Почти всякий раз, когда ваш покорный слуга на страницах ЛКИ восклицал в праведном гневе о том, что приставки суть зло, не обходилось без маленькой, но важной оговорки о том, что мобильные консоли — меньшее зло.
И не только потому, что они маленькие сами по себе. Просто чаще, чем мне бы того хотелось, сидя в вынужденном безделье на вокзалах и в аэропортах, в кафе и в очередях, я не мог не позавидовать тем, кто поодаль мучил кнопки консолей. Тем, кто в это же время не глазел по сторонам, а сосредоточенно играл, переносясь из душных залов ожидания и очередей в яркий мир за маленьким пластиковым окошком.
Когда же Nintendo объявила о том, что очень скоро окошко в мир игр станет стереоскопическим (для японцев осенью, для остального мира — в следующем году), не выдержал даже я, твердокаменный компьютерщик. Вдобавок так сложилось исторически, что жителям нашей страны и сопредельных республик отечественные «клоны» продукции Nintendo были хорошо знакомы задолго до эпохи next-gen. Кто не помнит «Денди»? Кто не защищал родной штаб от вражеских танков, не швырял ящики в железных псов и не разбивал кулаком кирпичные стены в поисках грибов? Даже те, кому не довелось дуть в картриджи, прекрасно знают, что принцесса — всегда где-то в другом замке.
Но не все знают, что история мобильных консолей Nintendo началась задолго до прыгучего водопроводчика и его мечущего бочки оппонента.
Эпоха Game&Watch
В шестидесятых и семидесятых годах прошлого века, на пороге собственного столетия, компания Nintendo столкнулась с мрачным фактом: японцы больше не желали покупать ее основную продукцию — карточные игры. В поисках альтернативных способов заработать длинную йену Nintendo пробовала себя в самых разных бизнесах — быстрорастворимый рис, отели для свиданий, службы такси... Наконец относительный успех принесли игрушки (в обычном, не электронном смысле этого слова).
Именно игрушки привели в компанию инженера по имени Ганпей (Гампей) Йокои. В свободное от обслуживания конвейера время он развлекался игрушкой собственного изобретения — хватательным манипулятором. Там-то его вместе с необычным изделием и приметило начальство. Манипулятор пустили в продажу (он разошелся миллионом с гаком штук), а Ганпею дали собственный отдел разработки. В восьмидесятом году бывший технолог стал «отцом» первой портативной игры Nintendo.
Легенда об изобретении этого продукта красива и звучит так: однажды Ганпей Йокои, едущий по делам на скоростном поезде, заприметил некоего японского бизнесмена, терзающего калькулятор в тщетных попытках скоротать время поездки. «Нам нужна игра размером с калькулятор!» — решил молодой инженер, наблюдая за терзаниями бизнесмен-куна. Так была изобретена Game&Watch — игра плюс часы.
Красивая легенда, что и говорить. Но не следует думать, что принцип компактной игры изобрел именно Ганпей. Еще в 1976 году американская фирма Mattel (да, та самая, что создала Барби!) выпустила портативную видеоигру — пусть примитивную, на светодиодах, но первую в своем роде!
Преимущество Nintendo было в том, что к восьмидесятому году подешевела технология жидких кристаллов, позволяющая прорисовывать на дисплеях четкие рисунки. Фон был нарисован поверх экрана. Появляющиеся и пропадающие силуэты могли сойти за анимацию, а часы и будильник в Game&Watch делали игру еще и полезной.
Игрушку восприняли благосклонно и в Америке, и в Японии, и даже в СССР, где под маркой «Электроника» клонировали несколько ее разновидностей. Разумеется — нелегально. Но в СССР это было в порядке вещей, там копировали даже процессоры Intel. Знаменателен сам факт, что советская промышленность тех лет еще могла копировать японские разработки. Невозможно представить, чтобы такое произошло в наши дни.
