Представляю вам, уважаемые читатели, перевод интервью с Кристиной «Peanut» Келли – американской старкрафтершей корейской национальности. Кристина – не профессиональный игрок, но свою карьеру она начала именно в Южной Корее, а сейчас вновь живет в США, где и проводит за любимой игрой все свободное время. Надеюсь, вам понравится наша беседа.
Расскажи о себе: кто ты и чем занимаешься в электронном спорте.
Меня зовут Кристина Келли. Мне 21 год, учусь в Гарвардском Университете на факультете лингвистики и специализируюсь на изучении китайского языка династии Мандаринов. Я американка корейского происхождения. Мои папа и мама родились в Корее, но затем эмигрировали в США. Я родилась в Бостоне и прожила там всю свою жизнь. Во время учебы я живу в университетском городке, но на каникулы приезжаю домой к маме, отчиму и маленькой сестренке.
На киберспортивной сцене больше известен мой ник Peanut, а также мое корейское имя Chung Jeeyoung. Этим летом я ездила в Корею с изучением своей университетской программы, и случилось так, что началось мое общение с ребятами фан-сайта SC2GG (www.sc2gg.com). Это некоммерческое сообщество, и до сих пор можно сказать, что моя штаб-квартира находится на этом сайте. Так всё и началось. В настоящее время я планирую сделать киберспорт своей профессией сразу после окончания колледжа. Особенно мне интересен Starcraft, крайне популярный в Корее в среде профессиональных игроков. Кроме того, я являюсь штатным и внештатным сотрудником SC2GG, Gravitas Gaming, StarCraft-ESP и eSportsTV.
Как долго ты уже занимаешься киберспортом?
Я заинтересовалась им примерно два месяца назад, когда зарегистрировалась на форуме SC2GG, и следующие недели стали для меня пропуском в мир корейского киберспорта.
Расскажи об этом поподробнее.
Я давно играю в StarCraft – еще со средней школы, когда мой бывший парень показал мне эту игру. Плюс к тому мой отец был владельцем магазина, где продавались пейджеры. Он все время был в курсе последних технических новинок и частенько покупал новые компьютеры. Разумеется, я тоже заинтересовалась компьютерами и Интернетом. Я до сих пор помню те сообщения, которые оставляла на доске объявлений сайта Prodigy. А еще, когда мне стукнуло 11, я начала убеждать своих родителей снять подростковый контроль содержимого Интернета для нормального серфинга вместо того, чтобы ограничиваться нелепым детским контентом и этими глупыми подростковыми чатами.
Моя мать никогда не позволяла мне иметь игровую приставку (за исключением GameBoy), но я обходила эти запреты и играла у друзей в Super Smash Bros., Pokemon Snap, MarioKart and GoldenEye на Nintendo 64. Запрет на приставки повлиял также и на то, что мне больше нравятся PC-игры. Еще в младших классах я увлеклась симуляторами. Играла в Sim City, Sim Ant и, конечно же, в The Sims. Ну, а самой долгой моей игровой любовью был Тетрис, и вообще я думаю, что Тетрис – это убийца всех игр.
Ну ладно, ближе к делу. Я приехала в Корею в июне этого года для изучения 6-недельной летней программы в женском университете Ewha Womans в Сеуле. Между прочим, это главное женское учебное заведение Кореи. Мой дядя работает там профессором – именно он убедил меня приехать именно сюда, хотя я долго мучалась выбором, так как был еще вариант поездки в King's College в Англию.
В университете я решила подобно изучить такое небезызвестное явление, как Корейская Волна, т.е. период прошлого десятилетия, когда корейская культура, корейские мыльные оперы и музыка стали очень популярны по всей Азии, на ближнем Востоке и даже на Западе. Свою финальную часть исследования я решила посвятить современной культуре Кореи. Легче всего было добиться своей цели путем изучения профессионального киберспорта, особенно игры в Starcraft, который уже очень хорошо изучен и популярен в этой стране.
Честно признаться, все мои исследования были лишь уловкой, чтобы познакомиться с такими людьми, как Moletrap, Diggity и Klazart. Впервые о них я услышала, когда смотрела ради развлечения битвы игроков в StarCraft, ну а комментировали их именно Moletrap, Diggity, и Klazart. Мои друзья – поголовно фанаты StraCraft-a, они нашли эти матчи на сервисе «YouTube», и мы могли часами сидеть и смеяться, просматривая видео с меткими и юморными комментариями. Обязательно посмотрите эти вещи – они стоят того!
