Если вы подумали, что "Поцелуй бабочки" - это что-то вроде фильма "Крадущийся тигр, невидимый дракон" с полетами по воздуху, драками на мечах и прочими матрешками восточной культуры, то спешу разочаровать, не верьте рекламной афише. Здесь вы увидите прелести востока с неожиданной стороны в лице китайских нелегалов северной столицы, хотя все-таки будут китайские рестораны, бордель под прикрытием массажного салона и даже воображаемое сражение на копьях в национальных костюмах.
Создатели фильма хотели сделать эротический триллер, а получили романтический боевик, как сами его и определили. Для первого жанра эротики маловато, а для второго - многовато, золотой середины не получилось. Как бы то ни было, но получилась история про любовь представителей Востока и Запада, известная со времен "Мадам Баттерфляй". Реалии сюжета таковы, что завязка начинается с прозы жизни: Николай Орланов по пьяне переспал с незнакомкой, чье имя он на утро, конечно же, не смог вспомнить. Но внезапно вспыхнувшая любовь помогла ему не только вспомнить всё, но даже узнать настоящее имя китаянки. Не обошлось и без цитат: в первой же сцене фильма, когда Орланов пишет свое имя на теле Ли, режиссер процитировал "Прожигая жизнь" с Сальмой Хайек, на теле которой ее возлюбленный оставил автограф на память. Был замечен также бальзам на душу одного из продюсеров "Поцелуя" – Дмитрия Месхиева, когда мы видим небрежно брошенную видеокассету с его фильмом "Свои" у Орланова в ящике стола.
В "Поцелуе бабочки" много "не нашего", много поклонов в сторону Голливуда: например, когда Орланов торопится к боссу, то почему-то кричит "Go, go, go!", как это часто делают хорошие парни в американских боевиках. Это тем более странно, что Орланова сложно назвать хорошим парнем, шлейф амплуа Саши Белого тянется за Сергеем Безруковым по сей день, поэтому, даже играя безобидного на первый взгляд компьютерного гения, его герой нет-нет, да и сталкивается с криминалом, нарушая законы. Вот и преследуют его то гаишники, то бандиты, то китайцы, потому что куда ни глянь – везде система, как говорит "Маршал", начальник Орланова, и каждый живет по законам своей системы: Николай зарабатывает деньги, чтобы жить в квартире класса люкс, гонять на спортивной тачке и кататься по питерским каналам на своем катере, Ли – чтобы отрабатывать легальный паспорт и жить в России. Но на то Орланов и компьютерщик, чтобы создавать собственные системы и переиначивать чужие. Но когда один из героев решает нарушить порядок течения жизни в одной из систем, то оказывается тем самым мотыльком, летящим на огонь, как сказала Орланову Ли в первых словах своего актерского текста. К слову, актерский дебют китайской модели Лань Янь состоялся вполне успешным, она почти правдиво отработала свою роль и ее дуэт с Сергеем Безруковым оказался вполне убедительным.
Финальная песня в исполнении Юрия Шевчука совсем не подходит к этому фильму, хоть и звучит на фоне русских просторов, взывая к вечному, к гармонии. Слова песни по смыслу будто бы созвучны сюжету, но слишком назидательный, поучительный тон исполнителя, его голос и дух андеграунда не вяжется с гламурно-буржуазным, попсовым образом жизни Орланова. Это все равно, если бы в "Гарри Поттере" финальную песню, пусть даже про волшебников, исполнял Владимир Высоцкий. Я согласна, что стандарты и общепринятые каноны ломать надо, особенно в искусстве, но есть вещи совсем не уместные, данный случай, к сожалению, не исключение.
Дежа-вю меня не покидало на протяжении всего фильма. Складывалось чувство, что где-то я все это уже видела: в одном из своих последних фильмов "Город без солнца" Сергей Безруков играл питерского художника по имени Алекс (забавно, что в "Поцелуе бабочки" китаец по имени Алекс окажется соперником Орланова и главным китайским злодеем) и тоже любовался пейзажами с высоты крыш. В недавно вышедшем "Вдох-выдох" Ивана Дыховичного главный герой также любил разъезжать по каналам Питера со своей любимой, я уже не говорю о водоемах в отечественных фильмах, вышедших один за другим, из которых одинаково выныривала вся веселая компания: Игорь Миркурбанов и Екатерина Волкова во "Вдохе-выдохе" , до этого - Алена Бабенко в "Жести" на фоне взорвавшейся машины, и вот теперь - Сергей Безруков и Лань Янь, позади которых догорают обломки катера. Синхронное плавание, а точнее – синхронное выныривание, видимо, последняя модная тенденция в нашем кино.
Ирина Штефанова
868 Прочтений • [Рецензия на "Поцелуй бабочки"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]