Сегодня в продаже можно встретить множество самых разнообразных моделей видеокарт. Компании NVIDIA и AMD регулярно дают жизнь новым графическим платам, и уследить за всеми новинками не так уж просто.
Поэтому важно уметь сравнивать видеоадаптеры, основываясь на их технических характеристиках.
Графический чип

ность видеокарты влияет множество различных параметров.
Для начала рассмотрим видеокарты, поддерживающие API DirectX 10. В этот список попадают все модели семейств GeForce 8000 и Radeon HD 2000, а также более поздние решения. Графические ядра этих видеоадаптеров обладают четырьмя ключевыми параметрами.

Во-первых, очень важную роль играет количество универсальных шейдерных (потоковых) процессоров — именно этот параметр определяет, как быстро будут обрабатываться шейдеры, коими перегружены сегодняшние игры.
Также стоит обратить внимание на количество текстурных блоков (TMU) и блоков растровых операций (ROP). Первые отвечают за выборку и фильтрацию текстур, а вторые занимаются смешением цветов и записью пиксельных данных в память. В «тяжелых» режимах работы с качественной фильтрацией текстур и многократным сглаживанием производительность может упереться в малое количество блоков TMU и ROP.
Наконец, очень важна частота работы графического ядра: чем она выше, тем больше операций сможет совершить видеокарта за единицу времени. Повышенной частотой ядра зачастую можно компенсировать недостаток исполнительных блоков графического процессора.
У видеокарт, лишенных поддержки DirectX 10, универсальные шейдерные процессоры отсутствуют. Вместо них в ядре располагаются вершинные и пиксельные процессоры. Как несложно понять из названия, первые занимаются обработкой вершинных шейдеров, а вторые — пиксельных. На сегодняшний день подобные видеокарты встречаются в продаже крайне редко, и приобретать их нет смысла.
Это важно: из-за существенных различий в архитектуре сравнивать между собой характеристики графических ядер разных производителей некорректно. Например, у Radeon HD 4870 потоковых процессоров аж 800 штук, но по производительности она уступает GeForce GTX 285, у которой их всего 240.
В последнее время все большую популярность обретают двучиповые модели видеокарт — самые быстрые представители линеек GeForce и Radeon построены как раз по такой схеме. В этих адаптерах дублируется не только видеочип, но и подсистема памяти, а взаимодействие между ядрами осуществляется посредством технологий SLI и CrossFire.
Подсистема памяти

Главной характеристикой графической памяти традиционно считается объем, однако неопытные пользователи часто переоценивают значение этого параметра. Недостаток памяти ведет к существенному падению производительности, а вот ее избыток не дает никакого прироста быстродействия. По этой причине покупать слабые видеокарты с гигантскими объемами памяти нет смысла — 512 Мб сегодня хватает для любой игры, а гигабайтом смогут грамотно распорядиться только флагманские модели.
Помимо количества памяти очень важна и ее пропускная способность. Она прямо пропорциональна двум параметрам: ширине шины и частоте памяти. Ширина шины показывает, какой объем информации видеочип может получить или передать за один рабочий такт, а частота определяет, сколько таких тактов будет совершено на одну секунду. Таким образом, память, сообщающая с графическим процессором по 128-битной шине и работающая на частоте 1800 МГц, по пропускной способности уступает 1000-Мгц аналогу, который использует 256-битную шину.
Это важно: последнее время NVIDIA делает ставку на производительную шину, а AMD, напротив, старается вовсю использовать преимущества быстрой памяти GDDR5. Будьте внимательны при сравнении.
Низкая пропускная способность памяти фактически «перекрывает кислород» графическому чипу, из-за чего последний не может работать в полную силу. Нередко модели видеокарт нижнего ценового сегмента в угоду стоимости наделяют дешевой и медленной памятью, частота которой порою существенно уступает эталонной. Брать подобные творения мы настоятельно не рекомендуем.



Напоследок заметим, что у видеокарт есть ряд характеристик, которые не влияют на производительность, но тем не менее также весьма важны. Скажем, эффективность системы охлаждения напрямую сказывается на стабильности и долговечности графического адаптера, а ее уровень шума позволяет дать оценку такой абстрактной величине, как степень назойливости для пользователя. Другой пример — потребляемая мощность. С помощью этого параметра можно прикинуть, стоит ли тому или иному блоку питания взаимодействовать с конкретным видеоадаптером. Важную роль играет и поддержка энергосберегающих функций, которые позволяют экономить на счетах за электроэнергию и не дают видеокарте напрягаться впустую. Наконец, особенности работы в мультипроцессорных режимах у разных видеоадаптеров могут отличаться — например, 3-way SLI поддерживают далеко не все видеокарты GeForce.