Картину "Май" нельзя воспринимать всерьез, при просмотре обязательно постарайтесь абстрагироваться от сути происходящего, поскольку здесь явно прослеживается претензия на некую притчевость, проскальзывают даже библейские мотивы, взять ту же блудницу и ее чудесное превращение в самоотверженного врача, действующего по велению сердца, а не в поисках «презренного металла». В противном случае, вас ожидает разочарование, если не бешенство от потери личного времени. Картина не сильная, но подкупает своей простотой, даже наивностью, а порой и схематичностью. Она так же наивна, как и ее герои: Печалин продолжает верить в вооруженные силы, недавно женившийся новобранец (так и напрашивается параллель из фильма "Я шагаю по Москве") подозревает жену в измене, читает стихи "Жди меня и я вернусь, только очень жди" с гранатой в руках, проститутка с высшим образованием и интеллигентной внешностью, и дальше по списку.
Но в фильме есть и сильные психологические моменты. Одним из самых сильных оказался эпизод с матерью погибшего солдата в исполнении Ирины Розановой. Ее мать с одной стороны получилась среднестатистической, заурядной женщиной, с другой, проницательной матерью, чье сердце не обманешь. И не зависимо от того, пришли гости с доброй вестью или нет, она всегда им даст на дорогу пирожков, прикоснется к ним, словно чтобы физически ощутить погибшего сына, они для нее теперь единственная ниточка, связывающая с ним.
Андрей Кузичев в роли Печалина получился очень правильным, интеллигентным военным, совершающим героические поступки, которые стали его буднями. И боевого друга он не выдаст, но руки ему не подаст, и новобранцу поможет, карабкаясь по стене корпуса, лучше любого альпиниста. В общем, получился образ желанного героя-супермена, рыцаря без страха и упрека. Даже с девушками он не встречается просто так, а только лишь для того, чтоб найти жену. Хотя, это теоретически, практически же получилось, что он бросил Викторию, хотя, как порядочный мужчина, после всего случившегося просто обязан был на ней жениться, несмотря на ее смутное прошлое и не очень обнадеживающее будущее. Самым ярким персонажем получился друг Печалина, Гаевский в исполнении Андрея Мерзликина. Этот неоднозначный персонаж, раздираемый противоречиями, не то милиционер, не то сутенер, наиболее интересен и ярок. Он и не положительный, и не отрицательный, он такой, какой он есть. Но главное в Гаевском то, что он умеет дружить, он ценит дружбу, не помнит зла и даже на расхождения в позиции, он всегда придет на помощь. Он всегда является, словно бог из машины Печалину. Собственно, Печалин даже Викторию (Виктория Толстоганова) встретил именно благодаря - нему.
Конечно же, говорящие фамилии героев наводят на ассоциацию с "Героем нашего времени" Лермонтова, фамилия Печалин созвучна Печорину, Гаевский – Грушницкому. Авторы фильма видимо, намекают, что Печалин – это и есть герой нашего времени. Только уж больно он неправдоподобен для жизненных реалий, возможно, таким его хотят видеть, но это еще не значит, что он именно таков. Я не говорю, что таких людей не бывает, просто такие, как Печалин скорее не типичны для нашего времени, поэтому он получился немножко искусственным, ненатуральным. Куда более жизненным и типичным получился образ Гаевского. События фильма разворачиваются на майские праздники, в День победы не случайно. У Печалина, что ни эпизод, то своя маленькая победа, будь то новобранец, нескончаемые дискуссии с Гаевским или победа над собой.
Ирина Штефанова
1481 Прочтений • [Рецензия на "Май"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]