Из того видео я узнала о SC2GG, а позже познакомилась и с самим Klazart-ом. Надо ли говорить, что я испытала кучу эмоций и была чрезвычайно впечатлена этой личностью. Я хотела поговорить со всеми тремя ребятами, хотела задать им вопрос, почему они стали заниматься комментированием, и таким образом донести частичку корейской культуры до людей, многие из которых не имеют о ней никакого представления.
К моему удивлению, все трое ответили на мои сообщения. Еще большее удивление я испытала, когда поговорила с Moletrap и обнаружила, что его мир не ограничивается лишь игрой StarCraft, что он очень интересный и интеллигентный собеседник. До этой беседы я представляла себе профессиональных игроков несколько иначе. Окончательно я все поняла после беседы с такой необыкновенной личностью, как Klazart. Это один из самых интересных людей, которых я когда-либо встречала в своей жизни. Именно Klazart первым предложил мне присоединиться к сообществу SC2GG и стать комментатором. Некоторое время я думала над этим предложением, но затем, после еще одного предложения, на этот раз от Diggity, решила, что работами с этими ребятами будет для меня наилучшим вариантом.
Я начала посещать матчи профессионалов Starcraft в Сеуле, и это было великолепно, т.к. с их помощью я имела возможность общаться с игроками после каждого матча и больше узнавать об этих ребятах. Затем, в начале августа, я присутствовала на финальных матчах Профессиональной Лиги в Бусане, где встретила таких известных игроков, как Artosis, PuertoRican, Nevergg и их тренера – Daniel Lee (это, кстати, бывший тренер команды eSTRO). Там же я познакомилась с руководящим составом Корейской Ассоциации киберспорта (KeSPA). Все они встретили меня с необыкновенным радушием и разделили мой энтузиазм и интерес к профессиональному StarCraft-у. Тогда-то я окончательно решила сделать карьеру на ниве киберспорта путем комментирования матчей и работой над некоторыми аспектами данной профессии.
Расскажи, каковы твои дальнейшие жизненные планы – как в области киберспорта, так и за ее пределами.
Я уже не представляю своей жизни за пределами киберспорта. До момента знакомства с областью электронных развлечений в Корее я смутно представляла свою дальнейшую карьеру после окончания университета. Нужна была какая-нибудь профессия, которая бы действительно заинтересовала меня, заставила развиваться и стремиться к совершенству. В свое время я хотела стать профессиональным журналистом, политиком или юристом, но у меня всегда возникали сомнения: а действительно ли продвижение в какой-либо из этих областей – мое будущее? Киберспорт, в свою очередь, это молодая и динамично развивающаяся часть развлекательного бизнеса, она предоставляет возможность встречаться с фантастическими людьми, ну и плюс эта профессия связана с моими увлечениями – компьютерными играми и Интернетом.
За пару месяцев работы в этой области я уже прошла достаточно длинный путь и очень ценю помощь тех людей, которые помогли мне. Мы будем вместе работать над тем, чтобы развить и расширить эту часть развлекательного бизнеса, и я уверена, что только путем сотрудничества производителей различных игровых платформ, путем единения различных рас, национальностей и культур мы сможем увидеть истинный потенциал киберспорта. Конечно, в настоящее время я не могу полностью отдаться своей работе, так как у меня есть определенные обязательства в плане учебы, и я надеюсь получить диплом с отличием. И только после окончания учебы я планирую переехать в Корею и полностью сосредоточиться на своей работе в области киберспорта.
Большинство людей начинают свою карьеру в качестве игрока в какую-либо игру, но ты выбрала другой, несколько необычный путь. Почему?
Да, хотя я и являюсь частью киберспорта, но я не игрок. Конечно, с помощью тренировок я могла бы добиться некоторых успехов, играя в StarCraft, но тут следует помнить тот момент, что эта игра является практически стандартом для тех, кто хочет ворваться в мир киберспорта. Соответственно, здесь очень высоко установлена планка профессионализма для игроков, и боюсь, что я просто не смогу соответствовать этим высоким требованиям. К тому же, карьера профессионального игрока не очень сочетается с моими жизненными интересами. Я предпочитаю сотрудничать с людьми для достижения общих целей, а не конкурировать для достижения своих собственных. Именно поэтому я решила сосредоточить свое внимание на управленческом аспекте области киберспорта, а не на игровом.
