Лучший отечественный сериал, доказавший, что можно приковать к телевизору самого ярого нелюбителя многосерийных фильмов, каким в силу дефицита времени всегда был ваш покорный слуга. Смотреть начал со скепсисом, в полной уверенности, что больше одной-двух серий не выдержу. Но уже к четвертой серии ловил себя на том, что с нетерпением посматриваю на часы в ожидании показа, а героическое "Па-бада-бада-пабада-бада-паба", несущееся теперь из каждого десятого мобильника, приятно будоражит кровь. Успех сериала слагается из нескольких составляющих, каждая из которых даже в единственном числе вывела бы фильм в однозначные лидеры.
Во-первых - это эпос. Настоящий ганстерский эпос, в котором удалось подробно отразить десятилетие послеперестроечной жизни, и с чем не справился за два часа экранного времени фильм "Олигарх". Эпос снимать - не... (см. рецензию на "Олигарх") Если нет возможности быть со зрителем 15 серий, нечего за это браться. Во вторых, это фильм в первую очередь о дружбе. Френсис Коппола объяснял успех "Крестного отца" тем, что это фильм о семейных ценностях. Герои - гангстеры, но они - семья, где каждый готов отдать за другого жизнь. О такой семье мечтают все люди, и то, что потом эти отношения разрушаются, никого не волнует. Ведь лучше иметь и потерять, чем не иметь вовсе. Конечно, важен криминальный контекст, но он уходит на второй план - о семье добропорядочного плотника снять интересное кино сложно даже для Копполы. "Бригада" использует этот же механизм. Кто не мечтает иметь друзей, готовых ради тебя лезть под пули, готовых вытащить тебя из ментовки, отдав последнее, готовых втроем защищать твоих жену и ребенка от банды головорезов? Создатели фильма лукавят, когда говорят, что не романтизировали "братву" и снимали фильм-предостережение. Да, герои погибли, но зрителю их бесконечно жалко. Зритель не думает, что бригада Саши Белого - убийцы и вымогатели. Зритель видит верных обаятельных друзей и с первой серии отдает им сердце. Это закон жанра. Несомненный успех фильма - актерский состав. Сергей Безруков совершил невероятное - перевоплотился из солнечного мальчика в достоверного матерого бандюгу и сохранил при этом пробойное обаяние. Остальным актерам ничего не оставалось как соответствовать уровню и они с этим справились. Особенно хочется отметить режиссуру. В фильме целая россыпь прекрасных кинематографических находок - кровь капающая на мороженное с колеса обозрения, открытые в роддоме жалюзи, за которыми открывается букет роз, выключенный телевизор, отсвет которого гаснет на фотографии Пчелы, над которым нависла угроза, и множество других. В изобретательности старались не отставать и актеры - "поехали в палатку за водкой. Поехали, закрой дверь. Не, не закрою. Ну и я тогда не закрою..." И Линкольн Космоса выезжает из кадра с распахнутыми дверями. Мелочь, но такие мелочи есть в каждой серии, и это поддерживает интерес. Прекрасный сериал, сравниться с которым едва ли сможет в ближайшее время какой-либо телепродукт.
Увы, минусы тоже есть. Прежде всего операторская работа. Продюсеры многократно подчеркивали, что фильм снимался на Кодак с соблюдением всех кинематографических технологий. К огромному сожалению, этого незаметно - изображение фильма ничем не отличается от других сериалов, снятых на видео с последующей цифровой обработкой. Насколько выиграл бы фильм, если бы изображение в нем было чуть глубже и напоминало бы тот же "Однажды в Америке". Грязный, синхронно записанный звук с посторонними шумами, звучащий как бы "на расстоянии от актера". Неубедительная история с видеокамерой, с помощью которой "вычислили" настоящего злоумышленника с бомбой и крайне неубедительная история с Пчелой. Казалось, режиссер дал актеру задание - играй так, чтобы мы подумали, что ты виноват. Понятно, что нужно было повести зрителя по ложному следу, но не ценой правды поведения героя. Совершенно непонятен поступок Макса, который из верного друга и соратника стал вдруг злейшим врагом. Впрочем, к повторному показу сериала режиссер вставил в последние серии дополнительный материал, и поступок Макса прояснился. Хочется верить, что к выходу киноверсии "Бригады" будут исправлены и другие минусы. Изображение можно подправить на компьютере, звук записать заново, а неубедительность истории с видеокамерой зрители простят. Слишком уж здорово сделано в фильме все остальное. Не сомневаюсь, что киноверсия будет пользоваться огромным успехом и "Бригаду" ждет своеобразный рекорд. Впервые в истории фильм неоднократно показанный по телевидению сможет через два года после показа собрать хорошие сборы в кинопрокате. Видеоверсия киноварианта "Бригады" тоже обречена на успех - когда сюжет известен, смотреть сериал повторно скучно из-за медленного "многосерийного" ритма. Трехчасовой киновариант обещает динамичную историю, в которой останутся только самые лучшие моменты.
Андрей Орлецкий
1801 Прочтений • [Рецензия на "Бригада"] [15.09.2012] [Комментариев: 0]