Все мы помним, что в римской мифологии Аврора была богиней утренней зари, а в фильме Аврору все герои почему-то упорно называли "звездой". Как говорится, на эти издержки производства мы можем закрыть глаза, потому что тогда сюжет выстраивается очень красиво: воспитанница детского дома мечтала о балете, танцевала в трогательных самодельных пуантах – тапочках, перевязанных марлей. Хотела стать звездой мирового масштаба, и кто знает, чем бы это все кончилось, если бы не авария на Чернобыльской АЭС, двадцатилетию со дня трагедии которой фильм и посвящен. С другой стороны, после облучения жизнь девочки круто изменилась, она познакомилась со всемирно известными людьми, и не известно, произошло ли бы все это с ней, не заболей она. Как говорится, неисповедимы пути Господни.
Прототипа у Авроры (Анастасия Зюркалова) в реальной жизни, слава богу, нет, такую дозу радиации как она никто из детей не получал, режиссер Оксана Байрак справлялась об этом даже в "Энергоатоме". Но художественный вымысел создателей работает лишь на предостережение от ошибок прошлого, он пытается заставить людей задуматься над каждым своим поступком: и глобального масштаба, и на первый взгляд, мелкого, местечкового.
Аврора – словно птица Феникс, возродилась из пепла в балете "Спящая красавица". Не случайно выбран и балет – ведь именно она была той спящей красавицей, играющей главную роль в жизни Ника Астахова (Дмитрий Харатьян) в этот жизненный период, находящегося в затяжном творческом кризисе. Судьба его Астахова схожа с судьбой Михаила Барышникова – тоже балерун, тоже эмигрант, тоже достаточно успешный и востребованный артист. На контрасте диалога умирающей девочки и возрождающегося артиста выявляются сила духа первой и слабости, потерянность перед деловыми и личными обязательствами второго. Именно этой слабой девочке удается ему помочь разобраться в личной жизни, в приоритетах, именно ей - слабой, облученной, больной девочке, суждено вдохнуть новую жизнь в творчество Астахова. Она находится в гармонии с самой собой и окружающим миром, она тянется к людям, видит в каждом добром человеке папу, и они не могут отказать ей в человеческом, отеческом тепле. Она мечтает о большой семье, в свои десять с небольшим лет представляет, как все ее дети и внуки будут собираться за большим столом по семейным праздникам. И она уверенна, что папа ее найдет и подарит то, о чем она мечтает. "Откуда он узнает, о чем ты мечтаешь?" - спрашивает Астахов. "Папа – потому и знает" - незатейливый ответ Авроры сражает Ника наповал своей очевидностью. Да, Астахов сам отец взрослого сына, и он знает, о чем мечтает его сын. Именно Аврора открыла ему глаза на то, что сын-то у него талантливый, любящий и добрый. Именно она поможет ему наладить прежние отношения и начать строить новые.
Фильм снят где-то даже с ностальгией по советским временам, с добротой показывая сплоченность людей во время трагедии, все добрые, отзывчивые, пусть и с не очень устроенным бытом. Детдомовские дети здесь весьма доброжелательны друг к другу вопреки сложившимся стереотипам, одеты-обуты, накормлены-напоены. И контрастом добродушности СССР здесь служат каменные джунгли Америки - мечты советского эмигранта, освоенной в те времена Дмитрием Харатьяном в картине "На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди", и словно по иронии судьбы, он играет в "Авроре" ту же эпоху, тех же людей, те же нравы, только уже с дурацкой козлиной бородкой, которую к концу фильма он все-таки сбреет.
Ирина Штефанова
967 Прочтений • [Рецензия на "Аврора"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]