Опять удивительно много стало бесплатных виртуальных миров. Почти как в 1990-е, когда текстовые ролевки системы MUD производились десятками. В начале 2000-х бесплатный онлайн приугас — из-за эйфории по поводу больших коммерческих MMORPG; а вот теперь он снова на каждом шагу.
Конечно, он теперь уже не совсем бесплатный, как в 90-е: в абсолютном большинстве таких игр предоставляются платные услуги, например — продаются игровые деньги, но это, по чести говоря, несущественно. Желание авторов игры немножко заработать более чем понятно, и в том, что деньги берутся только с тех, кто сам хочет заплатить, трудно найти этический изъян. По крайней мере, если продается только то, что можно и так добыть в игре, а «прокачку» не пытаются затягивать искусственно вне разумных пределов.
Однако есть еще одно существенное отличие по сравнению с 1990-ми. В те времена большинство игроделов считало, что творит лучший виртуальный мир. Самый приятный, или с лучшими приключениями, или с лучшими описаниями пейзажей (да, бывало и такое), с новаторскими идеями, на худой конец — лучший на русском (шведском, польском, португальском...) языке.
А сейчас все такие миры можно условно разделить на две группы:
1) те, которые, по замыслу авторов, будут любить за их бесплатность;
2) и те, которые будут любить несмотря на бесплатность.
Кто-то обкатывает новые или хорошо забытые старые идеи, пытается устроить мир необычно и интересно; для них бесплатность — это оправдание недостатков графики, или тестового режима, или чего-то еще. «Эта игра, не взыщите, бесплатная, — как бы говорят они нам, — но посмотрите, как тут замечательно!» Это группа 2.
А кто-то надеется, что «дареному коню» в зубы не посмотрят; у таких игроделов бесплатность — это оправдание недостатков во всем. Их игра безнадежно проигрывает любой крупной MMORPG по всем параметрам без исключения, кроме бесплатности. «Ну да, конечно, игрушка получилась так себе, но ведь мы с вас денег не просим, так чего же вы хотите задаром-то?» Это группа 1.
Иногда даже кажется (надеюсь, напрасно), что смысл некоторых проектов из категории 1 — не в извлечении побочной прибыли, а в том, чтобы напакостить конкурентам. Ведь, как известно, более 90% онлайновых игроков играет только в одну игру; значит, если кривобокая игрушка наберет хотя бы сколько-то человек, конкуренту они не достанутся. На однопользовательском игровом рынке такое вообще не пройдет, но тут — возможно. Правда, непонятно — почему отберут у конкурента, а не у платной игры той же компании?
Вот, к примеру, Dungeon Runners — этот проект сделан под крышей NCSoft, не абы кого. Эти люди умеют делать и издавать отличные игры — вспомним хотя бы Lineage и Guild Wars. Но DR — проект абсолютно без искры божьей, монстробойка обыкновенная, уступающая во всем популярным MMORPG. И даже при взгляде на их сайт непонятно, на что идет расчет, кроме выпяченной повсюду яркими буквами бесплатности; вероятно, хотели изобразить онлайн-Diablo, но не получилось.
Но это еще цветочки, а есть, например, «Пиратия» (Tales of Pirates); не желаете ли несколько часов при помощи одного-единственного удара в плавном, неспешном темпе крошить розовых улиточек? Если будете достаточно усидчивы и не сойдете с ума от отыгрыша роли метронома — вам дадут кораблик, на котором можно будет заниматься примерно тем же самым.
Если в игре не видно «чего-то особенного», ради чего игра делалась — на мой взгляд, ее стоит обходить десятой дорогой. И бесплатность тут должна быть еще одним доводом против. Во-первых, потому, что время любого из нас в течение месяца, скорее всего, стоит дороже 300-400 рублей (цена подписки на большую MMORPG); во-вторых, потому, что среди бесплатных игр есть и представители второй категории.
Правда, нельзя сказать, что в категории 2 все так уж радужно. Благие пожелания могут не реализоваться или оказаться усеченными по самые уши. Есть и еще одна специфическая проблема: поскольку крупные виртуальные миры не слишком активно поддерживают «игру статусов» (соревнования в «крутости», демонстрация власти бывалыми игроками новичкам), эту нишу активно разрабатывают в бесплатных играх (и тут как нельзя более кстати оказывается модель оплаты). С такими играми лучше быть осторожным, потому что статусные игры в конечном счете мало кого оставляют довольным. Это не значит, что сами по себе титулы, звания и т.п. плохи — напротив, они в игре более чем полезны, но если вся игра сосредоточена вокруг них, а игрового процесса почти и не видно — это опасный знак.
Обилие бесплатных проектов и бизнес-модель, позволяющая окупать такие проекты — это прекрасно: это не только шанс для желающих попробовать игру безденежно, но и шанс для игроделов опробовать новые идеи сравнительно малой кровью. Но очень важно помнить, что бесплатность сама по себе не достоинство. Она может быть только оправданием недостатков. При отсутствии других достоинств бесплатность — отягчающее обстоятельство.