Каково твое отношение к девушкам, которые стремятся стать профессиональными игроками?
Я твердо уверена, что на ниве киберспорта женщины так же конкурентоспособны, как и мужчины. В качестве примера можно привести игрока - девушку Tossgirl - и тренера с ником «Январь», которые очень хорошо известны в Корее. Я считаю, что причина, по которой в киберспорте мало игроков-девушек, это социальные и культурные предрассудки, а не отсутствие таланта. Кроме того, я уже встречалась с девушками, которые талантливы и влюблены в киберспорт, но они, подобно мне, более известны за его кулисами, т.к. не являются профессиональными игроками и, соответственно, не работают на публике. «Январь» в свое время говорила о том, что ее будут помнить как первую девушку, выигравшую финал Профессиональной Лиги, нежели как первого тренера-женщину. По правде, я восхищаюсь этой девушкой – она стала для меня кумиром и во многом определила мой интерес к киберспорту. Если вы – молодая женщина, да еще и азиатка, то вам будет затруднительно найти работу в некоторых сферах деятельности. А «Январь», да и вообще вся индустрия электронных развлечений, доказывают, что половым, расовым, культурным различиям нет места в современном мире. Ее пример вдохновляет меня и других девушек, которые бы хотели попробовать себя в этой области, но думали, что у них нет шансов именно из-за того, что они – женщины.
Давай немножко разовьем эту тему. Что ты думаешь о чисто женских соревнованиях и командах? Например, команда SC – чисто женская команда для игры в Counter-Strike. Да и на ESWC есть соревнования, где могут принимать участие только женщины.
Я думаю, что в настоящий момент такое разделение по половому признаку – это нормальное явление. Они выполняют туже функцию, что и женские колледжи в США, т.е. помогают действительно талантливым и целеустремленным девушкам пробиться в те области бизнеса, в которых традиционно доминируют мужчины. Лично я предпочитаю в киберспорте видеть и мужчин, и женщин, но я не думаю, что чисто женские команды каким-то образом тормозят процесс единения полов. По крайней мере, пока они правильно позиционируют себя на игровой сцене и выдвигают правильные идеи.
Каково твое отношение к коммерческой стороне киберспорта? Она оправдала твои ожидания?
Честно говоря, деловая сторона этого бизнеса впечатлила меня именно тем, что меня приняли как равную и дали шанс показать свои знания и способности, и при этом меня не судили только на основании моего возраста, пола и неопытности в данной сфере работы. Я благодарна в этом отношении сообществу сайта SC2GG (особенно Radivel, администратору и владельцу сайта) и тем людям, которых я встретила в Корее (Tasteless, Artosis, PuertoRican, NeverGG, Daniel Lee, персоналу KeSPA и, конечно же, LilSusie), а также многим другим, кто разделил мой энтузиазм и терпел мою неопытность.
Вряд ли можно словами выразить всю ту поддержку, которую я чувствовала. Также я благодарна всем тем людям, которых я встретила по возвращении в Штаты – как в реале, так и в Интернете, и которые заинтересовались мной и поддержали мои идеи. Особенно я бы выделила Danijel Remus и Cameron Carson из Gravitas Gaming, но я также благодарна и многим другим людям, которых я уже знаю или с которыми мне только предстоит встретиться в будущем.
Сеть Интернет при этом предоставляет отличную возможность для установления контактов с самыми разными людьми, и, общаясь по Интернету, можно сосредоточиться на самой беседе, в то время как личностные и расовые характеристики отступают на второй план.
Как повлиял на установление контактов с людьми тот факт, что ты начала свою карьеру в области электронных развлечений намного позже других профессионалов?
Вообще влиться в этот бизнес оказалось намного легче, чем я ожидала. Большой удачей является также и то, что многие из людей, с которыми я общаюсь, сами недавно вышли на арену киберспорта, так как это все-таки молодой бизнес. Индустрия электронных развлечений – очень гибкая отрасль, которая каждому новичку предоставляет шанс показать себя, если человек действительно готов приложить все усилия для достижения своей цели. Я не могу сказать, что нахожусь в невыгодном положении по сравнению с теми людьми, которые пришли в мир киберспорта раньше меня, и я прилагаю все усилия для того, чтобы наверстать упущенное. В конце концов, у каждого новичка есть шанс стать равным в этой сфере. Было бы желание.
