После того, как фильм Звягинцева "Возвращение" взял "Золотого льва" в Венеции, состоялся внеконкурсный показ на "Киношоке" в Анапе. Зал был полон, ажиотаж доводил зрителей до нетерпения, но наши соотечественники (да и я, чего уж там скрывать) не удостоили фильм десятиминутной овацией. Видимо, мы слишком многого ждали от него. Но, буду говорить только за себя.
Начиная с первых кадров, фильм сразу же приковал мое внимание к экрану, завораживающие подводные съемки, интересные ракурсы, необычный сумеречно-осенний, холодный цвет воды, словом, всё выгодно выделяет этот фильм из целого ряда наших современных картин, не только отечественных, но и всего современного кинематографа. Работа профессионалов: оператора, художника, просто блистательная, не говоря уже об актерах, особенно исполнителях главных ролей – Владимире Гарине и Иване Добронравове.
Этот фильм – притча, которая происходит вне времени, вне места. Сначала я подумала, что это тонкий ход продюсеров, рассчитывающих на успех, которые решили показать место действия не конкретно российское, а абстрактное, близкое и западному зрителю, потому что в кадре действительно, запечатлены места, которые могут быть и в Италии, и во Франции, и даже в консервативной Англии. В результате фильм получился не матрешка, успешно продающаяся иностранцам, а некое существо, не имеющее четкой привязанности. Также получилось и со временем: эта история могла произойти не только в наши дни, но и в пятидесятые, и в сороковые, и даже в тридцатые годы двадцатого века, не утратив при этом своей актуальности. Кстати, с начала фильма и не поймешь, о каком именно времени идет речь.
История довольно проста, и в кинематографе встречалась уже много раз, когда полумифический отец появляется ни с того, ни с сего, и пытается наладить контакт с детьми. В этом фильме, складывается впечатление, что у отца криминальное прошлое, и, что, возможно, он вышел из мест, "не столь отдаленных". У братьев проскальзывает фраза об отце-летчике – дежурной сказке для детей, растущих без отца, и мы понимаем, что на самом деле неизвестно кто этот новоявленный отец – настоящий, или просто очередной кандидат на эту роль. По крайней мере, так сказала их мать, а маме надо верить. И дети поверили. Или почти поверили.
Вообще, в фильме много недосказано, и не четко прорисовано – если с фигурой отца еще можно смириться, и оставить непрорисованной, объясняя её как загадку, то вот остальные драматургические недоработки, как, например, с таинственной коробкой, которую он доставал, и о которой более не упоминалось – так и не ясно: то ли это наворованное добро, то ли что-то еще. И вот подобные мелочи, которые на бумаге, когда готовится сценарий, не так заметны, потом на пленке очень выпирают, и оставляют зрителя в недоумении.
Возможно, это упущение продюсеров, которые торопили производство фильма, и их понять можно – ведь это коммерческий проект, а возможно и не их вина. Вообще, за нашими режиссерами водится такой грешок, когда про сценарий они говорят: "И так сойдет, по ходу придумаем", а на деле оказывается, что так не сойдет, и по ходу не очень-то придумывается, потому как, естественно, голова занята уже другими вещами. Но это уже проблема нашего киносъемочного процесса, которая, очень хочется надеяться, временная.
Для "REN-TV" и самого режиссера, "Возвращение" – это дебют, да к тому же, просто блистательный дебют, поэтому от всей души хочется их поздравить. Что бы мне не говорили о времени, которое все покажет, я уже слышу, как спустя N-нoe количество лет киноведы будут говорить, что этот фильм стал символичной победой в "Венеции", что само название "Возвращение" очень красноречиво говорит о возвращении отечественного кинематографа на международный уровень, который когда-то подарили "Летят журавли", "Баллада о солдате" и другие. Успешного возвращения!
Ирина Штефанова
1037 Прочтений • [Рецензия на "Возвращение"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]