Создатели "Жести" изначально позиционируют название фильма с жизнью, прикрываясь жанром "психовик", выведенном ими же, надеясь на покровительство духа Альфреда Хичкока и его "Психо", Психо + week = Психовик. Некогда, в конце девяностых у фильма "Москва" появился слоган "Жизнь жестче", а сейчас, в середине первой десятилетки XXI века кинематографисты слово "жизнь" уже попросту приравняли слову "жесть", мило подписавшись в тексте пригласительного билета как "Группа "жестянщиков". Это один из немногих удачных трюков PR-cлyжбы, продолжающий работать на концепцию фильма и до него и после, слоган теперь стал жестче: "Ада нет, кроме того, что рядом жесть". Можно вспомнить "Водитель для Веры" с той же Аленой Бабенко в главной роли, афиша которого была далека от идеи фильма и решена в гламурном стиле пятидесятых годов прошлого века, с прилагающимся никелированном авто, загорелым красавцем позади актрисы и ее алыми губами на первом плане. Что ж, значит могут, когда захотят. Но это только присказка, а сказка впереди.
Вместе с Мариной мы совершим путешествие по городам-героям нашей необъятной Родины, из Москвы проедемся по новому мосту Санкт-Петербурга-Ленинграда, оттуда снова окажемся в первопрестольной, а затем погрузимся в атмосферу гор не то Крыма, не то Кавказа. В общем, тополиный пух, жара, июнь. Да и ночи такие темные… Самое интересное и активное в "Жести" происходит по замыслу авторов именно ночью. Герои успевают выпить, попеть, утопив предварительно труп какой-то невесты в озере, угнать машину, оказаться в лапах злодеев-"шатунов", и от их же лап ускользнуть. Самыми колоритными и яркими фигурами в фильме являются опять же жители поселка-микросхемы: тут тебе и бритоголовый Лаврентий в исполнении Юсупа Бахшиева, являющегося по совместительству и продюсером фильма, и его канареечного цвета друг Валентин - Игорь Лифанов, который, видимо, унаследовал пижонство от своего Попугая из "Дневного Дозора". Обитатели передвигаются по селению кто на велосипеде, кто на мотоцикле с коляской, кто на лошади, словно всадник без головы, в общем, кто на чём горазд, но только не пешком. И только некоторые, вроде беглеца из больницы, предпочитают передвигаться самостоятельно, а как садятся за руль, так сразу и попадают в неприятные ситуации. Вот и Марина предпочитает передвигаться все больше своим ходом, знакомясь по пути с неучтенным селом N и его обитателями.
Марина – отчаянная журналистка, которая не знает слово "нет", ведет себя по-мужски, даже пьет водку наравне с сильным полом, постоянно курит, в общем, представляет собой полный набор штампов представлений о журналистке. Марина все больше занимается криминальными скандалами и профессия, видимо, наложила отпечаток на ее характере и образе жизни, ведь она работает наравне с мужчинами. Для нее не существует закрытых дверей, если она задастся целью, то ее обязательно достигнет, но только не подозревает, что сама однажды может оказаться чьей-то целью. Газетная тематика героини продолжается и в ее одежде: во время основного действия она будет в черно-белой майке а-ля Джон Гальяно, в виде газетных полос. Здесь же продолжается идея черно-белой жизни, в которой наступает то черная полоса, то белая, попутно вспоминается спор маньяка с Мариной о рае и аде, продолжается контрастный душ представителей богемы в лице персонажей Ренаты Литвиновой, Гоши Куценко, Ивана Урганта, Анатолия Белого и безвестных обитателей дачного поселка с уголовным прошлым и настоящим. Между ними словно единственная, случайная связующая нить – Марина, оказавшаяся между молотом и наковальней, выбором долга и чести, закона и обстоятельств, разума и чувств.
Перекличка с Хичкоком заранее снимает ответственность с создателей фильма, дескать, было это на самом деле или нет, не так уж и важно, главное, что воевала журналистка Марина то с шатунами, то с Терминаторами и прочими духами огородных товариществ самоотверженно, это главное, а был ли мальчик на самом деле или мальчика-то и не было, был ли маньяком герой Михаила Ефремова или нет – уже не важно. Но после всех событий, происшедших с журналисткой за пару дней, Марина всерьез подумывает о самоубийстве, тут-то ей и является, словно бог из машины дух убитого обнаженного в исполнении Гоши Куценко, сообщающего, что же важно в жизни. Или не важно.
Ирина Штефанова
1389 Прочтений • [Рецензия на "Жесть"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]