Тестовые пакеты из серии 3DMark, выпускаемые компанией Futuremark, — очень популярный инструмент оценки производительности ПК. Секрет успеха заключен в трех составляющих: простота использования, общая сбалансированность теста и его зрительная привлекательность.
Всем известный 3DMark06 служит человечеству вот уже третий год. За это время он успел дорасти до версии 1.1.0. Все в нем вроде бы хорошо: систему нагружает стабильно, баллы считает исправно, да и картинки, выводимые на экран, до сих пор радуют глаз. Только вот в связи с почтенным возрастом у него нет даже намека на поддержку DirectX 10. И это в то время, когда компании AMD и NVIDIA уже почти два года вовсю продают графические адаптеры, работающие с данным API.
Для полноценных испытаний современных видеокарт был нужен новый 3DMark. Мы его желали — мы его получили. Встречайте: 3DMark Vantage — долгожданный представитель легендарного семейства тестовых пакетов от компании Futuremark.
Дорогой и прожорливый
Причины, по которым разработчики из Futuremark отказались от цифровых обозначений своей продукции, нам неизвестны. На деле же вместо 3DMark08 новый тестовый пакет получил название Vantage (англ. «превосходство»). Попробуем выяснить, кого и в чем он превосходит.
Для начала отметим, что Futuremark изменила ценовую политику в отношении своих тестовых пакетов. Раньше пользователь просто скачивал дистрибутив и устанавливал программу. Без лицензионного ключа приложение запускалось, показывало окно, которое уведомляло нас, что это trial-версия 3DMark и доступ к продвинутым возможностям заблокирован. Тем не менее с настройками «по умолчанию» тест можно было гонять сколько душе угодно.
Забудьте об этом. Воспользоваться Vantage бесплатно, не нарушив при этом никаких законов, можно лишь единожды. Для этого придется запросить у разработчиков специальный одноразовый ключ, который вам вышлют по электронной почте. При этом на один и тот же почтовый ящик два ключа никто не даст. Разумеется, можно создать энное количество ящиков-однодневок и тем самым обеспечить себя ключами хоть на месяц вперед. Но это занятие неблагодарное, не вполне легальное — короче говоря, проще купить пресловутый тестовый пакет.
Всего доступно три платных версии Vantage: Basic, Advanced и Professional. Издание Basic стоит всего семь долларов, однако в нем урезано все, что только возможно. Несчастный владелец 3DMark Vantage Basic может прогнать основные тесты в единственном доступном режиме — Performance. Изменять настройки нельзя, функциональные тесты заблокированы. В общем, довольно-таки спорное приобретение.
Куда разумнее потратить двадцать долларов и стать счастливым обладателем версии Advanced. В ней доступны все настройки, все профили и все тесты.
Ну а отличительные особенности издания Professional следующие: поддержка командной строки, разрешение на коммерческое использование и возможность просмотра результатов без подключения к интернету (да-да, другие издания Vantage этого не умеют). За самую навороченную версию Futuremark требуют ни много ни мало 495 долларов.
Версии 3DMark Vantage | |||
Параметр | Basic | Advanced | Professional |
Профиль Entry | нет | да | да |
Профиль Performance | да | да | да |
Профиль High | нет | да | да |
Профиль Extreme | нет | да | да |
Функциональные тесты | нет | да | да |
Доступ к настройкам | нет | да | да |
Интерфейс командной строки | нет | нет | да |
Коммерческое использование | нет | нет | да |
Просмотр результатов без интернета | нет | нет | да |
В любом случае, перед тем как скачать и (возможно) купить новый 3DMark, неплохо бы ознакомиться с его системными требованиями. Итак, Vantage работает только с DirectX10. Владельцы старых видеокарт утирают слезы и продолжают ставить свои рекорды в предыдущей версии бенчмарка. Та же участь постигнет и ненавистников Windows Vista — XP, как известно, с DX10 не в ладах. Мало того, Vantage требует, чтобы на компьютере был установлен Vista Service Pack 1. Как показывает практика, новый 3DMark спокойно обходится и без упомянутого набора исправлений. При наличии в системе определенных обновлений установки Service Pack 1 можно избежать.
