Наплевательское отношение, как к жизни, так и к смерти врача Виктора Павловича Тырсы (Андрей Краско) рано или поздно должно было выйти ему боком. Царившая в его семье “идиллия” омрачалась влюбленностью его единственной дочери Жени (Нелли Уварова) в своего, уже немолодого, донжуанистого шефа (Андрей Соколов). И вот тогда, когда Тырса был готов пойти наперекор себе, чтобы сделать важное признание, шар для боулинга отправляет его в кому. Пока тело доктора находится под капельницей, его разум материализуется в белесой местности в компании таких же коматозников под предводительством Инструктора (Федор Бондарчук). Здесь ему предлагается разувериться в своих представлениях об отсутствии жизни после смерти, пройдя путь, эту самую смерть приближающий. В это время Евгения, лишившись объекта своих воздыханий (ее начальник тоже попадает в кому), подвергается ухаживаниям агента похоронного бюро Антона (Владимир Епифанцев), который, используя свою обаятельность, идет на все ради привлечения новых клиентов. Тоска по отсутствующему супругу приводит жену (Елена Яковлева) в сомнительное религиозное общество, и, не пройдет много времени, как невидимый Тырса застанет его ключевых участников в своей палате за сеансом возвращения в привычный мир самого себя.
Помимо двух миров, в которых поочередно пребывает герой Андрея Краско, в фильме есть еще один – мир фантазий. С одного такого сна кино и начинается, и доктору, которого в нем ведут на расстрел, не столько удивительно это событие, происходящее в живописной местности, сколько оказавшийся здесь коллега с работы, занятый сбором ягод. Его дочь Женя работает в издательстве и подобно персонажам любовных романов, редактированием которых она занимается, живет в мире своих грез, примеряя роль сказочного принца то на одного, то на другого мужчину, оказавшегося рядом. И, как бы не были приятны глазу эти впечатляющие вкрапления, их неоднородность выдает в режиссере Карене Оганесяне дебютанта. В целом крепкая сценарная основа авторства Дмитрия Константинова и Алены Званцовой не лишена противоречий, связанных в основном с персонажем Федора Бондарчука. Одно из них такового, что вопреки словам Инструктора, Тырса, во время краткой “командировки” в обыденность, сумел таки вернуться в свое тело. Другая двусмысленность всплывет, когда поправившийся доктор будет навещать своих, ставших близкими, "коллег по коме" и окажется, что покинуть этот мир суждено было далеко не всем. Скитания по меловому карьеру выявили в спутниках Тырсы заурядные человеческие качества, наличие которых не делает их менее симпатичными людьми. Вопрос о том, что является билетом на этот свет, преодоление ли собственной недалекости, что в случае пожилой женщины (Галина Польских), что юной (Ирина Гринева), или испытание глубокого чувства (Алена Бондарчук), остается открытым. Выход из, уж было затянувшегося, состояния, для Виктор Палыча так же неизбежен, как и смена скептической, если не циничной, жизненной позиции на более чуткую по отношению к своим домашним и новым друзьям. Чего не скажешь о горемычном Инстукторе, который за три года не только не освоил методы воздействия на своих подопечных, но даже кубик Рубика не научился складывать. Но, говоря о жизненном предназначении человека, если в случае со стереотипной хранительницей домашнего очага Тырсы положение вполне понятно, то другая ситуация, с затянувшемся сроком пребывания в больнице, выглядит не иначе, как испытание.
Филигранная игра Андрея Краско, ставшая его последней и наиболее яркой работой, не сказать, чтобы неудачно интонирована голосом Семена Фурмана, а результаты труда оператора, художника, звукорежиссера, специалистов по спецэффектам делают фильм не самым последним в стане нового российского кино.
Атмосфера полусерьезности сохраняется вплоть до финала и придает картине своеобразную привлекательность, не впадая в крайности на стыке нескольких жанров: фарс, драма, мистика, мелодрама, сатира.
Сергей Харисков
901 Прочтений • [Рецензия на "Я остаюсь"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]