Вечная проблема любовного треугольника, творческого кризиса и человеческих отношений разворачивается в декорациях Москвы пятидесятых годов в фильме "Долгое прощание" Сергея Урсуляка ("Русский регтайм", "Дачники", "Сочинение ко Дню победы"). Картина поставлена по одноименной повести Юрия Трифонова, некогда считавшегося чуть ли не диссидентом, открывшим новую Москву, фильм же получился совсем не антисоветским, а скорее, психологическим, исследующим эволюцию человеческих чувств, их отношений, осознание творческой личностью своей самостоятельности и независимости.
Ляля – известная, модная актриса, героиня пьес Смолянова, ведущего драматурга театра, в котором она играет. Ее узнают на улице, приглашают на праздники в высшие круги общества, она профессионально востребована. Почему она продолжает встречаться со Смоляновым, будучи замужем, точно и она не сможет, видимо, сказать. То ли по старой памяти, то ли в благодарность за устроенную жизнь, успешное участие в спектаклях, пусть и по весьма посредственным пьесам, которые станут макулатурой уже через пару десятков лет. Словно в насмешку, сейчас коллеги по театру его называют "Современным Шекспиром". Ляле изначально стало жалко этого, на первый взгляд беззащитного, неловкого, близорукого человека, у которого растет больная дочь.
Интересно показана ночь в доме Смолянова: характерной чертой времени подмечено, когда герои под гимн, звучащий по радо засыпают, и с ним же просыпаются. Гимн звучал, да и звучит в наши дни, на самом деле, но этот нюанс очень красноречиво показывает, как жизнь была пропитана государством, его атрибутикой, идеями. Авторы фильма не осуждают это, но и не ностальгируют по этому поводу. Вообще в фильме очень удачно восстановлена эпоха, атмосфера того времени: это и первые такси, наполовину черные, с шашечками вдоль корпуса, это и трамвай Аннушка (А), с заиндевевшими стеклами на морозе, и характерная архитектура сталинской эпохи, контрастирующая с деревянными постройками небольших домов, напоминающих скорее дачи, нежели жилые коммунальные дома.
С появлением Гриши в жизни Ляли появляется новый смысл, человек, о котором нужно заботиться, которого нужно как маленького ребенка поддерживать, утешать. Она для него скорее мать, нежели жена. Гриша талантлив во многом, и это его беда. Он не может, а может, подсознательно и не хочет, найти себе применение в жизни. Не хочет – вопреки успешности и известности Ляли, вопреки Смолянову, подозрительно часто наведывающемуся к ним домой. Гриша нигде не работает, фактически он иждивенец, живущий у Ляли. Но он не так глуп, чтобы ничего не подозревать о намерениях драматурга. Однажды, трагикомично он скажет отцу Ляли: "Вы знаете, я даже подозреваю, что он… не читал Достоевского!".
Гриша талантлив, даже Смолянов, ознакомившись с его пьесами, это понял. И тут же решил набиться к нему в соавторы, чтобы поднять свой авторитет за чужой счет. Грише он может назвать причину его неустроенности: "Нет почвы", ничем не объяснив свою фразу. Зато Смолянов слишком уж крепко стоит на этой самой почве, настолько крепко, что у него не осталось ничего святого. По счастью, Ляля узнает вскоре сущность Смолянова во всей красе, узнает вкус предательства, и Гриша решит начать самостоятельный творческий путь. На фразу Смолянова о том, что Гриша тоже может предать, Ляля скажет, что он слабый, а слабые не предают. Но она его любит скорее не потому, что он слабый, а потому, что просто любит, так, ни за что. Она хочет от него ребенка, хочет оформить с ним отношения официально, и давно бы это сделала, если бы мать не вмешивалась в ее личную жизнь. Отношения Ляли и Гриши очень искренние, но очень хрупкие, все вокруг против них, как против стеклянной теплицы, которая стоит у Лялиного дома. И в один прекрасный день бульдозер снесет эту теплицу, как однажды, под напором давления всех противников и завистников любви Ляли и Гриши, рухнет их связь. Автор проводит аллегорию, в которой любовь хрупка, нуждается в поддержке, в охране словно та теплица, в которой цвели прекрасные цветы, которые были гордостью местных жителей.
Приятель Гриши о директоре театра как-то сказал ему: "Через 30 лет вы поменяетесь местами, и только я останусь тем, кем был". Гриша не может поверить этому, он не такой, как все, и в дальнейшем, всей своей жизнью будет это доказывать. Судьба сведет героев в одной точке, но существование их будет параллельно, в оптимистичные восьмидесятые в Москве, но счастливы ли они, и достигли ли того, о чем мечтали? Похожи, с утратой любви, жизнь не имеет значения, кем бы ты ни был, и какое бы социальное положение не занимал. Но с другой стороны получается, что те годы, которые они считали несчастными, потому что не могли жить в гармонии с окружающим миром, окажутся лучшими годами их жизни, им будет что вспомнить.
Ирина Штефанова
1869 Прочтений • [Рецензия на "Долгое прощание"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]