Девушка Лена (Анна Капалева) возвращается туда, где родилась и выросла, в горы. Здесь у нее остались бабушка (Ольга Яковлева) и дедушка (Сос Саркисян) и еще продолжается война. Покинуть Москву ее заставляет не только желание воскресить в памяти знакомые с детства пейзажи, но и очевидная необходимость забрать с собой оставшихся в живых родных. Предаваться ностальгии и при этом не бередить память более поздними событиями особенно затруднительно при угрозе авианалета и периодическом отключении света. Порыв покинуть на сколько опасный, на столько и живописный край ни для Лены, ни для большинства жителей деревеньки ничем не заканчивается – “поезда нет”, что не мешает взбалмошной соседке Розе (Рузана Аветисян) каждую неделю собираться в дорогу. Другим, все больше пожилым, соседям приход весны не отменяет насущных проблем, одной из которых, предотвращением мародерства, занята героиня Софико Чиаурели. Вынужденная откладывать свой отъезд, девушка вовлекается в местную жизнь, равномерный ход которой разбавляется то застольями, то совместными сельхозработами. Симпатия к одной паре (Анастасия Гребенникова и Михаил Багдасаров) и их маленькому сыну наделяет чувством тревоги за их судьбу, но на проходящем поезде ее с ними не будет.
Вернувшись в место, где нет обитателей без доли безумия, Лене, казалось бы, только и остается, что с безучастностью Моны Лизы взирать на подернутые дымкой окрестности. Погружение в забытую атмосферу происходит постепенно, о чем свидетельствуют едва заметные наплывы на лицо главной героини. Затянувшимся сновидением выглядит ее поездка на Родину, прервать которое так просто не удается. Той же Розе побег отсюда вроде бы не очень и нужен, здесь у нее хотя бы есть кавалер в виде доброго "великана", обсыпающего ее цветками. Не так просто и отношение Левана (Багдасаров) к героине Гребенниковой, хотя один ее завораживающий голос должен был бы приковать его к ней навсегда. Существование двух близких людей, разделенных, видимо, давнишней изменой суждено скрасить общей внучке, волнение за будущее которой не должно омрачить их счастье. Ну а обмен взглядами между Чиаурели и Саркисяном можно назвать данью уважения их актерскому величию, нежели тому, что причиной охлаждения героини Яковлевой к своему мужу была ее соседка.
Расплескавшиеся чернила начальных титров настраивают на созерцательный лад, предостеречь от которого призвана вклеенная хроника и голоса военных репортажей. Непривычные для подобных съемок кадры с танцующими людьми, как могут, отвлекают от происходящих событий, так и весь фильм максимально отстранен от своей темы. Стараясь не касаться социальных проявлений военного конфликта, фильм повествует о том, что всегда есть возможность не поддаться пришедшей беде. Преподносимая таким образом трагедия не замыкается на конкретном регионе, в нашем случае Армении, где проходили съемки (место действия не озвучивается, а документальные кадры с беженцами сняты в Грузии), а переходит в разряд общечеловеческой. При этом выходящие на первый план вопросы, касающиеся попытки человека убежать от себя, самоопределиться, прибегнув к своим корням, говорят о широте жизненного и творческого диапазона создателей картины Марии Саакян и Гиви Шавгулидзе. Отдельного упоминания заслуживает уместность аккордеона Киммо Похйонена и чудесная Настя Гребенникова, экранного времени которой, увы, выпало не очень много.
Сергей Харисков
1415 Прочтений • [Рецензия на "Маяк"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]