Прошлое: Говоря о прошлом отечественного Киберспорта в общем и о Counter Strike в частности можно выделить одну существенную деталь, важную для сегодняшней темы, выбранной для разговора. Не секрет, что давным давно, в старые, незапамятные времена киберспортсмены в России жили игрой и мотивировались исключительно победой. Они могли играть на шариковых мышках, в каком-нибудь забытом Богом компьютерном клубе за 50 рублей в час и не чувствовать себя ущемленными. С блеском и радостью в глазах выигрывать турниры, а к призовым деньгам относиться как к небольшому бонусу за победу. В настоящее время все по-другому, а главное, как мне кажется, - хуже. Сегодня перспективным ребятам недостаточно просто играть и получать от этого удовольствие. В турнирах участвуют, если объявлены хорошие призовые. В организацию вступают, если имеются хорошие условия: тренировочная база, высокая заработная плата, футболки с именами и логотипами и т.д.. Даже интервью некоторые перестали давать, видимо зазнались. Но я это не к тому, что раньше было лучше, а сейчас все плохо. Все и без меня знают, что все плохо, я о другом. Продолжаем...
Настоящее: Поговорим о скандинавском Counter Strike. Как известно, самый популярный cs пропагандирует Швеция. Первоклассные игроки, лучшие команды, самые крутые турниры! Как медом намазано! Грех не присмотреться... Однако в успехе есть и минусы. О них и их последствиях сегодня пойдет речь. Об этом все знают, но мало кто говорит. Хочется поставить точку и понять, правильно ли поступают те организации, которые "хрустят кронами".
Констатация фактов: 27 ноября прошлого года одна перспективная, а главное - молодая пятерка в Швеции, наводившая много шороху на отечественной кс-сцене и смело конкурирующая с такими грандами Мирового и шведского Counter Strike, как SK-Gaming и Fnatic, команда с незамысловатым названием - Lanklan подписала контракт с испанской организацией The Giants. А незадолго до этого, та же самая пятерка в малоперспективной организации EvilZone сенсационно выиграла немалозначимый турнир на территории Швеции - DreamHack Skeleftea II. Казалось бы конец обыденности шведского Counter Strike'a, наконец-то мы увидим что-то новенькое! Но не тут-то было.
Состав EvilZone, после Lanklan и после The Giants:
Christopher 'GeT_RiGhT' Alesund
Finn 'qp' Sjostrom
Bjorn 'threat' Pers
Frej 'kHRYSTAL' Sjostrom
Karlsson 'FYRR73' Emil
Тогда все надеялись только на одно: лишь бы ничего с этим составом не случилось. Мне лично эта команда импонировала и стала для меня любимой, впрочем, как и для многих других.
19 января нынешнего года, казалось бы идеальному, перспективному и молодому составу The Giants посчастливилось потерять своего ключегого игрока - Christopher 'GeT_RiGhT' Alesund. Кристофера Олесунна переманили в другую организацию - Fnatic. И дело не в том, что состав "фнатиков" на тот момент был сильнее того, где играл Кристофер, просто у последних было больше авторитета, известности, финансов да и футболки у них были явно покруче. GeT_RiGhT буквально променял своих бывших тимейтов и друзей на более высокий оклад и успешную карьеру.
3 февраля 2009 года к оставшейся в "гигантах" четверке прибавился Andreas 'moddii' Fridh, но это уже был не тот старый и добрый состав, за которым хотелось бы наблюдать и переживать. Всем было ясно, что это ненадолго. 27 февраля того же года, руководство организации The Giants объявляет, что команда не сможет посетить финалы Extreme Masters III, которые пройдут в Ганновере.
21 марта еще одна молодая и подающая надежды команда Lag-Blank распалась! Как следствие, причиной этому, по словам Niklas 'niko' Johansson:
"послужило отсутствие достойных кандидатур на место ушедшего во Fnatic Rasmus 'Gux' Stahl".
