Отчего наши мелодрамы не снимают счастливыми? Отчего у нас даже трогательные, одухотворенные лавстори не обходятся без водки, мордобоя и двустволки? Думаете, у них, за бугром по-другому? Авторы "Эйфории" считают, что да, и возможно, они правы. Очередную версию правды как она есть о российской глубинке и ее любви и ненависти нам решил показать дебютант в кино, но сложившийся театральный режиссер Иван Вырыпаев. Собственно, весь сюжет построен на взаимоотношениях банального любовного треугольника: Он, Она и ее Муж. Через эту изначально трагическую историю, потому что кто-то здесь явно лишний (хотя при раскладе, где лишняя Она, фильм мог бы уже тянуть на комедию), раскрывается жизненный уклад провинции, до боли узнаваемый и мастерски точно переданный, начиная от немудреных, но от этого не менее страстных, взаимоотношений между местными и заканчивая костюмами всех без исключения героев. Диалоги здесь сведены к минимуму, но наиболее приближены к жизни, вроде: "Скажу, что всё. Чё мне еще-то говорить?".
Он – это Павел (Максим Ушаков), с него-то и начинается фильм, потрясающий зрителей своими шикарными мизансценами, по ним можно составлять учебник по режиссуре, даром, что это кинодебют. Хотя возможно, точная выверенность сцен, проходов героев пришла в фильм Выпыпаева именно из театра – чего только стоит сцена, где Паха и Вера разговаривают, а между ними пропасть, или когда муж Веры, Валерий (Михаил Окунев) обедает, а из комнаты в окне виден мечущийся Павел. Символичны и многочисленные панорамы окрестностей сверху, две дороги, переплетающиеся в одну, словно судьбы Пахи и Веры, а сцена с лодкой и лежащим в ней Павлом словно в гробу, плывущая по ночной реке с отражающимися в ней звездами создает полную иллюзию, будто Павел плывет не то по небу, не то по мрачным водам Стикса.
Вот Паха ходит, принимая какое-то, мы еще не знаем какое, решение, беспорядочно мечется по степи среди выжженной от солнца травы меж гудящих от напряжения высоковольтных проводов, подчеркивающих нарастающее напряжение в душе героя. И знаковым элементом под занавес этого эпизода станет машина красного цвета, на которой весь фильм Паша будет перемещаться, предвещающая не то страсть, не то любовь, не то кровь. Собственно, и Она - Вера (Полина Агуреева) почти весь фильм проходит в алом платье, знаменующем то же самое. Лишь к финалу они наденут белые одежды, а потом будут и вовсе без них словно Адам и Ева в садах Эдема, символизируя перерождение, новую жизнь, а возможно, и новый грех. Всё бы напоминало здесь райские кущи посреди выжженной степи, если б не гроза, да не гудящие от напряжения провода.
Предыстория их встречи нехитрая: встретились они на свадьбе у Андрюхи Евсеева, ну и все. Началось. Наверное, Вера как женщина и мать, более ответственна перед семьей, а потому чувствует, что не должна уходить из дома, но это если бы дом был. А что это за дом, полуразрушенный, покосившийся, неуютный, в котором гуляют сквозняки? Глава семейства живет весьма приземленными понятиями собственника и, не моргнув глазом, может убить собственную собаку, отрезать палец дочке и убить не в чем неповинную корову с добрыми глазами. В общем, не человек Валерий – зверь. Напиться, проспаться, пострелять – и по новой. Конечно, Веру не устраивает такая жизнь, вот и отправилась она по течению жизни, по течению чувств, когда встретила Павла. Анна Каренина по-деревенски. И о дочке как-то сразу забыла, и о муже... Только он о ней не забыл. Кто виноват и что делать – извечные вопросы, на которые герои в очередной раз пытаются найти ответы. Кто-то получает вилку в грудь – кто-то пулю. Но это если повезет, ведь кому-то надо будет продолжать жить, и особенно страшно, если совесть не будет мучить. И без любви.
Ирина Штефанова
1539 Прочтений • [Рецензия на "Эйфория"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]