«Велел владыко края
Мне ваш спросить совет:
Зачем у нас в Китае
Досель порядка нет?»
Китайцы все присели,
Задами потрясли,
Гласят: «Затем доселе
Порядка нет в земли,
Что мы ведь очень млады,
Нам тысяч пять лишь лет;
Затем у нас нет складу,
Затем порядку нет!
А. К. Толстой
Одна из вечных тем на форуме любого печатного или интернет-издания на русском языке, посвященного компьютерным играм: надо ли учитывать при оценке то, что игра сделана в России? Стоит ли относиться к таким играм теплее, чем к остальным? А может, это уже делается?
По правде говоря, лет 7-10 назад эта тема была понятнее, чем сейчас. Когда российский игрострой только начинался, а за кордоном продавались (и то не слишком хорошо) только «Аллоды» да «Морские легенды», можно было понять попытки поддержать растущую индустрию, отметить ее первые проекты, как радуются первым неуклюжим шагам младенца.
Однако сейчас, когда десятки российских игр каждый год продаются на Западе приличными тиражами, получая высокие рейтинги, а западные издатели регулярно заказывают в России продолжения хитовых серий — какой смысл в таком подходе? По-моему, «поддерживать отечественного производителя» только за то, что он отечественный, подымать игре оценку за то, что ее сделали у нас — просто унизительно для самой игры и ее разработчика. А заодно и других российских компаний и продуктов. Этот «дружественный» жест равносилен тому, чтобы одним махом записать весь российский игрострой в аутсайдеры: ведь серьезным игрокам форы не дают.
И, что характерно, потуги повысить оценку приводят именно к такому эффекту. Идет обратная волна; разумные вроде бы люди всерьез обсуждают — а есть ли вообще в России хорошие игры? И, как водится, то, что понравилось полгода назад, всерьез начинают смешивать с грязью...
Отчасти, конечно, виноват тот факт, что за отечественной игрой проще следить с самого начала проекта и начать болеть за нее душой (все-таки в офис в Канаде не будешь ездить каждый месяц). Наверное, поэтому добрый десяток микроскопических боевиков сгоряча объявлялись равными Half-Life. И, естественно, это тоже порождает обратную волну: если бы игрушку до выхода хвалили меньше, возможно, ее бы и оценили выше.
При этом, как ни странно, будет естественно, если многие российские игры будут получать в России рейтинги выше, чем за рубежом. Но не потому, что им намеренно завышают оценку, а потому, что нашему автору проще угодить нашему же игроку. Сходства менталитетов, общих ассоциаций, отсутствия надобности в переводе уже достаточно, чтобы повысить шансы понравиться соотечественнику.
Например, знаменитые The Sims заведомо ближе американцу, чем русскому, потому что моделируют американскую жизнь; а, скажем, «Космических рейнджеров» намучаешься переводить на английский, и потери при переводе будут более чем вероятны. Это верно и для более низких весовых категорий; скажем, среднестатистический «Петька» честно заслужит в России свои 50-60 баллов, а для зарубежья он вообще не существует.
Но этот эффект сработает сам по себе, для него не нужно сознательно искажать оценку. Покровительства «наши» игры не заслужили. Среди них уже давно есть те, что получают высшие баллы за реальные достоинства; «поддерживая отечественного производителя», критик невольно приравнивает их к поделкам третьего эшелона.