголами мы действительно проиграли, и было бы полезно без криков и оскорблений разобраться в причинах самого чувствительного поражения в русской истории. Сейчас для этого самое подходящее время: дальневосточные страны вновь играют важную роль в мировой политике, и для того, чтобы строить нормальные отношения с нашими юго-восточными соседями, нужно попытаться понять их психологию и взгляды на мир. Так что картина Сергея Бодрова-старшего "Монгол" вышла очень кстати.
Несомненное достоинство этой ленты – историческая достоверность. Скажем, людям, хоть немного знакомым с китайской историей, очень странно смотреть фильм "Крадущийся тигр, затаившийся дракон", действие которого происходит якобы в XIX веке. Дело в том, что в позапрошлом столетии Китай был невероятно слабой страной, а мастера боевых искусств десятками гибли под пулями английских солдат. Летающие же девушки с мечами – это вообще ненаучная фантастика: до ХХ века в Китае аристократкам с самого раннего детства бинтовали ступни, чтобы они не росли. Поэтому взрослые китаянки даже ходили с трудом – какие уж тут бои на мечах! Хорошо, что "Монгол", снятый в лучших традициях азиатских исторических боевиков, сумел избежать развесистой клюквы, которая иногда в них встречается.
При этом новая картина Бодрова-старшего снята невероятно качественно, с учетом всех правил и канонов жанра. Работа съемочной группы "Монгола" – эталон того, как нужно делать подобные ленты.
Даже тот факт, что фильм Бодрова-старшего снят на монгольском языке, абсолютно не мешает понимать смысл происходящего на экране. Великолепный закадровый перевод позволяет услышать интонации актеров и почувствовать эмоциональный настрой картины. Возможно, после просмотра "Монгола" владельцы компаний, показывающих иностранные ленты в России, поймут, что даже самый лучший дубляж все равно искажает оригинальный замысел фильма.
А остальные достоинства "Монгола" очевидны без перевода. Операторам (прославившемуся после выхода "Ночных дозоров" Сергею Трофимову и знаменитому голландцу Рогиру Стофферсу) удалось запечатлеть на экране невероятную красоту суровых земель Монголии. Каждый кадр фильма – это произведение искусства; порой хочется остановить показ, вырезать некоторые кадры и повесить их дома на стену, словно картины знаменитых художников.
Очень впечатляющими получились батальные сцены, снятые без излишней жестокости, но достаточно натуралистично. Конечно, они не так масштабны, как в голливудском кино, но ведь в "Монголе" рассказывается о небольших локальных войнах отдельных кланов, так что гигантомания была бы неуместна. Правда, я, человек абсолютно штатский, не всегда понимала, кто и почему победил в том или ином бою, но зато эпизоды сражений не казались мне затянутыми или скучными. (При просмотре некоторых голливудских исторических боевиков длиннющие бессмысленные батальные сцены порой навевают сон.)
Возможно, у историков найдутся претензии к юртам, оружию и костюмам, созданным под руководством художника Даши Намдакова, но в кино невозможно восстановить прошлое со стопроцентной точностью. А все, что Намдаков сделал для "Монгола", по-настоящему прекрасно и поражает своей верностью если не букве, то духу тех далеких времен и национальному характеру.
Но особенно хочется отметить потрясающую музыку, которая звучит в фильме. Это не просто саундтрек, а самостоятельные художественные произведения. Трудно представить, как организовывали совместную работу финн Томас Кантелийнен и группа "Алтан Ураг", но результат их действий поистине великолепен.
Авторы сценария, Сергей Бодров-старший и Ариф Алиев, тоже очень ответственно подошли к своему делу. Все-таки большинство наших современников почти ничего не знают о нравах и обычаях монголов XII века, и необходимо было быстро и ненавязчиво объяснить зрителям смысл происходящих на экране событий. Сценаристы блистательно справились с очень непростой задачей! Объяснения не затягивают действие, но при этом прекрасно запоминаются.
И у сценария, и у фильма "Монгол" есть только один, но очень серьезный недостаток - полное отсутствие главного героя. Если фильм рассказывает о детстве и юности человека, которого помнят семьсот пятьдесят лет спустя после его смерти, зрители вправе ожидать, что им покажут, как и почему лишенный наследства сын одного из мелких правителей сумел превратиться в вождя, сплотившего вокруг себя весь народ.
Однако сценаристы сознательно уходят от ответа на этот важнейший вопрос. Доходит до абсурда: маленький мальчик в одиночку начинает смертельно опасный поход по зимней степи, чтобы найти мать и братьев, которые, спасая свои жизни, откочевали далеко от родных мест. По дороге Темучин (будущий Чингисхан) проваливается под лед, что в зимней степи равнозначно смерти. Затем звучит закадровый голос: "Светлое Небо помогло мне спастись", - и действие переносится на несколько лет вперед. Простите, а как все-таки помогло Светлое Небо обреченному на гибель ребенку? Он сам себя вытащил за волосы, как барон Мюнхгаузен?