Помимо DX10-видеокарты необходим процессор, поддерживающий набор команд SSE2. Рекомендуемые модели: Intel Core 2 Duo E6600 или AMD Athlon X2 6000+ и более быстрые. Минимальный объем оперативной памяти — 512 МБ. Честно говоря, цифра попросту смешна, и для нормальной работы тестового пакета потребуется не менее 2 ГБ ОЗУ.
Дистрибутив 3DMark Vantage занимает около 450 МБ, в установленном виде программа оккупирует 600 МБ дискового пространства. Помимо самого теста в систему дополнительно устанавливаются: DirectX10 Runtime, Microsoft Visual C++ 2005 Redistributable Package и программное обеспечение для AGEIA PhysX.
Новое лицо
После запуска Vantage перед нами предстает главное окно приложения. Интерфейс кардинальным образом отличается от того, что было в предыдущих версиях 3DMark. В оформлении преобладают цвета и формы а-ля Windows Aero, а содержимое программного окна анимировано. Если раньше приложения серии 3DMark отдавали хоть какой-то строгостью серьезного теста, теперь этого нет вовсе.
Пройдемся по основным закладкам Vantage. Пункт MAIN демонстрирует четыре основных теста с их краткими описаниями и самую главную кнопку RUN BENCHMARK. Также здесь присутствует выпадающее меню PRESETS. Дело в том, что в Vantage есть четыре стандартных профиля тестирования, которые сильно отличаются по настройкам. Entry нацелен на слабые ПК, Performance — своеобразный режим «по умолчанию». Ну а профили High и Extreme — это форменное издевательство над графической подсистемой, так как обеспечить приемлемый уровень производительности при таких настройках не в состоянии даже компьютеры со связками Quad SLI или Crossfire X.
Главная вкладка Vantage. Для тестирования надо лишь выбрать нужный профиль и нажать кнопку run benchmark.
Во вкладке options можно настроить массу параметров, но при любых изменениях профиль тестирования сбрасывается в значение custom.
Результаты тестов можно загрузить на специальный сервер и сравнить их с результатами других пользователей.
|
Итоговое количество баллов напрямую зависит от используемого профиля, а результаты тестирования для режимов Entry и Extreme могут различаться на порядок. Чтобы пользователи не запутались при сравнении результатов, разработчики пошли на следующий ход: перед числовым значением отныне ставится буква, показывающая, с каким профилем проводилось тестирование. Например, X2311 — это результат тестового прогона в режиме Extreme, а H3742 показывает достижения системы при использовании профиля High.
Как и раньше, пользователь вправе задать собственные параметры тестирования. Делается это через меню OPTIONS, в котором наличествует обширный список настроек. Однако в этом случае не получится загрузить результаты тестов на сервер статистики Futuremark. На вкладке SYSTEM INFO можно получить доскональную информацию о своей системе. Меню RESULTS показывает общий результат, а также отдельные показатели по каждому из тестов. Посредством вкладки UPGRADE можно поменять версию Vantage на более дорогую, а ABOUT отображает список разработчиков тестового пакета.
Профили 3DMark Vantage | ||||
Параметр | Entry | Performance | High | Extreme |
Разрешение | 1024x768 | 1280x1024 | 1680x1050 | 1920x1200 |
Сглаживание (multisampling) | - | - | 2x | 4x |
Фильтрация текстур | Trilinear | Trilinear | Anisotropic 8x | Anisotropic 16x |
Качество текстур | Entry | Performance | High | Extreme |
Качество шейдеров теней | Entry | Performance | High | Extreme |
Качество разрешения теней | Entry | Performance | High | Extreme |
Качество шейдеров рельефа | Entry | Performance | High | Extreme |
Качество объемного рендеринга | Entry | Performance | High | Extreme |
Масштаб постобработки | 1:5 | 1:2 | 1:2 | 1:5 |
Отключенные эффекты | Motion blur, depth of field | - | - | - |
Современное поколение тестов
В 3DMark Vantage четыре основных теста: первые два измеряют быстродействие видеокарты, прочие — скорость работы центрального процессора. Также есть шесть дополнительных тестов, оценивающих эффективность видеокарты при выполнении конкретных задач. На подсчет итогового рейтинга дополнительные тесты влияния не оказывают.
