"Похитители книг" интригующе начинается со съемок исполнения песни "Мумий Троллем" в небольшом репетиционном зале-студии. Это дебют музыканта в кино, и его некинематографическая внешность и образ, придающие фильму клиповое звучание рождают закономерный вопрос, а при чем же здесь Илья Лагутенко? Он музыкант неплохой, и привлечет дополнительных зрителей на киносеансы, но все же…
Песня тоскливая, и девушке, главной героине - Катрин тоже тоскливо. Она большая фантазерка, испугалась кого-то насмотревшись Хичкока, и спряталась в книжном магазине. Она заскучала от одиночества и дала объявление в газете, на которое откликнулись двое ребят и девушка, их же звали ангел любви, ангел молчания и ангел надежды. Так появилась компания похитителей книг. Почему именно книг? Да потому, что предметом похищения может быть все что угодно, просто в ребятах проснулись бунтари, а книги, как носители интеллектуального труда, воплощают в себе и наибольшую доступность и избранность одновременно. Но идея за этим, конечно есть, хоть и высказанная невнятно. В Декларации Похитителей книг, например, есть фраза: "Мы похищаем книги, чтобы чувствовать себя свободными. Задумайтесь: сегодня продают книги, а завтра воздух и питьевую воду!". Эту фразу может сказать политик, а может и юморист в "Аншлаге" или "КВН" – настолько она серьезна и смешна, абсурдна одновременно.
Фильм рождает ассоциации с французской картиной "Амели", ставшей культовой уже в наши дни. В Париже по курсу следования Амели – героини фильма - нарисовали следы со стрелочками и расставили гномов. У нас в России, я думаю, такое возможно не скоро, да и то, только если авторы не будут задаваться такой целью. Режиссер, он же сценарист, "Похитителей книг" Леонид Рыбаков решил создать отечественную "Амели", чем вызвал у меня улыбку, напомнив афоризм: "А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?" (х/ф "Берегись автомобиля"). В попытке создать культовую картину, наполненную добром и позитивными смыслами, режиссер все изначально светлые побуждения свел почти к бессмыслице, а может даже, к порочной практике похищения книг. Сам процесс воровства здесь преподносится как подвиг, не имеющий, ничего общего с реальной жизнью. Меня, конечно, могут обвинить в ханжестве, но я от своих слов не отступлюсь, обвиняя "Похитителей книг" в двояком звучании "морали" фильма, если она, конечно, есть. Сюда же хочется присовокупить и сцену с раскуриванием косяка, где герои лежат в одурманенном состоянии. В "Амели" же, героиня совершала благородные поступки, с ее помощью люди раскрывались, становились лучше, терпимей, добрее, открывали в себе таланты, давно забытые чувства и ощущения.
Но у "Похитителей" не только с идеями кризис, но, надо признаться, при всей моей любви и снисхождении к отечественному кинематографу, и с сюжетом. Лихо закрученный, он как-то вяло сошел на нет к финалу, ничего особо нового не открыв, просто оставив Катрин в том же душевном беспокойстве, что и в начале. Но есть и интересные режиссерские находки, например, когда друзья стоят в купальных костюмах на берегу Москвы-реки, или с коллективным чтением "Войны и мира" с сошедшими героями книги со страниц, с батальными сценами, невольными участниками которых друзья стали, или сцена в магазине "Барби". Фильм сделан стилизованно, но с оттенком сюрреализма.
Очень запоминается колоритный персонаж – швейцар в лифте, который словно вечный перевозчик между разными измерениями философски замечает: " Время… Что мы знаем об этом?" или "Жизнь… Что мы знаем об этом?". В лифте во время движения раздаются неимоверные звуки, вносящие дискомфорт, но доводящие до хохота, которые станут одним из решающих факторов побега для Паши. Другие персонажи весьма интересны, например, невеста - новоиспеченная мать Паши, пытаясь соблазнить пасынка белыми чулками, ведет себя как стерва, которая свое не упустит, или продавщица кукол Барби, сама словно кукла, и одновременно, девушка-вамп в стиле двадцатых годов.
Во всей этой истории единственные, кому повезло – это Рита и Паша. Он нашли друг друга, дополняют друг друга, им больше ничего не нужно, кажется, они уже неразлучны навсегда, даже в больнице оказались вместе, выглядывая из одного окна. Рита, всегда кому-то подражавшая из знаменитостей, особенно удавалась ей Мерилин Монро, теперь обрела свое лицо, нашла свое истинное предназначение – любить и быть любимой. Эта влюбленная пара резко отличается от новобрачных – отца Паши и его жены, выгодно выделяясь чистотой, искренностью чувств. Паша, раньше такой застенчивый, теперь способен на многое, может угнать машину, выкрасть свадебное платье ради любимой, он стал решительнее, свободнее, сильнее.
Тема тоски в фильме проходит, как только появляются друзья в жизни Катрин, но тоска и скука возвращаются вновь и вновь – героиня так и не нашла себя, свое предназначение в жизни. И любовь у нее какая-то не устроенная, и жизнь не совсем удалась. Но ей еще только двадцать, у нее еще все впереди. Кто знает, даст ли она новое объявление в газету?
Ирина Штефанова
2011 Прочтений • [Рецензия на "Похитители книг"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]