В последние дни Каннского фестиваля российская актуальная политика стала самой "горячей" темой. Фильм Александра Сокурова "Александра" с Галиной Вишневской в главной роли тепло принят иностранными критиками и преданными поклонниками российского мэтра. У российского фестивального контингента отношение к фильму неоднозначное.
"Александра" - это "фильм о войне без войны". Так сказал о своей ленте сам Сокуров. К сожалению, он не смог приехать в Канн из-за нездоровья, и ответить тем критикам, которые сочли это пацифистское послание слишком абстрактным, нейтральным и лишенным политической остроты. Сюжет фильма таков: бабушка Александра Николаевна (кинодебют Галины Вишневской) приезжает в Чечню навестить своего внука-офицера. Она остается на базе на несколько дней, ведет ночные разговоры с внуком, подкармилвает солдат и знакомится с местными чеченцами, живущими по соседству с базой. Сокуров показывает войну с ее повседневной бытовой изнанки – действие практически целиком проходит в стенах военной базы. Бабушка ругает внука за то, что он неухожен и ходит в старой форме, и расспрашивает у солдат о военном житье-бытье. Потом Александра Николаевна знакомится на рынке с пожилой чеченкой, и та приглашает ее попить чаю. Две женщины мирно беседуют и без труда находят общий язык.
Сокуров практически весь фильм не сводит камеры с Александры Николаевны и показывает ее – спокойную, уверенную в себе, статную пожилую даму – как музу мирной жизни. Все другие, набросанные штрихами, персонажи фильма, вступая в контакт с ней, тоже оживают и теряют безликость. Фильм снят в классической для Сокурова приглушенной сепии, а Галина Вишневская без макияжа и в скромных нарядах пенсионерки, сохраняет свою удивительную харизму и царит в кадре. Музыка к фильму написана продюсером и кинокомпозитором Андреем Сигле. И лишь изредка симфонический саундтрек сменяется вокалом самой Галины Вишневской. Режиссер намеренно избегал напоминаний об оперной славе Вишневской, однако, фильм только выиграл бы, если бы Сигле там было поменьше, а Вишневской побольше. Пафосная бравура закадровой музыки резко контрастирует со сдержанным, вполголоса, тоном режиссера. Посмотрев "Александру", зритель, не представляющий российских реалий, так и останется в полном неведении о причинах и актуальной истории чеченской войны. А зритель, представляющий о чем идет речь, задумается, почему Александр Сокуров предпочел остаться в рамках абстрактного пацифизма и не взглянул в глаза очень конкретной и очень российской трагедии.
Мария Бейкер
1451 Прочтений • [Рецензия на "Александра"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]