В этом году наши кинематографисты сделали сразу два фильма со словом "фарт", на одну тему о золотых приисках и старателях: зимой вышел "Фарт" с Евгением Цыгановым в главной роли, а к лету нас одарили "Фартовым" с известными актерами вроде Артура Смольянинова в эпизодических ролях и менее или совсем неизвестными в главных. Странно, взяли бы того же Смольянинова на главную роль, фильм уже на половину, а то и на две трети был бы спасен. Между тем, главным козырем "Фартового" стало имя Владимира Высоцкого, автора романа "Черная свеча", легшего в основу фильма, однако не спасшего его от провала. Если "Фарт" – это что-то вроде "Неотправленного письма" на новый лад, только про поиск золота, а не алмазной трубки, то "Фартовый" – это уже успевшая всем надоесть рефлексия на сталинизм, лагеря и остальной суповой набор по списку.
Создатели собрали в фильме все до кучи, показывая повествовательный сюжет рвано и не логично, поэтому главного героя не жалко, за него не переживаешь, а отрицательное обаяние самого актера уже на десятой минуте фильма начинает раздражать. Жизнь ГУЛАГа с охранниками, уркаганами, политзаключенными и даже кавказцами периодически разбавляет общую мешанину, к которой добавили заезжую Вуличенко из Ленинграда, только что окончившую Консерваторию, а потому занимающуюся музыкой с внучкой начальника лагеря. В общем, все как у Чехова - "люди, львы и куропатки…". В скомканном начале фильма без поллитры не разберешься, почему это вдруг Морячок-Упоров решил удрать на внедорожнике из-под носа вооруженных охранников, разве только платочком не помахал, проезжая мимо них и владельца авто, заместителя начальника лагеря, пока тот миловался с Вуличенко и говорил о высоких материях вроде ленинградского моста с конями. А та стояла и смотрела, как Упоров уезжает вдаль, раскрыв рот. Собственно, до конца фильма она его и не закрывала.
С горем пополам развиваясь, сюжет приобретает жанр производственной тематики, в котором передовик производства Фартовый выступает с предложением по увеличению добычи золота и начальник лагеря уже называет его по имени-отчеству. Сюжет основан на реальных событиях, но показан ненатурально, а потому смешно. Об Упорове, который ведет себя соответственно фамилии, упорно добиваясь свободы, пишут в центральных газетах как о стахановце, а он тем временем успел и венчаться, и добиться увольнений в деревню, и даже завоевать авторитет среди заключенных. В общем, прозвали его Фартовым именно потому, что он выживает и выкручивается из любых ситуаций. Правда, надо отдать Упорову должное, что фарт возник не на пустом месте: парень он здоровый, был чемпионом N-ckoгo флота по боксу, так что физически подготовлен неплохо. А уж когда повстречал Наталью, понял, что ему только ради нее и надо жить-выживать, да свободу наживать. Упорову надо только одного, да и этого немного, да почти что ничего.
Зачем героиня Вуличенко приехала на поселение не очень понятно, предположительно к сидевшему отцу, но его мы так ни разу и не увидели. Да и деревня, скупо показанная, состоит, судя по всему, из одной глуповато улыбающейся Вуличенко, потому что ни одного жителя в деревне замечено не было. Создается впечатление, будто Наталья Елецкая, героиня Екатерины Вуличенко, влюбилась в Вадима Упорова только лишь потому, что он осужден по пятьдесят восьмой статье, как ее дядя и отец и более-менее подходит ей по возрасту. Видимо, их дети продолжили бы эту семейную традицию, если бы статью не отменили.
В общем, Фартовому все время везло, а вот фильму что-то не подфартило. Видимо, фарт когда-то все-таки заканчивается, здесь он закончился на главном герое, который собственно, и в книжке себя неплохо чувствовал.
Ирина Штефанова
1519 Прочтений • [Рецензия на "Фартовый"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]