Фильм Ренаты Литвиновой "Богиня: как я полюбила" – режиссерский дебют в игровом кино. Рената уже известна своими работами как сценарист, актриса, режиссер документальных фильмов, а "Богиней" она закрепила за собой звание разносторонне одаренного человека. Этот фильм можно назвать не просто талантливым, удачным, состоявшимся, но он еще и обогатил современный отечественный кинематограф новыми гранями, сделал авторское кино доступным, интересным широкой аудитории.
"Богиня" – это глубоко субъективный, женский фильм. Женский фильм не потому, что большую часть съемочной группы составляют женщины (Рената Литвинова здесь режиссер, сценарист, исполнительница главной роли и сопродюсер Елены Яцуры), а потому, что он повествует очень по-женски, взглядом и мыслями женщины, хотя и затрагивает общечеловеческие, философские проблемы. "Богиня" доказывает абсурдность, никчемность жизни без любви, лишь почувствовав дыхание смерти, героиня Ренаты - Фаина решает полюбить. Не случайно подзаголовком фильма идет фраза "Как я полюбила". Автор поет гимн любви, убедительно заставляя поверить, что это чувство – единственная цель в жизни, добивается того, чтобы зрителей обуял ужас от скоротечности жизни и откладывании чувств "на потом". Но, с другой стороны, она и ставит вопросы: а может ли оправдать любовь преступление? Например, убийство ребенка или самоубийство? Вопросы есть, а ответы каждый ищет сам. Ответ дано найти или не найти каждому в жизни, но самостоятельно, как героине фильма Фаине.
Фаина (Рената Литвинова) – следователь. Ей приходится сталкиваться с различными судьбами, быть свидетелем самых нелепых и жутких смертей, расследовать дела, порой душераздирающие, невероятные. Но она ничего не боится, даже идти на контакт с убийцами. Она одна может пойти в гости к подозреваемым (Андрей Краско) ради следственного эксперимента, самою же собой и синициированного, лишь иногда она берет с собой вечно преданного Колю и такого же, как она, не вполне адекватного, слегка сумасшедшего, но профессионала в своем деле, Егорова-Ягуарова (Константин Мурзенко). Кажется, ее даже не очень трогают страдания отца (Виктор Сухоруков) пропавшего ребенка.
Сначала фильм разворачивается как психологический детектив, но попытки разобраться в личной жизни Фаины появляются уже в самом начале, когда мы видим ее сны, появляющиеся несколько раз в фильме. Они пронумерованы, словно сны Веры Павловны у Н.Чернышевского. По мере того, как Фаина ведет уголовное следствие, она исследует и свою жизнь, как-то рано, в тридцать лет начиная подводить итоги, не без помощи снов, конечно, в которых то ее умершая мама (Светлана Светличная), то неизвестные души упрашивают зачем-то умереть. Фаина пока не понимает, к чему ей снятся эти сны, она не может понять своего предназначения, и особенно эта грусть обостряется, когда ее отстраняют от дел после неудачно проведеного следствия, Фаина в доме остается наедине с собой.
Она еще глубже уходит в свой внутренний мир, погружаясь в него при помощи коньяка и сна, не выходит из дому. Даже от любящего ее Коли она пытается скрываться, пытаясь пока разобраться в себе, найдя себе достойное применение в жизни. И она его находит, вернее, не она, а профессор (Максим Суханов) ее находит, бывший подследственный, но уже для своего эксперимента. Ради него Фаина впервые в жизни решает взамен на необычное путешествие полюбить. Фаине суждено стать Богиней, или кем-то вроде того на время, чтобы облегчить души умерших, не проживших на земле достойную жизнь и найти для себя какие-то ответы, тревожащие ее со времен отстранения от дел.
Сюрреализм проявляется на протяжении всего фильма, но к финалу он достигает своего пика, полностью перейдя на этот язык, и в интерьерах и в костюмах, и в речах. Здесь и двойник Фаины то ли из Зазеркалья, то ли из Другого Измерения, внешним обликом похожий на героиню Софико Чиаурели в фильме "Древо желания": выбеленное лицо, выбеленный парик, красные губы бантиком, театрально-карнавальная одежда с чужого плеча, которая выделяется своим неземным обликом на фоне остальных людей, передавая и состояние самой Фаины, исполняющей миссию Орфея. Но вместе с тем, по мере развития действия "На том свете", "На этом, белом свете" двойник Фаины сталкивается с проявлениями нашей жизни без прикрас – это и бомжи, и мальчишки, пинающие двойника, принявшие его(ее) за умершего бомжа.
Фильм "Богиня" весь наполнен символикой, числами: здесь часто повторяются цифры пять, семь, девять, издавна имеющие магическое свойство. В "Богине" на редкость органично сочетаются расчет, философия, мораль, полет фантазии и логика. Этот фильм поражает удачным и гармоничным сочетанием таких, казалось бы, не сочетаемых вещей. Также здесь Рената, пожалуй, впервые выступила и как философ, причем это не какая-то отстраненная философия, а жизненная, на уровне религиозной морали, к которой каждый приходит самостоятельно. В заключение фильма, под документальную съемку, разные люди говорят о том, что важно в жизни. И слово это, конечно, будет "ЛЮБОВЬ".
Ирина Штефанова
1362 Прочтений • [Рецензия на "Богиня: как я полюбила"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]