Состав Lag-Blank до ухода Gux'а:
Niko
Face
Gux
Striker
Snajdan
На этот раз Fnatic Team стали смертью еще одной успешной и новой на тот момент команды. Gux конечно же покинул состав Lag-Blank не потому, что там какая-то другая атмосфера или что-то в этом роде. Решающую роль сыграли деньги и перспективное будущее, в котором Расмус предпочел все вышеперечисленное своим друзьям и тимейтам. Таким образом, Fnatic Team вместе с GeT_RiGhT'ом и GuX'ом не только предали своих друзей, но и погубили хорошие команды.
Подобная ситуация повторилась совсем недавно, 12 августа SK-Gaming украли у Begrip - Jim 'zneel' Andersson. Почему? Объяснять не приходится.
Состав Begrip перед уходом zneel'а:
Fredrik 'Jaegarn' Andersson
Jim 'zneel' Andersson
Fredrik 'hibb' Isacsson
Andreas 'moddii' Fridh
Faruk 'pita' Pita
В начале этого года 24 марта весь состав организации The Giants перешел под знамена Lemondogs, а уже 10 августа "лимонных псов" подписала известная киберспортивная организация H2k-Gaming. Еще на DreamHack Summer 2009 Lemondogs (будущие H2k) умудрились в финале турнира переиграть главных претендентов на золото, команду SK-Gaming. Пусть миксом, но все же... После этого H2k-Gaming не останавливаются на достигнутом, и в отборочных играх WCG 2009 Швеция в полуфинале обыгрывают все тех же SK, а сами выходят в финал игр, тем самым зарабатывая себе слот на финальную часть WCG 2009. Лучшего старта для молодого и перспективного состава в новой сильной организации и придумать невозможно! И многие, пусть с сомнением, но зародились надеждой поболеть за новую, приятную глазу команду шведской кс-сцены.
Состав H2k-Gaming на момент участия в WCG 2009 Швеция:
Bjorn 'threat' Pers
Frej 'kHRYSTAL' Sjostrom
Johan 'face' Klassonl
Niklas 'niko' Johansson
Karlsson 'FYRR73' Emil
31 августа широкая общественность была осведомлена новостью, гласившей, что SK-Gaming переманивают к себе двух игроков вышеупомянутой команды: Frej 'kHRYSTAL' Sjostrom и Johan 'face' Klassonl. Если сделка состоится, то нам вновь не увидеть триумфа великолепного состава, потому что он, как это уже было, расформируется. Молодые и талантливые уйдут в погоне за карьрным ростом и деньгами, оставив других своих тимейтов у разбитого корыта.
Мораль басни: Хотите спорьте, хотите нет, но мое мнение останется прежним и весьма категоричным. Я до сих пор не понимаю талантливых и молодых игроков Швеции, так же как и совершенные ими поступки. До сих пор не понимаю, какие же составляются договора перспективной командой и организацией, если первые в любой момент могут уйти. Есть мнение, что все эти трансферные переходы обычное дело, такое же как в футболе, где игроки переходят из одной команды в другую, а главное все по тем же причинам. Ведь здесь тоже самое. Но только если в том же футболе игроки, уходя в новую команду получают реальные дивиденды, то в киберспорте все иначе. Он не вышел еще на должный уровень, поэтому все эти переходы расцениваются как предательство. В футболе команда из которой ушел игрок взамен получает деньги и может позволить преобрести достойную замену. Также непонятна позиция организаций, которые соблазняют занятых талантливых игроков и переманивают их под свое крыло из другой организации. Ведь можно же найти киберспортсменов, не лишая при этом хорошую команду первоклассного игрока. Или все дело в самодостатке?
У таких команд, как SK-Gaming и Fnatic, я считаю, нет будущего. Они "питаются" за счет своих конкурентов на родине, тем самым их истребляя. А конкуренция - это гарантия прогресса. Если убивать конкурентноспособные команды, кто же будет завышать планку? Как итог, деньги ни к чему хорошему не приведут, а даже наоборот - в погоне за ними, команды и игроки теряют голову, разум и забывают зачем они вообще играют, кроме как ни ради денег. Они не получают удовольствия, не дорожат игрой. Подобные ситуации конечно же не только на территории Швеции, они везде, в том числе и в России. Стоит задуматься, чтобы выбрали вы, оказавшись на месте тех же GeT_RiGhT'a и GuX'а: деньги и карьеру или игру в достатке и ради удовольствия?