Введение
Карта Defense of the Ancients существует с незапамятных времен, почти с того же момента, как появился сам Warcraft III. Хотя многие новички и думают, что доте от силы года два, - это не так. И все это время основной аудиторией доты были варкрафтеры, которые между баталиями в любимую игру были не прочь пофаниться в доту или в фути френзи :). Но в последние годы все сильно поменялось: дота начала из карты для развлечения переходить потихоньку в самостоятельный мод, а после - и в самостоятельную игру. Не знаю уж почему, но рядовые варкрафтеры с тех пор начали сильно доту не любить, мол дота - "no micro no brain", игра для нубов и дураков, которые не смогли добиться в оригинальном Warcraft... Так ли это, и может ли DotA считаться полноценной киберспортивной дисциплиной? Давайте разберемся вместе.
На самом деле нападки варкрафтеров на доту выглядят довольно странно, это все равно, что поклонники Half-Life стали бы обзывать нубами и презирать почитателей Counter-Strike в далеком 1998 году, когда CS только начинал свое триумфальное движение по клубам и чемпионатам всего мира. Глупо звучит, так ведь? Но ситуация с Warcraft и DotA парадоксально похожа, похожа до мелочей. Warcraft и Half-Life являются играми для геймеров-одиночек, DotA и CS - командные, возможно, в этом кроется их успех? Играть в хорошей команде всегда приятно: на подсознательном уровне знаешь, что можешь положиться на тиммейта в случае, если ошибся сам, чувствуешь поддержку команды, командный дух… Многим по душе именно командные виды как в киберспорте, так и в спорте реальном.
Впрочем, мы слегка отошли от темы беседы. Очень часто приходится видеть, как рьяные противники доты заявляют: "Какой же это киберспорт, полный бред, попса, фигня и для нубов". Подобные реплики кажутся, по меньшей мере, необоснованными, и более того, глупыми. И действительно, какие реальные аргументы приводят такие люди? Никаких - только непонятные наезды и вечное сравнение DotA и Warcraft. Зачем сравнивать две кардинально различающиеся игры, которые объединяет только движок? Вопрос открыт.
Для того, чтобы разобраться в том, является ли дота киберспортом, нужно сначала понять, что же есть киберспорт. К сожалению, киберспорт во всем мире пока что то, за что платят деньги издатели ради рекламы собственного продукта, исключение только в Корее, где существует уже какой-то культ киберспорта. Но если капнуть глубже и посмотреть, что нынче является самой популярной киберспортивной дисциплиной, откуда фактически берет свое начало сегодняшнее огромное движение киберспортсменов, какая игра есть на 99% всех турниров в мире, в какой дисциплине самые внушительные призы и большее количество участников? Конечно же, это Counter-Strike. Можно считать, что CS является истинным киберспортом, той игрой, издатель которой не платит никому за ее участие в турнирах, просто миллионы ее фанатов не оставляют никому сомнения, что она нужна людям, поэтому она будет на всех чемпионатах. В чем же сумасшедший успех Counter-Strike?
1) Он прост для понимания на начальном уровне. Любой малец, зашедший в местный компьютерный клуб, поймет CS, ему не нужно разбираться в сложных схемах bo Warcraft или учиться сумасшедшему макро Starcraft, достаточно купить понравившуюся пушку и идти крушить противников.
2) Он динамичен, зрелищен, он интересен и игрокам, и зрителям. Действие происходит сразу в нескольких точках на карте, динамика начинается со старта и заканчивается на последней секунде раунда или на смерти последнего из терроров/контров.
3) Есть здесь командный дух, как я уже говорил выше. И никто не будет спорить, людей предпочитающих командные виды спорта в разы больше одиночек.
Контрстрайк можно сравнить с футболом, чтобы играть в него, тебе не нужна клюшка и лед, как в хоккее или сетка, как в волейболе, тебе нужен мяч и пара друзей, чтобы наслаждаться футболом, также и в CS, также и в DotA. DotA схожа с CS по всем трем пунктам его популярности, возможно, слегка уступает в динамике. DotA проста на для понимания на низких уровнях игры, она не требует контроля армии как Warcraft (элемент, которому нужно учится долго и упорно и без которого даже на самых низких уровнях никуда). Контроль одного героя - это просто и понятно и это ХОРОШО. Кто не согласен, милости прошу, можете поспорить с CS'ерами, что их игра фигня, потому что она нравится любому, и в ней просто разобраться. Также как и в кс, дота проста только в начале, но ведь все те, кто обвиняют доту в ее нубской сущности, сами являются в ней нубами. Так какое, скажите, право нуб имеет на то, чтобы рассуждать об игре? Он не понимает ее механику, не видит фишек, не умеет думать так, как требует от него игра. Такие люди, как правило, играют в открытых играх battle.net, что равноценно левым и мелким сервакам для CS или местному клубу на 10 машин. Игрок, который всю жизнь пуляет в CS на каком-нибудь серваке, где максимум собирается 5 человек, и то из его подъезда и соседнего дворика, может рано или поздно подумать, что CS - бред и игра для нубов, потому что он ставит 9 хедшотов из 10, а, по его мнению, больше в CS и не надо, потому что он больше не видел и представить себе не может, что существует это "больше". Потом этот игрок соберет команду таких же "головорезов", приедет на какой-нибудь чемпионат и продует в ноль, начнет задумываться, а после просмотра репок (если CS действительно его интересовал), окажется, что CS намного глубже, чем он думал... что в CS есть место стратегии, тактике и прочему… Так что не надо обвинять доту за ее излишнюю простоту, в этом и есть секрет популярности любого спорта, будь он киберспорт или спорт реальный. Обманчивая простота затягивает игрока и уже не выпускает из своих лап, открывая попутно все новые ступени мастерства.
Дота только начинает развиваться. Как киберспорту ей не более полутора лет, но по ней уже есть множество лиг и чемпионатов, как онлайн (Esl, Dota-league, Cevo, Cal и др), так и оффлайн. Неплохо для игры, за которую никто оргам "на лапу" не дает, для игры, которая вынуждена прорываться за счет энтузиастов и сильнейшего динамично развивающегося комъюнити, а также через ненависть всех варкрафтеров планеты Земля %). Будем надеяться, что орги по всему миру и в первую очередь в России будут и дальше обращать внимание на DotA и станут чаще включать ее в ряды дисциплин своих чемпионатов, ведь мы, дотеры, знаем, что за ней будущее! ;)