Может ли в игровой индустрии повториться кризис, подобный американскому «Великому краху» 1983 года?
С одной стороны, такие кризисы — уникальное явление. Если мировая экономика с завидной регулярностью валится с ног каждые несколько лет, то рынок видеоигр и консолей растет плавно и неуклонно более четверти века. Даже всемирный экономический спад последних двух лет сказался на нем меньше, чем можно было ожидать. Поразительная устойчивость!
Но чем реже случаются кризисы, тем труднее их предсказать. Еще за несколько месяцев до обрушения американского игрового рынка в 1983 году никто и представить не мог, что стремительно развивающаяся индустрия консолей и видеоигр потерпит колоссальный крах. Признаки будущей катастрофы были настолько эфемерными, что лишь обладатель тонко настроенного барометра пониже спины мог почуять беду. Только параноик был способен не поддаться общей игровой истерии и подметить, что слишком уж много студий, издателей и производителей консолей ринулось в одну и ту же нишу, не утруждая себя такой мелочью, как качество продукции и новизна идей.
Нынешняя игровая индустрия охотно повторяет ошибки тридцатилетней давности. Идеи закончились давно, и это особенно заметно в онлайне. Многолетние попытки низвергнуть деспотию Blizzard были не только бесплодными, но и бессмысленными. Эффект цепной реакции, вознесший WoW на трон, оказался во многом делом случая и результатом совпадения нескольких факторов, мало зависящих от разработчиков. Нынешняя Blizzard уже не способна повторить собственный успех. Время классических MMORPG кончилось. Но чем больше их лихорадит, тем активнее пузырится индустрия «социальных игр», в которых — вот совпадение! — новые идеи закончились с выходом FarmVille.
Что до «офлайна», то здесь видеоигры десятки лет выручал закон Мура: стремительный рост мощности компьютеров вызывал головокружение, и это сильно отвлекало от насущных вопросов. Когда графика каждые два-три года делает рывок, можно выехать и на старых идеях. Но времена изменились. Еще недавно консоль пятилетней давности считалась предметом антиквариата, а нынче Xbox 360 живет и здравствует. Железо стало делом десятым, что доказала приставка Wii. Вспомните, как часто надо было обновлять компьютер в начале века. Технология замедлила развитие, отбирая у издателей козырь новой графики.
Некоторое время индустрию будет выручать стерео. А что потом? Чем смогут похвастаться консоли нового поколения, если уже сейчас заглох Blu-ray, некогда считавшийся авангардом технологии? Разработка игр «первого эшелона» тем временем обходится все дороже, так что издатели старательно укрупняются и объединяются, становясь... слишком большими, чтобы потонуть?
Как это ни парадоксально звучит, мировой финансовый кризис оздоровил игровую индустрию. Экономический спад распугал непуганых инвесторов и вывел вперед цифровую дистрибуцию. Это дает надежду на лучший исход. Чем ниже летим, тем меньше падать, так что переход на новые рельсы может оказаться сравнительно безболезненным. Но если застой продолжится и новый крах все-таки произойдет, под ударом окажется не один континент, а игровая индустрия всего мира. И что может случиться тогда... я боюсь даже подумать об этом.