Комикс, запечатленный в кинематографе, пришел в Россию с такими фильмами как "Криминальное чтиво", но окончательно утвердил популярность жанра фильмом "Убить Билла", после чего началась всемирная болезнь "тарантинщиной". Творчество Квентина Тарантино не оставляет равнодушными и отечественных режиссеров, многие из них периодически все-таки пытаются повторить стилистику короля кинокомиксов. Здесь можно вспомнить многих режиссеров, но одним из последних попробовал сделать черную комедию в стиле комикса Алексей Балабанов, видимо, уставший от лавров режиссера серьезных фильмов, таких, как "Брат", "Война" и "Река". Режиссеры тоже люди, ничто человеческое им не чуждо, а потому даже самые серьезные мэтры кинематографа иногда решают похулиганить в фильмах. Даже Сам (Никита Михалков), назвавший когда-то Тарантино сантехником, теперь здоровается с ним за ручку (мы это могли видеть на прошлом Московском кинофестивале), а теперь вот и снялся в картине Балабанова "Жмурки", очень напоминающей то же "Криминальное чтиво"...
Балабанов якобы посвятил "Жмурки" тем, кто выжил в 90-е годы, но на самом деле получилась картина немного о режиссере, знакомых ему кинематографистах кинокомпании "СТВ" и, конечно же, фоном о стране. Главные герои здесь разъезжают на любимом "Бумере", уже воспетом названной кинокомпанией в одноименном фильме. В 2000-е именно они, рыцари больших дорог, будут вершить человеческие судьбы, сидя в депутатском кресле. Но это будет намного позже, а пока они лишь жалкие "шестерки", выполняющие заказы своего хозяина. Саймон (Дмитрий Дюжев) отлично играет маньяка-убийцу, во многом доверяющего своему напарнику Сереге (Алексей Панин). Они отлично спелись: Саймон выполняет роль головореза, а Серега держит его в узде, иначе тот и папочку бы родного "замочил". Дмитрий Дюжев играет, как всегда блестяще, однако стоит отметить Баклажана в исполнении Григория Сиятвинды, которому досталась роль русского эфиопа, "черного негра", как было написано в сценарии. Он очень трогательно и комично отстаивает право называться русским, переняв все привычки нации, убивая и грабя по-русски. Даже понятие "муха" у него гипертрофировалось, сообразно гигантомании, чуть не в пулемет.
Фильм переполнен образами и прообразами, создающими особый колорит фильма. Такой подход чем-то напоминает "8 ½ долларов" Григория Константинопольского, у которого многие персонажи имели прототип в жизни, такой, как режиссер Юрий Крымов в исполнении Ивана Охлобыстина. В "Жмурках" прообразы читаются в некоторых персонажах, таких как Сергей Михайлович в исполнении Никиты Михалкова, являющегося полным тезкой Сергея Михайловича Сельянова, продюсера "СТВ" и Кабан (Юрий Степанов), внешне очень напоминающий режиссера Максима Пежемского ("Мама не горюй"). Эта картина примечательна также тем, что здесь даже в эпизодических ролях заняты знаменитости. Признаюсь, Дмитрия Певцова не признала в роли адвоката, уж очень здорово он перевоплотился в роль, просто до неузнаваемости. Ему бы раскрывать эти свои грани таланта и в других работах – цены б ему не было, а то он везде одинаков: что в картинах про современность, что в костюмных и исторических лентах. Интересно здесь также посмотреть на Литвинову-официантку, шалаву образца 90-х, пытающуюся сохранять женское очарование в убогом питейном заведении. Непонятно к чему в эпизодической роли задействован Андрей Мерзликин, роль которого сводится к фразе типа "Кушать подано". На его месте мог бы оказаться любой другой молодой актер. Собственно, Мерзликин, судя по всему, толком и не понимал, что же ему играть, поэтому все свои сцены он идиотически улыбался, что весьма не характерно для охранника, пусть и комиксного. Непонятно также, к чему в эпизодических ролях также присутствует Татьяна Догилева, Жанна Болотова и другие звезды экрана, лиц которых толком-то и рассмотреть нельзя в этом фильме...
Ирина Штефанова
1344 Прочтений • [Рецензия на "Жмурки"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]