Самой известной была, конечно, игра «Ну погоди!» («Электроника ИМ-02»), где заменивший Микки-Мауса волк ловил скатывающиеся с насестов яйца. Игра стала феноменом поздней советской эпохи, но кто тогда знал, что гениальный будильник с игрушкой — пиратская копия изобретения Nintendo? Этого и сейчас не знают многие из тех, кто увлекался тогда ловлей яиц, пытаясь набрать тысячу очков и увидеть мифический мультик — городскую легенду тех времен.
На заметку: уже после падения СССР таким же контрафактным способом страна познакомится с консолью Famicom/NES, под маркой «Денди». Такова ирония судьбы — благодаря пиратству вся страна знает Марио, но до сих пор ни одна лицензионная консоль не добилась успеха и народного признания в России.
Игры марки Game&Watch выпускались до конца восьмидесятых. Именно на них Nintendo отработала новую концепцию — крестовину кнопок как замену «палочным» джойстикам. Изобретенная система управления стала стандартом де-факто для всех геймпадов. К тому же среди поздних выпусков Game&Watch были замечены раскладные, о двух экранах. Позже эту схему компоновки компания использует — и с большим успехом — в консоли Nintendo DS. Но до ее выпуска еще много лет — и целая эпоха Game Boy.
И это тоже Game&Watch, с игрой Donkey Kong. Обратите внимание — цветной фон нарисован поверх экрана.
|
Эпоха Game Boy
Через девять лет после изобретения Game&Watch нарисованные поверх экрана фоны и однообразная анимация крепко приелись игрокам. Да и конкуренты уже тайно готовили свои изделия — с настоящими экранами и сменными играми.
Для Nintendo пришло время действовать, и Ганпей Йокои со своим отделом выкатил из лабораторий первый Game Boy. Восьмибитная архитектура. Маленький монохромный экранчик о четырех оттенках зеленого. Примитивная начинка.
Конкурентам было впору радоваться! Системы Atari Lynx и Sega Game Gear могли похвастаться куда более серьезной вычислительной мощностью и цветными экранами с подсветкой. Sega даже рекламную кампанию построила на противопоставлении монохромного экрана Game Boy и цветного — Game Gear.
Но покупатели пошли за Nintendo послушно, как за гаммельнским крысоловом. Почему? Конечно, свою роль сыграла и дешевизна Game Boy, и тот факт, что цветные Lynx и Game Gear за 4-6 часов насухо выпивали шесть пальчиковых батареек, тогда как Game Boy мог питаться четырьмя батарейками больше суток.
Второй причиной стало секретное изобретение СССР — «Тетрис». В 1989 году, когда Советский Союз уже кончался, а Российская Федерация еще и не думала начинаться, Nintendo приложила огромные усилия и хитрость, чтобы лицензировать тетрис у СССР.
но еще не DS.
Детище Пажитнова вместе с песенкой «Коробейники» обеспечило консоли дополнительный перевес. Тираж игры в тридцать миллионов смогли позже побить только «Покемоны» — да и то обогнали его лишь на какой-то жалкий миллион.
Результат — почти 120 миллионов проданных экземпляров Game Boy и вышедшего через девять лет цветного Game Boy Color. Еще 80 миллионов пришлось на долю всех модификаций Game Boy Advance — консоли о 32 битах, вышедшей в 2001 году. Успех новых модификаций Game Boy обеспечивался полной обратной совместимостью — на цветных GBC и GBA можно было играть в оригинальные картриджи с монохромными играми, но с цветом! Достигался этот эффект двумя способами. Какие-то сигнатуры старых картриджей были зашиты в ПЗУ новых устройств, что позволяло раскрашивать игры постфактум. Где-то просто разделялись по цветам фон и движущиеся объекты. Результат — новая цветная жизнь для старого «зеленого» картриджа!
Мир сходил с ума по Game Boy, Марио скакал по черепахам, размахивал мечом Линк, пикал Пикачу. Но все пятнадцать лет безраздельного царствования Nintendo Россия была чужой на этом празднике жизни. Game Boy как культурный феномен обошел нас стороной, а после 1996 года, когда закатилась звезда «Денди», Nintendo и вовсе пропала с всех радаров. В области домашних развлечений безраздельно царствовали компьютеры, а мобильные игры ограничивались примитивными китайскими тетрисами — теми, что с изгибом посредине. Они были по своему хороши, но «змейка» — все-таки неважная замена Final Fantasy и The Legend of Zelda.
