Честно говоря, сам никогда не думал, что можно написать целую статью об этом в разрезе киберспортивной дисциплины. Однако на самом деле есть много чего сказать, и на чем заострить внимание.
Начнем с того, что наличие стереотипов меняет силу игры в отрицательную сторону. А уже от того, насколько такой тип мышления проявлен в сознании, зависит и степень его отрицательного влияния.
Почему стереотипы отрицательны? Почему они мешают нам играть правильно и хорошо? Потому что они - навязанные кем-то или чем-то образы.
Они могут быть навязаны нам самими собой посредством личного восприятия той или иной области игры, того или иного юнита. Ты хорошо играешь орком против всех рас кроме хумана? Ты сливаешь хуману, даже когда вы сталкиваетесь армиями, численность и качество которых у тебя в 2 раза выше? Тебя охватывает страх и желание отступить только лишь вид волшебниц? Тогда у тебя устойчивый стереотип боязни, например, масс-кастеров. И здесь начинается либо отступление, которое могло стать объективной победой, либо ты вступаешь в битву с превосходящими войсками, но беспричинная боязнь слить приводит к краху. А ведь таких примеров предостаточно в любых других сочетаниях рас и юнитов.
Стереотипы могут быть навязаны нам и другими людьми. Например, актуальные темы всех форумов и обсуждений, меняющиеся периодически содержанием, о так называемых "имбах". Или рассказы и заверения опытного друга, что в какой-либо ситуации "тебе ничего не светит". Либо это серия проигрышей известных игроков, повторы которых мы смотрим, какой-то одной тактике. И только ты вступишь в игру, и аналогичная ситуация станет перед тобой - ты проигрываешь, если подвержен влиянию стереотипов. Хотя объективно, что очень важно, должен был выиграть в этой ситуации.
Итак, снова, почему стереотипы отрицательны? Потому что каждый из нас воспринимает любую игровую ситуацию через призму личных мыслей, отношения к миру, людям и всего остального. В итоге мы получаем либо навязанный кем-то, либо нами самими образ ситуации, юнита. Причем этот образ не соответствует объективной картине. А объективная картина - это механизмы, заложенные в игру разработчиком, это математика, это "один зилот убьет двух собак, а трех уже не убьет". Именно тем стереотипы и отрицательны, что уводят нас от объективной картины.
Ведь если неопытный протосс увидит три собаки и отступит зилотом, аргументируя это тем, что "их же три, а у меня он один" - это же чистой воды стереотип. Но такая смешная ситуация уже не вызывает улыбки, когда она меняет масштабы, когда игроки с нормальным уровнем игры не могут справляться с ситуациями, с которыми они должны справляться.
Что же собственно делать? Ответ прост - избавляться от стереотипов. Ну, безусловно, нужно для начала досконально ознакомиться с игрой и узнать все ее объективные особенности. Безусловно, нельзя воспринимать близко к сердцу все выражения на форуме, а лишь выслушать их, взвесить и сделать собственный вывод. Необходимо перестать выставлять свой, извините, мозг в качестве "плодородной почвы" для всяких субъективных мнений. Столкнувшись с проблемой, продумать ее самому, посмотреть несколько риплеев разных игроков на одну и ту же тему, сравнить.
В конце концов, научитесь просматривать свои собственные поражения. Давайте вернемся к проблеме хуманов в качестве примера. Проиграв в очередной раз, запусти и пересмотри риплей. Поставь на паузу в момент, который решил игру, подумай сам, посмотри пару реплеев орка против хумана других игроков, позови обсудить друга. И сделай вывод, действительно ли ты должен был проиграть, или просто "ступил как нуб", имея двукратное превосходство. А если вывод - "ступил", и такое "тупление" идет каждую игру именно в этом моменте матча, то вот он наш драгоценный - гадкий стереотип.
Вывод выводом, но далее необходимо предпринять меры, которые будут носить волевой характер. Ведь в следующий раз в аналогичной ситуации возникнет такой же страх, те же мысли о поражении. Однако надо поймать себя на этой мысли и заставить думать в другом ключе. Не получится? Снова анализ, просмотр, совет, выводы. Снова ситуация, снова тот же страх, снова волевое усилие. Рано или поздно, когда стереотип будет окончательно повержен, возникнет победа, и победа эта будет не только над врагом, но и над самим собой.
GL, и пусть эта статья станет поводом для избавления хотя бы от одного стереотипа.
Ну в конце то концов, надо уже привыкнуть, что один зилот убивает лишь пару… хотя тут как посмотреть, - а если они со скоростью… а если зилот со скоростью… а если собаки с лапой… а если у зилота грейд на атаку… а…