Поклонники "Гарри Поттера" и "Властелина колец" могут ликовать - наши сделали первый фантастический триллер, над ним работало полстраны. Режиссер Тимур Бекмамбетов, автор рекламных роликов таких, как "Банк Империал", многим запомнившийся по Суворову, где тот говорит: "До первой звезды ждем-с" снял фильм "Ночной Дозор" по одноименному роману Сергея Лукьяненко. За этим фильмом, как по книгам, последуют и остальные "Дозоры", очередной ожидается уже к этой зиме. Фильм не просто фантастика: в какой-то степени, он отображает нашу сегодняшнюю жизнь в различных ее проявлениях: это и концерт поп-звезд, и проверка документов на улице, и телевидение как часть жизни, и переполненное метро с недовольными, толкающимися пассажирами. Все эти приметы современности играют свою роль в цепи событий, берущих свое начало еще в дохристианской эпохе, от того в фильме постепенно стирается грань между фантастикой и реальной жизнью, где появляются Иные. Этот фильм мне чем-то напомнил "Чародеи", далекий по спецэффектам от "Ночного Дозора", но тоже экранизированный, но по книге других авторов - братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", в которой ниже дана приписка: "Повесть-сказка для научных сотрудников младшего возраста", тем самым, максимально ее приблизив к реальности.
Структура фильма мне напомнила "Властелина колец", где в начале рассказывается предыстория борьбы светлых и темных сил, затем событие переносится во время основного развития сюжета, а в финале точка не поставлена, и говорится о том, что скоро выйдет второй фильм. Честно говоря, средневековые сражения людей в доспехах, умытых кровью, не так интересны, как современность: начало девяностых и наши дни. История Антона Городецкого (Константин Хабенский), самого обыкновенного, на первый взгляд человека станет в фильме основной, именно он будет "связующим звеном" всех перипетий, когда окажется Иным. Но на дворе начало девяностых, а точнее, судя по всему – именно девяносто первый год, путч, потому что по телевизору идет "Лебединое озеро" (недвусмысленно отсылающее нас к историческим событиям) и популярная в то время песня "На теплоходе музыка играет". Антон пришел к ворожее, чтобы она вернула его жену, но благодаря этому визиту он стал Иным, перешел на сторону Дозора, а значит, светлых сил. С этого момента судьба Антона резко изменилась, как судьба страны. Получилось, катаклизмы в стране совпали с катаклизмами в личной жизни главного героя.
Но время идет, жизнь меняется, появились "МТС" и "Nokia", прошло двенадцать лет. Теперь стране угрожает не путч, а падающие самолеты, невидимые вампиры, "воронка" над домом девственницы, и от всего этого кто-то должен спасти. Конечно же, по законам жанра, им окажется самый-самый, но в этот раз он может быть как на стороне светлых сил, так и на стороне темных. Какую сторону выберет Антон, ведь он взят в Дозор на испытательный срок? Способен ли он на убийство, как об этом написано в досье? И какую сторону выберет его сын Егор? Смотрите следующие серии. Сын за отца: отвечает / не отвечает – нужное подчеркнуть. Егор говорит Антону: вы ничуть не лучше, раз ты хотел меня убить. И, в общем-то, он прав. Чем же закончится вся эта история, мы узнаем позже, но интрига есть.
В целом же, весь фильм воспринимается как первая серия, когда в следующей, видимо, будут оправданы и досказаны незаконченные истории. Например, история Ольги, превращенной в птицу должна была прозвучать, раз уж она о ней заговорила, но так и осталась за кадром, логичная встреча Антона и его жены, сбежавшей к другому так и не состоялась. Также по законам сказки должно было произойти обретение счастья Светланой, история вампира-Кости (Алексей Чадов), так и не попробовавшего человеческой крови оборвалась на полуслове. Я, например, только из интервью узнала, что его вампир хочет стать человеком, в фильме же это не показано, Костя появляется на экране эпизодически несколько раз. Остается думать, что в следующей части авторы смогут более внятно излагать повествование, не так клипово, набросками, и не так неоправданно, хотя возможно, такой прием привычнее режиссеру.
А в целом, фильм вызывает искреннюю, непосредственную реакцию у зрителей. Например, когда я была на самом обычном сеансе в кинотеатре на "Ночном Дозоре", то в сцене у ворожеи, когда Антон согласился на вытравление плода у любимой, моя соседка, совершенно незнакомая девушка, непроизвольно произнесла: "Вот дурак!". Так что авторы добились искреннего соучастия и переживания за развитием событий. Единственное, что может многих оттолкнуть от экрана – так это обилие крови, особенно первую половину фильма.
Режиссеру даже рекламу в фильме удалось выгодно обыграть, особенно запомнилась сцена с Игнатом (Гоша Куценко) и Светланой (Мария Порошина), когда Игнат после покупки кофе "Нескафе" в магазине, говорит Светлане: "Хороший вкус, хорошее начало". Слоган продукта звучит иронично, издевательски, но к месту, рождая усмешку у зрителя. Также мне осталось не ясно: если ворожея правильно сказала Косте, что его любимая ждет ребенка, и сказала, что его отец – другой, то почему Антон все время его называл своим сыном? Несостыковочка. И еще есть несколько таких "ляпов", о которых не хочется говорить, потому, что в целом фильм все же располагает к себе. Это уже, от небрежности, от недостатка редакторской работы. Но все же, я считаю "Ночной Дозор", что бы о нем ни говорили критики, этапным фильмом в развитии отечественного кино, особенно в жанре фэнтези. Еще несколько таких работ, и нашему кино будет чем гордиться, а сейчас мы просто доказали, что можем делать достойное кино на европейском уровне.
Ирина Штефанова
1403 Прочтений • [Рецензия на "Ночной Дозор"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]