Светящиеся спецагенты и космические баталии
Первая сцена, оценивающая производительность графической подсистемы, повествует о девушке по имени Jane Nash, которая убегает на катере с заточенной в скале вражеской базы. Чудное водное средство передвижения, по всей видимости, секретно разработанное в застенках компании Sapphire, в конце ролика превращается в некий летательный аппарат. Упор в сцене делается на сложное динамическое освещение, эффекты отражения и преломления для водных поверхностей, продвинутые алгоритмы реализации теней и симуляцию ткани. Все это щедро сдобрено эффектами постобработки. Расчет цветовых значений в этом (равно как и в последующем) тесте проводится с использованием высокого динамического диапазона — HDR (High Dynamic Range).
|
|
|
||
Jane Nash — первый графический тест. Не очень-то и красив, но систему нагружает по максимуму.
|
К сожалению, ролик не так красив, как хотелось бы. Первым делом в глаза бросается топорная анимация второстепенных персонажей. Все эти скалы, из которых состоит окружение, уже заметно приелись за время многочисленных прогонов теста Canyon Flight из двух предыдущих пакетов 3DMark. К тому же в сцене какое-то странное освещение. Есть версия, что главная героиня съела перед заданием пару килограмм люминофора — в отдельных моментах она сияет, словно неоновая вывеска.
От полного провала сцену спасают лишь два момента. Во-первых, на удивление удачная вода — красивые волны и шикарные отражения на поверхности порой завораживают. Во-вторых, превосходно реализована симуляция ткани — смотрится действительно очень реалистично.
Хотя Jane Nash и не может похвастаться небывалыми красотами, систему эта сцена нагружает исправно. Любая современная видеокарта с трудом переваривает сложные алгоритмы и работает буквально на пределе своих возможностей. Кстати, эта самая Джейн Нэш отдаленно напоминает красотку Руби — известный символ графического подразделения компании AMD. Если добавить к этому логотип фирмы Sapphire на катере, создается впечатление, что сцену рисовали ребята из AMD, а дизайнеры Futuremark лишь прикрутили к ней различные новомодные эффекты.
|
|
|
||
New Calico — эффектный графический тест на тему космических баталий. Действительно красиво.
|
Сюжет второго графического теста, названного New Calico, так же незатейлив и рассказывает о войне в космосе. Камера следует за несколькими истребителями, к которым чуть позже присоединяется огромный космический крейсер. В дальнейшем эта махина начинает расстреливать поверхность близлежащей планеты, окруженной поясом астероидов. Красивые взрывы прилагаются. В сцене присутствует огромное количество объектов, и все они непрерывно движутся. Не обошлось и без объемного тумана. Дополнительную нагрузку создают колеблющиеся тени и повсеместно используемый эффект parallax mapping.
Вторая сцена выглядит куда приятнее первой. Космос прорисован очень качественно, дизайн кораблей реализован на твердую пятерку, а особенно эффектен пояс астероидов. К режиссуре также нет претензий: камера ведет себя адекватно, выхватывая самые «сочные» ракурсы. Что интересно, видеокарты, как правило, демонстрируют в этом тесте даже большее быстродействие, чем в случае с Jane Nash. Словом, сцена явно удалась.
Небесный тихоход
Первый процессорный тест нагружает ЦП сложными алгоритмами искусственного интеллекта — поиском оптимального маршрута в трехмерном пространстве. Для этого используется сцена, в которой множество самолетов пролетает через ряд контрольных ворот, стараясь избежать столкновений с землей и друг с другом. Траектории полетов просчитываются в реальном времени. Все вычисления в данном тесте распараллелены, поэтому он идеально подходит для испытаний многоядерных процессоров. При этом более мощные ЦП чаще пересчитывают траектории полетов, обеспечивая лучший маршрут для каждого из самолетов. Отметим, что графика в этом и последующем тестах крайне примитивна. Сделано это для того, чтобы максимально снизить влияние видеокарты на конечный результат.
Во втором тесте ЦП симулируются нагрузки, связанные с обработкой физики. Мы наблюдаем все тот же каньон и все те же самолеты, однако контрольные ворота в этот раз расположены очень близко друг к другу. Кукурузники во время полета сталкиваются как друг с другом, так и с объектами окружения. Кроме того, они оставляют дымный след, который реагирует на проходящие сквозь него самолеты и постепенно рассеивается. Для каждого вычислительного ядра создаются свои ворота, так что количество препятствий напрямую зависит от используемого процессора. Так, для четырехъядерного ЦП ворот будет четыре.