Далее события в фильме развиваются по той же схеме. Будущий Чингисхан, его мать и братья (а также мачеха и сводные братья, отсутствие которых – самая большая сюжетная потеря ленты) долгие годы влачили жалкую жизнь изгнанников, презираемых более успешными соплеменниками. Хотелось бы понять, как несчастный ребенок сумел преодолеть общее пренебрежение и, повзрослев, сплотил вокруг себя первых единомышленников! Становление характера, борьба с собой и обстоятельствами - это ведь и есть самое интересное, то, ради чего люди смотрят биографические фильмы! Но ничего подобного мы в "Монголе" не видим.
Позже уже повзрослевший Темучин говорит: "Я знаю, как объединить монголов". Тут действие снова прерывается – и в следующем кадре изгой без денег, власти и друзей уже превратился в вождя крупного отряда, готового начать войну с превосходящими силами противника. Объясните же, как будущий Чингисхан этого добился!
Но вместо становления характера главного героя и его борьбы мы видим многочисленные сцены его молитв Светлому Небу. Конечно, хорошо, что будущий объединитель страны так религиозен, но… "На Бога надейся, а сам не плошай", - гласит русская пословица. Если бы Темучин только молился, то вряд ли сумел бы победить всех своих противников.
Общественно-политическая ситуация в Монголии и соседних с ней странах в фильме тоже не показана. Скажем, совершенно непонятно, что Темучин в реальности был кем-то вроде монгольского Робин Гуда, возглавившего людей, которые не находили себе места в привычном укладе жизни. (А Джамуха, лучший друг будущего Чингисхана, навеки поссорился со своим побратимом именно потому, что решил присоединиться к правящему клану.)
Из "Монгола" очевидно, что буддийские монахи вступили в серьезный конфликт с правителями тангутского царства и потому предпочли поддержать Темучина, враждебного тангутам. Но ни причины вражды, ни механизм взаимодействия буддийских монахов и будущего Чингисхана в фильме мы тоже не видим.
В общем, главный герой, будущий объединитель родной страны, показан в сценарии и картине Бодрова-старшего абсолютно никчемным и ни на что не способным человеком, который достигает успеха только благодаря поддержке и самопожертвованию других людей. Самое интересное, что в "Тайной истории монголов" – выдающемся памятнике мировой литературы, написанном современником и участником многих походов Чингисхана, - Темучин тоже выглядит именно таким. Но ведь понятно же, что ничем не примечательный человек не смог бы осуществить столь огромные свершения! Значит, мемуарист сознательно исказил правду, и долг наших современников – восстановить историческую справедливость! Жаль, что Бодров-старший и Алиев не осмелились противоречить древнему канону…
Исполнитель главной роли – знаменитый японский актер Таданобу Асано – не смог как-то переломить ситуацию. И это не его вина: если в сценарии нечего играть, даже самый талантливый исполнитель бессилен.
Но "Монгол" запоминается двумя другими замечательными актерскими работами. Хулан Чулуун прекрасно исполнила роль Борте – преданной и самоотверженной супруги Темучина, воплощающей в себе лучшие женские качества, ценимые в любой стране мира.
А китайский актер Сун Хон Лей, прославившийся своими ролями в фильмах Чжана Имоу, замечательно сыграл Джамуху – сначала побратима, а потом противника Темучина. Все, что создатели сценария недодали будущему Чингисхану, они щедрой рукой вручили его врагу (кстати, тоже в полном соответствии с "Тайной историей монголов"). Джамуха – храбрый воин, талантливый полководец, умеющий увлекать за собой людей, добрый, щедрый и обаятельный человек, который бескорыстно помогает друзьям.
Китайцы – бережливые земледельцы, изысканные, сдержанные художники и поэты – всегда испытывали к резким и эмоциональным кочевникам-степнякам очень сложные чувства. Для китайца сыграть монгола – все равно что для русского сыграть кавказца; это очень серьезный вызов, сильная эмоциональная встряска. Без сомнения, Сун Хон Лею было нелегко работать над своей ролью, но результат получился замечательным: именно Джамуха, а не Темучин, стал в фильме Бодрова-старшего воплощением всех лучших качеств монгольского воина – бесстрашного и решительного, жесткого, однако не склонного к бессмысленным зверствам.
Но, несмотря на очевидный недостаток (полное соответствие исторической традиции в изображении Темучина), "Монгол", безусловно, заслуживает того, чтобы его увидеть. Одних зрителей привлекут масштабные сцены сражений, других – трогательная любовная история, третьи насладятся редкой возможностью увидеть очень красивый и качественный фильм… Конечно, жаль, что большинство вопросов о личности Чингисхана в этой ленте так и остались без ответа. Но все зрители, которые эту картину посмотрят, наверняка задумаются о том, что даже враги, которых привыкли считать воплощением зла, - это тоже люди со своими достоинствами, недостатками и представлениями о чести. Да, понять далеко не всегда означает простить, но понимание несовместимо с тупой ненавистью и беспричинной агрессией. Поэтому очень хорошо, что на мировые экраны выходит "Монгол".
Светлана Степнова
1807 Прочтений • [Рецензия на "Монгол. Часть первая"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]