А не замахнуться ли нам на Николая нашего, Гоголя? – очевидно, подумали создатели "Ведьмы" и замахнулись. Конечно, литературный первоисточник – благодатный материал для визуального воплощения, особо модного после успешных "Дозоров". Не подумали только, подходящий ли у них бюджет (судя по примитивной компьютерной графике – не очень, а в официально объявленные бюджеты отечественных картин у нас уже мало кто верит). Когда авторы фильма только затевали этот проект, они, безусловно, обрекали себя на сравнение с другими экранизациями "Вия" и сегодня только ленивый не вспомнит многочисленные экранизации Гоголя. Авторы грамотно поступили, перенеся действие в современность и в другую страну, сразу появился флер этакого "В некотором царстве, в некотором государстве...", размывающий границы времени и места действия.
Правда, должна я сказать, создатели весьма погорячились, заявив жанр как мистический фильм ужасов. Мистический – да, но фильм ужасов... Уж на что я, не любительница фильмов ужасов, и никаким обещанием самого наиромантического свидания после просмотра какой-нибудь "Пилы-3" меня не заманишь на оную, и то хохотала весь фильм Олега Фесенко. Что-то зачастил он с ведьмами в названиях своих картин, помнится, у него была уже "Если невеста – ведьма". Однако Евгения Крюкова, исполняющая заглавную роль, за весь фильм сказала едва ли пару слов, зато как летала под куполом церкви! Страшно что-то совсем не было: когда она лежала в гробу, я все почему-то думала о том, лежит ли у нее бутылка водки под головой – есть такая актерская примета, актеры ж тоже люди, и очень даже суеверные, а не о сюжете, а, когда она начала летать, так ее панночка... э-э, простите, Мэрил, была совсем даже симпатишная такая, заигрывающая с журналистом, не ужасная. Может режиссер поставил типа такую актерскую задачу, что она должна победить своими женскими чарами мужчину, может еще что, но это так и осталось невнятной тайной. Евгении досталась, пожалуй, самая простая актерская задача, с трансформацией героя Валерия Николаева, конечно, не сравнить. Его Айван должен из беззаботного раздолбая, каким он предстает в начале фильма, перевоплотиться в глубоко верующего человека, способного силой своей веры изгнать Дьявола, к финалу.
Ну а первый смешок появился, когда в первую ночь вокруг Айвана начали летать мошки и птички, сразу как-то вспомнился "Ночной Дозор" и не хватало фразы "Всем выйти из сумрака!". Ведь что в "Дозорах", что в "Ведьме" - просто сумрак какой-то! Тут тебе борьба добра и зла, светлых и темных сил, правда, локального масштаба. Дальше – больше. В "Ведьме" Фесенко посыпались цитаты за цитатой из других фильмов – это и "Девушка из воды" Найта Шьямалана, в которой девушка "открыла личико", а в "Ведьме" она исчезла в сливном отверстии ванны, и "Обитель зла" Пола У.С. Андерсона с плавающими в воде утопленниками и воинственной Милой Йовович, а здесь – с противостоящим Айваном, была замечена даже цитата из "Догвилля" Ларса фон Триера и сцена празднования дня независимости из него, когда весь городок собрался за одним столом, как в "Ведьме", но вместо праздничной утки был бедолага-петух, который исправно кричал две ночи и, как и полагается по старинным поверьям, своим криком ознаменовывал бессилие темных сил.
Ну и, конечно же, отдельного разговора в подобного рода фильмах заслуживают спецэффекты. Очень не ровно сделаны: где-то просто здорово, как в сцене прохода Мэрил через разорванный круг, а где-то на школьном уровне, как общие виды церкви. Раздражали также некоторые визуальные несостыковки: например, как во время проливного дождя может быть видна луна? Понятно, что авторы хотели показать, что сейчас, согласно закадровому тексту, начнется бесовщина, но уж извините, может в этом городке ливни и бывают в безоблачном небе, но это уж совсем из серии "народ и так схавает". В общем, первый блин жанра фильмов ужасов вышел комом.
Ирина Штефанова
1322 Прочтений • [Рецензия на "Ведьма"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]