Если в системе присутствует физический ускоритель AGEIA PhysX, то и он внесет свою лепту в расчет повреждений. Разработчиков явно не смущает тот факт, что самой AGEIA уже не существует, устройства PhysX сегодня не выпускаются, а игры, поддерживающие этот физический ускоритель, можно пересчитать по пальцам. Эта практически бесполезная для игрового ПК железка существенно увеличивает итоговый балл из второго теста процессора. По нашему мнению, это крайне неудачный ход со стороны Futuremark. Система с физическим ускорителем получит более высокий рейтинг, но ее производительность в играх останется на прежнем уровне. Теряется объективность оценки.
Вы наверняка не раз видели, как на различных сайтах и форумах итоговые баллы из 3DMark именуют «попугаями». Связано это с тем, что один балл в 3DMark — весьма условная единица измерения. Совсем как те попугаи, которыми считали длину удава. Рассмотрим, каким же образом определяется итоговый результат в случае с 3DMark Vantage.
Рейтинг графической подсистемы получают, используя следующую формулу:
S(gpu) = GT1_const * GT1_fps + GT2_const * GT2_fps
Под GT1_const и GT2_const скрываются постоянные значения (см. таблицу неподалеку), а GT1_fps и GT2_fps — это количество обработанных кадров в секунду для первого и второго графических тестов.
Для рейтинга процессора формула аналогична:
S(cpu) = CT1_const * CT1_op + CT2_const * CT2_op
При этом CT1_const и CT2_const — табличные значения, а CT1_op и CT2_op — количество операций в секунду для первого и второго тестов процессора.
Общий рейтинг производительности высчитывается по формуле:
S = 1 / (Weight_gpu / S(gpu) + Weight_cpu / S(cpu)).
Обратите внимание, что табличные константы Weight_gpu и Weight_cpu зависят от профиля тестирования: чем тяжелее режим, тем ниже влияние процессора на итоговый рейтинг.
Постоянные коэффициенты для 3DMark Vantage | ||||
Коэффициент | Entry | Performance | High | Extreme |
Weight_gpu | 0,75 | 0,75 | 0,85 | 0,95 |
Weight_cpu | 0,25 | 0,25 | 0,15 | 0,05 |
GT1_const | 173,61 | |||
GT2_const | 163,78 | |||
CT1_const | 5,23 | |||
CT2_const | 208 |
Двенадцать флагов и не только
На закуску мы оставили шесть дополнительных тестов, при помощи которых оценивается работа отдельных функциональных блоков видеокарты.
Feature Test 1 определяет скорость текстурирования объектов. Кадры здесь рисуются методом заполнения прямоугольника на экране значениями, считываемыми из небольшой текстуры. При этом ее координаты меняются перед каждым кадром. Во втором тесте исследуется скорость заполнения цвета. Ничего необычного, все это мы могли наблюдать и в более ранних версиях 3DMark.
Третий функциональный тест действительно интересен. В нем присутствует всего одна геометрическая фигура — прямоугольник, реализованный двумя треугольниками. Иначе говоря, воспроизводимая сцена абсолютно плоская. Эффект объема достигается исключительно пиксельными шейдерами. Основные инструменты здесь — parallax mapping и сложная модель затенения. Результаты действительно впечатляют, как, впрочем, и крайне низкий уровень быстродействия.
В Feature Test 4 активно используются вершинные и геометрические шейдеры. С их помощью реализуется физическая симуляция поведения ткани — двенадцать флагов на ветру действительно меняют свою геометрическую форму в реальном времени. Крайне сложное испытание для видеокарты.
В пятом тесте наличествует сцена со сложной геометрией. Каждая частица изначально представлена вершиной, которая по ходу действия преобразуется геометрическим шейдером в прямоугольник. В процессе перевода частиц из одного состояния в другое активно используется потоковый вывод.
Геометрически сцена Feature Test 3 состоит лишь из двух треугольников. Все остальное — работа пиксельных шейдеров.
В Feature Test 5 объекты состоят из огромного множества частиц, реализованных посредством вершинных и геометрических шейдеров.
