Последовательность односложных событий частенько складывается в клубок проблем для описания которых как никогда применима фраза "без пол-литры не разберёшься". Врачу-анестезиологу Сергею Маслову (Сергей Пускепалис), "честно" поимевшему с пациента небольшую сумму, удача лицом сегодня так и не повернулась: регистраторша Ксюша (Луиза Маркова) двусмысленным уговорам в этот раз не вняла. В результате посиделок после рабочей смены в баре Сергей вынужден был распрощаться как с водительским удостоверением, так и с видавшей лучшие времена иномаркой. Дома после высказывания пожеланий крепкого здоровья сотруднику милиции, не пожелавшему войти в положение оказавшего ему в своё время необходимую медицинскую помощь, Маслову еще предстояло выслушать рассказ о побеге единственной дочери с неким "оболтусом" и, самое главное, проникнуться мыслью о появлении в их трещащей по швам ячейке общества пополнения. Спасением, по крайней мере, от падения в финансовую дыру, выглядит подвернувшаяся непыльная работёнка: посещение на дому скорее капризного, чем требовательного, некогда популярного актёра Журавлёва (Леонид Броневой).
Позитивный настрой, не смотря на все драматические по большей части повороты сюжета, остаётся главенствующим на протяжении всего фильма и закономерно ассоциируется с по-житейски обаятельным Сергеем Пускепалисом, по роли не испытывающим особенных иллюзий на свой счёт, что не мешает проникнуться его персонажем. Откладывая непосредственное появление главного героя в первых минутах картины, через солнечную, почти растаманскую музыку предоставляется возможность почувствовать его присутствие в салоне автомобиля, бороздящего питерские улицы в начале трудового дня. Построенное на взаимодействии Сергея со своими родными, соседями, пациентами, бывшими и нынешними коллегами кино развивается, касаясь обывательских явлений, в названии указанных как "простые вещи", менее насущными от этого они, естественно, быть не перестают. Будь то сцена откровения с женой Катей (Светлана Камынина) или аналогичный по факту, но более предсказуемый разговор с дочерью Леной (Динара Кутуева) не только раскрывают характер героев. Благодаря тонкому режиссерскому подходу (можно было бы сказать, что изучение психологии Алексеем Попогребским здесь сыграло немаловажную роль, но истоки авторского метода не хочется трактовать так прямолинейно) и выверенной камере Павла Костомарова достигается эффект приобщения к чему-то по-космически значимому, а не к заурядно разыгранной постановке. Видимо, это связано с немаловажными жизненными темами рождения, взросления и смерти человека.
Не в ущерб внутреннему масштабу пошла фильму его камерность, которую обеспечили не столько исключительно интерьерные сцены с участием Леонида Броневого, сколько намеренное соотнесение их с другими его работами, в том числе и театральными. Влияние подмостков сказалось и в актерской манере Пускепалиса, но здесь в оценке глубокого раскрытия своего образа нужно учитывать его режиссерский опыт. Безупречность актёрского состава сохраняется вплоть до эпизодических ролей, яркость одной из них лишний раз подчеркивается оранжевым жилетом. Не ограничиваясь такими находками, как ослепление бдительной дворничихи случайным солнечным зайчиком, в нужный момент воссозданный зеркалом, авторы не проходят мимо больничных будней: в предложении денег врачу и последующем брезгливом взгляде на коробку конфет просматривается богатейшая советская традиция отношений "врач-больной". Катарсис "союза нерушимого", грянувшего в кульминационный момент в коммуналке с бабушкой-"трамваем", коробкой спичек и включенным газом просто обязан лишить въедливого зрителя чувства недоверия к режиссёру как разноплановому мастеру.
Сергей Харисков
1546 Прочтений • [Рецензия на "Простые вещи"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]