В 2003 году вышла не слишком удачная раскладная модификация GB — Game Boy Advance SP. В 2005 году Nintendo выпустила вершину «геймбоевской» мысли — консоль Game Boy Advance Micro, еще более компактную, аккуратную, обратно совместимую со старыми картриджами. Ей прочили долгую и счастливую жизнь. Увы, не срослось. Эту консоль очень быстро вытолкнула из гнезда Nintendo DS.
Эпоха Nintendo DS
фикаций оригинальный DS неофициально окрестили обидным прозвищем «Phat».
Вот он какой — пухлый, похожий на мыльницу.
В ноябре 2003 года компания объявила о пополнении в консольном семействе. Согласно букве пресс-релизов, к двум опорным «колоннам» — консолям GBA и GameCube — добавится третья.
Ею и оказалась портативная консоль Nitro. Позже рабочее название сменили на менее зажигательное Nintendo DS. Внешний вид DS поразил всех. Раскладная, о двух экранах, она очень сильно напоминала древние поздние выпуски Game&Watch. Поначалу критики дружно шипели на будущую консоль. Совместимость с GBA — это, конечно, хорошо. Но странный вид. Палочка-стилус. Два экрана. А почему не три? А почему сразу не сто?
Да и сама Nintendo не возлагала больших надежд на DS. В фаворитах ходила будущая GB Micro, а этот гадкий раскладной утенок... ну, пусть будет.
Но, как это часто бывает, ошиблись и те и эти. В конце 2004 года DS вышла в Японии, а в начале 2005-го — в других странах. Внезапно оказалось, что «утенка» сметают с полок, а ушлые дельцы перепродают дефицитный товар на аукционах с многократными наценками. Никого не смутили ни странное управление, ни раздвоенный экран, ни довольно примитивное 3D.
Про Game Boy Micro тут же забыли все, и хорошая, в общем, консоль, оказалась мертворожденной. Так «третья колонна» ликвидировала вторую и воцарилась на рынке портативных консолей. Началась эпоха Nintendo DS.
Оставалась лишь одна проблема — уж очень страшненькой была DS, Она напоминала кусок полусмыленного хозяйственного мыла и изрядно оттопыривала карманы. Ликвидировала эту сложность Nintendo в начале 2006 года, выпустив модификацию DS Lite — компактную блестящую коробочку, которую уже не стыдно было взять с собой в аэропорт. А поскольку слово «light» переводится не только как «легкий», но и как «светлый», экраны DS Lite стали намного ярче. И увидели игроки, что это хорошо.
Еще позже, в 2009 году, вышла модификация DSi, из которой убрали громоздкий разъем под древние картриджи GBA, но добавили пару камер, интернет-магазин и другие мелкие новшества. Когда же Nintendo анонсировала увеличенную версию консоли — DSi XL, стали все громче звучать голоса о том, что компания уже утомила продавать одну и ту же консоль по нескольку раз. Впрочем, кто ее осудит, если все модификации DS были проданы общим тиражом без малого в 130 миллионов штук! Это абсолютный рекорд на рынке портативных консолей, а если считать еще и приставки к телевизорам, то впереди только Sony PlayStation 2.
А в России... ну что тут говорить? Вы и сами прекрасно все видите. Найти DS и игры к ним можно лишь в крупных электронных магазинах больших городов, а о сколь-нибудь серьезной их популярности говорить и вовсе не приходится. Nintendogs лают не для нас, не для нас скачет по тумбам Марио, и не для нас поет белый с черными пятнами бард K.K. Slider.
Nintendo в нашей стране находится в забвении уже почти пятнадцать лет. Изменится ли что-то через год? Чтобы заглянуть в будущее, где сияет гранями таинственная стереоконсоль 3DS, давайте для начала вернемся ненадолго в прошлое.