Представленный в этом тесте шум Перлина часто лежит в основе эффектов огня, дыма и облаков.
|
Наконец, шестое, заключительное, испытание заставляет видеокарту генерировать текстуры на лету, с помощью функции, именуемой «шумом Перлина». Именно эта функция обычно применяется для создания эффектов дыма, огня и облаков. В данном случае все алгоритмы намеренно усложнены, так как основная задача теста — оценка вычислительной мощи видеокарты. В сцене отсутствует геометрия, а задействованы только пиксельные шейдеры.
По ходу текста вы, вероятно, столкнулись с рядом непонятных терминов. Часть из них разобрана ниже.
Шейдер (Shader) — программа, которая задает вид поверхности объекта. С ее помощью программисты могут реализовывать свои самые заветные фантазии касательно трансформации и освещения вершин, а также обработки пикселей.
Пиксельные (Pixel) шейдеры — программы, выполняемые чипом для каждого пикселя изображения. Они отвечают за различные эффекты и свойства конечных объектов, позволяя программистам реализовать, к примеру, шероховатость поверхностей, реалистичную воду, волосяной покров и другие 3D элементы.
Вершинные (Vertex) шейдеры — программы, которые производят различные операции над вершинами 3D-объектов. Благодаря им в современных играх появились красиво анимированные деревья и трава, волны, объемный туман и деформируемое окружение. Даже такой элемент интерьера, как развевающаяся на ветру занавеска, — тоже результат работы вершинных шейдеров.
Геометрические (Geometry) шейдеры — новый тип программ, которые появились в DirectX 10. Они позволяют графическому процессору динамически создавать и изменять геометрию сцены и добавляют еще больше реалистичности при отображении волос, водных поверхностей и других изменяющихся объектов.
Высокий динамический диапазон (High Dynamic Range, HDR) — технология, которая позволяет реализовывать физически правильное освещение, а также дает возможность имитировать эффект адаптации человеческого зрения (к примеру, выход из темного помещения на яркий солнечный свет).
Parallax mapping — метод попиксельного освещения, позволяющий с помощью пиксельных шейдеров имитировать сложные геометрические формы объектов.
Оно нам надо?
Если честно, 3DMark Vantage производит далеко не лучшее впечатление. После двух лет ожидания мы рассчитывали увидеть что-то действительно феноменальное, однако новое творение Futuremark недалеко ушло от 3DMark06 и, более того, во многом проигрывает предшественнику. Например, количество графических тестов уменьшилось в два раза — при том, что их качество возросло несильно. И если к New Calico претензий нет, то Jane Nash разочаровал — тот же Canyon Flight, датированный 2006 годом, выглядит ничуть не хуже.
Четыре различных профиля тестирования — достаточно спорное нововведение. С одной стороны, это к лучшему: режим Entry позволяет запустить тест на слабых системах, а благодаря Extreme Vantage будет актуален и через несколько лет. В то же время обилие профилей вносит путаницу и усложняет сравнение результатов.
Ужесточившаяся ценовая политика не радует вовсе: бесплатных дистрибутивов отныне не существует, а относительно дешевая Basic урезана по максимуму. Выходит, что для нормальной работы с пакетом придется покупать издание Advanced за 20 долларов. Меж тем возможность бесплатного тестирования системы — один из ключевых факторов, привлекающих пользователей к более ранним версиям 3DMark.
Однако при всем при этом очевидно, что Vantage использовать будут. Свою главную задачу — нагружать железо тяжелыми, но актуальными алгоритмами — он выполняет. К тому же у нового тестового пакета практически нет конкурентов. Количество пользователей Vista возрастает с каждым днем, все большее число игр поддерживает DirectX 10, а мощность видеокарт и процессоров лишь увеличивается. На оптимизацию драйверов под новый тест сейчас брошены лучше умы AMD и NVIDIA. Все это лишь на руку Futuremark, и если ничего не изменится, вскоре Vantage станет эталонным тестом для видеокарт.
Очень хочется верить, что в ближайшие год-полтора появится новый тестовый пакет из семейства 3DMark. Дорисовать пару сцен, обеспечить поддержку DirectX 10.1, добавить тест на расчет «физики» силами графического ядра — разработчикам есть к чему стремиться.