А почему ты решила стать профессионалом именно в области электронных развлечений? Ведь благодаря Гарварду перед тобой открыто множество дверей. Почему ты не захотела стать врачом или юристом?
Моя семья задается теми же вопросами. Конечно, после окончания Гарварда я могла бы получить докторскую степень или учиться на престижном юридическом факультете, и в таком случае мое будущее было бы обеспеченным в материальном плане, но в моем сердце нет любви к этим профессиям. Я обожаю киберспорт и надеюсь преуспеть в этом бизнесе. Я могу обратить свое внимание на какую-нибудь другую сферу деятельности, но не раньше, чем пойму, что исчерпаны все средства для достижения своих целей именно в области электронных развлечений. Очень помогает мне в этом плане поддержка родителей, которые поняли мои стремления и разделяют мою страсть. А когда у тебя будут дети, хотела бы ты, чтобы они пошли по твоим стопам? Или же лучше будет, если они выберут другую сферу деятельности?
О детях мне еще рановато думать. Но когда они все-таки появятся, я буду поощрять любое их начинание, если буду уверена, что они действительно чувствуют интерес к выбранной профессии. Если этот интерес приведет их в киберспорт – ради Бога, если же мой ребенок захочет стать скульптором или футболистом, то и в этом случае он получит всю возможную поддержку с моей стороны. Ты впервые начала работать в области киберспорта именно в Корее. Чувствуешь ли ты разницу по возвращении в Америку?
Я рада, что вернулась домой. Киберспорт в Америке набирает обороты, плюс к этому мне хочется посетить как можно больше именно некорейских игровых событий, чтобы быть в курсе всех событий мира электронных развлечений. А это трудновато сделать, так как в Корее я постоянно встречалась с известными людьми и отвлекалась на то, чтобы взять у них автограф. J Конечно же, благодаря Интернету, я не прекращаю своего общения с людьми, с которыми познакомилась в Сеуле. Мы регулярно общаемся и обмениваемся разнообразной информацией.
Ты – студентка Гарварда. В отличие от тебя, многие люди, вовлеченные в индустрию электронных развлечений, не получают высшего образования, а некоторые не заканчивают и средней школы. Помогает ли тебе полученное образование в твоей работе?
Я не соглашусь с оценкой людей, занятых в киберспорте. Конечно, я не знаю всех, но с уверенностью могу сказать, что многие люди, являющиеся профессиональными игроками, имеют степени бакалавра или даже доктора наук. Klazart, например, является доктором медицинских наук. Гарвард открывает многие двери, именно поэтому мне хочется вовлечь в индустрию киберспорта как можно больше людей именно из Гарварда, но об этом проекте пока рано говорить. Как я уже говорила, главное, чтобы было желание работать, а дипломы при этом имеют второстепенное значение. Во время своей работы я не встретила ни одного человека с образованием ниже среднего (мы в данном случае не говорим об игроках 12-18 лет). Конечно, Гарвард дает мне некоторые преимущества перед остальными людьми, но если человек считает, что он может пробиться в бизнесе и без него, то я не буду спорить – это его право (при этом он еще и сэкономит 40 тысяч долларов).
А что тебя еще интересует в жизни помимо работы?
Я люблю петь и танцевать. В колледже я пела в хоре. Отдала много лет и времени танцам (джаз, современные танцы и балет). Кроме того, я играю в театральных постановках в качестве актрисы. Люблю читать, хотя на это частенько не хватает времени, ну и, конечно, обожаю встречаться и общаться с разными людьми (бегло говорю на китайском и испанском языках, знаю свой корейский язык, немного французский и немецкий языки). Обожаю научную фантастику, особенно таких авторов, как Фрэнк Херберт, Филипп К.Дик, Герберт Уэллс.
Чем бы ты занималась, если бы не существовало индустрии электронных развлечений?
Мне нравится помогать людям, общаться с ними, искать общие решения проблем, так что я думаю, что занималась бы международной политикой.