Зловещий Virtual Boy
Первый рывок в мир стерео Nintendo сделала в 1996 году, выпустив «полупортативную» консоль Virtual Boy. Создателем ее был Ганпей Йокои — легендарный к тому времени разработчик Game&Watch и Game Boy.
Самурайская философия отрицает отступление. Лучше с честью погибнуть в бою, чем показать конкурентам спину. Ганпей Йокои и Nintendo не сдались, когда из многообещающей концепции стало вырисовываться не очень понятное нечто...
Представьте себе старинный шлем виртуальной реальности, но не закрепленный на голове, а стоящий на столе на хлипких ножках так, что в него надо упирать голову. Представьте сложную (и хрупкую) систему зеркал внутри и пару тусклых красных экранов, напоминающих глаза-камеры из «Терминатора». Почему такой цвет? Красные светодиоды экономили энергию батареек (помним, что перед нами псевдопортативное устройство), но совсем не экономили глаза игроков. Здравствуй, мигрень! Привет, близорукость! Терпи, шея! Мы играем в Virtual Boy.
Вместо того чтобы зарубить проект на стадии бета-тестирования, Nintendo выпустила Virtual Boy в Японии. Провал. Ладно, давайте попробуем выпустить его в США, на страх гайдзинам! Второй провал! Игроки в гневе, пресса склоняет компанию на все лады, а что творится внутри Nintendo...
...Ганпей Йокои покинул компанию. Зловещий Virtual Boy оборвал его карьеру и — косвенно — жизнь. На следующий год Ганпей погиб в автокатастрофе. Самурай гибнет с честью. Nintendo капитулирует. Вторая попытка вернуться в стерео будет предпринята только через пятнадцать лет.
Будущее трехмерно
Эпоха Nintendo DS близится к закату. После переделок, редизайнов, модификаций пришло время выпустить консоль, которая ее сменит.
Многие игроки и аналитики годами пытались угадать, что придет на смену DS и чем будет главная «фишка» консоли следующего поколения. Никто не угадал. Но самые проницательные говорили: «Это будет то, от чего все ахнут» — и в этом оказались правы.
Первые глухие слухи о новой портативной консоли раздались в конце 2009 года. Говорили о возможной железной начинке. Представители Nintendo делали загадочные лица и многозначительно высказывались о своем видении будущего рынка. В январе 2010 года Nintendo призналась, что в новой консоли будет сенсор движения. Но расставил все по местам только мартовский анонс. Название — 3DS. Ключевое нововведение — стереоскопия. Никаких шлемов и очков. Трехдюймовый экран станет окном в виртуальный мир.
Интерес публики к новинке был таким, что Nintendo вынуждена была привезти 3DS на выставку E3, что порядком навредило анонсированной XL-модификации DSi (теперь скорее всего ее ждет судьба Game Boy Micro). В первой стереоконсоли стекались толпы. На YouTube появились стереоролики, демонстрирующие игровой процесс, — вот только как их оценить без технических средств? Это невозможно так же, как и увидеть красоту цветной картинки на черно-белом телевизоре.
Мало кого взволновало то, что в 3DS будет и гироскоп, и сенсор движения. Обратная совместимость с DS — другое дело. Превратить старые трехмерные игры в стерео технически даже проще, чем раскрасить старые картриджи Game Boy. Пара наружных камер даст возможность снимать стереофотографии, а Nintendo уже ведет переговоры с Disney и Warner Bros. о том, чтобы издавать на 3DS стереофильмы.
Осенью на новую консоль набросятся японцы. В марте 2011 года — европейцы и американцы. А чего ждать нам? Доселе невиданное стерео, даже в формате трехдюймового экранчика 400х240, может наконец вернуть Nintendo в поле зрения российских игроков. А может и не вернуть. Многое тут зависит и от самой Nintendo, и от того, насколько интересной будет родина «Тетриса» компании на фоне обширных рынков США, Евросоюза и Китая.
Если Марио даст России шанс, то «меньшее зло» в следующем году еще может обернуться большим добром.