Ваша клавиатура может быть какой угодно.
С подсветкой клавиш, без проводов или с проводом из экологически чистого полистирола. С жидкокристаллическим монитором, показывающим температуру комнаты на случай резкого похолодания. И даже с подключением через систему Bluetooth, чтобы все завидовали.
Но при этом одно из дизайнерских решений любой, самой совершенной клавиатуры остается неизменной уже 133 года — со времен древних и тяжеленных печатных машинок. Оно уже давно не имеет смысла, оно неэффективно и неудобно. Это ничто иное, как популярнейшая раскладка QWERTY.
Знаменитая клавиатура Шоулза
1868 год. Тихий американский городок Милуоки. Имеющиеся в наличии киянки, зубила и грубые рашпили не позволяли сделать высокотехнологичный инструмент для печати. В результате молоточки с выгравированными буквами так и норовили удариться друг об друга вместо того, чтобы отобразить на листе бумаге нужный символ.
Это интересно: в первых моделях печатных машинок Шоулза буквы располагались по алфавиту. Он достаточно быстро отказался от этой идеи, но следы старинных разработок вы можете наблюдать и сейчас. Присмотритесь к среднему ряду кнопок на вашей клавиатуре: D,F,G,H,J,K,L. Ничего не напоминает?
Кристофер Шоулз
Фамилия изобретателя написана на самом агрегате. |
Столь знакомая нам кнопка Shift (в переводе — смещение, сдвиг) появилась на свет в 1878 году. Дело в том, что первая из «Ремингтонов» печатала только заглавными буквами. Во второй, усовершенствованной машинке, появилась возможность смещать каретку, в результате чего на печати отображалась либо маленькая, либо большая буква.
Это интересно: поговаривают, что буквы в верхнем ряду клавиатуры попали туда не случайно, а по замыслу хитрых торговых агентов. Они привлекали внимание клиентов, молниеносно набирая слово «Typewriter». Легко убедиться, что это слово можно напечатать, не опуская пальцы ни ко второму, ни к третьему ряду.
Американский бизнес бурно развивался, число офисов и секретарш росло в геометрической прогрессии, и очень скоро уже не один солидный деловой человек не мог представить свою повседневную жизнь без столь нужного устройства. QWERTY стала международным стандартом, истиной в последней инстанции, успешно вытеснив с рынка всех потенциальных конкурентов.
Как говорят мудрые англосаксы — «An early bird catches the worm», что в дословном переводе на русский означает «Кто раньше встал, того и тапки». Кристофер Шоулз встал раньше.
Упрощенная клавиатура Дворака
Я устал от бесконечных попыток сделать что-то полезное для людей. Они просто не хотят меняться!
Август Дворак. 1936 год. Вашингтон, округ Колумбия
Профессор вашингтонского университета Август Дворак подошел к вопросу серьезно.
Чрезмерная нагрузка на кисти рук. Как показали исследования раскладки QWERTY, около 3000 слов английского языка печатаются при помощи левой руки, и всего около 300 — правой. Из-за чрезмерной загрузки одной из рук стремительно растет усталость и увеличивается число ошибок.
Неравномерная загрузка пальцев. Одним пальцам выпадает полный «рабочий день» с десятками тысяч нажатий, в то время как другие отлынивают благодаря несовершенству существующей раскладки.
Масса лишних движений. Все мы знаем, что кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. В хорошо знакомой английской раскладке QWERTY пальцы перемещаются гораздо больше, чем хотелось бы — ведь частотные буквы специально расположены дальше друг от друга. Интересно, что средний ряд «ASDFGHJKL» по сути, не базовый, так называемым home row — ведь в нем происходит всего лишь треть работы.
Неудобство. Масса высокочастотных сочетаний букв вызывают затруднения при работе с QWERTY. Попробуйте, к примеру, набрать «Minimum pumpkin». Что будет при этом делать ваша левая рука? Правильно — ничего. Набрали? А теперь повторите это же, не глядя на клавиатуру.
После долгих лет экспериментов Дворак создал Dvorak Simplified Keyboard. Сокращенно — DSK.
Как видите, все гласные расположены на одной стороне клавиатуры,
Оптимизированная раскладка Дворака. |
Конечно, и скорость печати на такой клавиатуре не заставит себя долго ждать. Меньше ненужных движений — выше скорость. Наивысшее достижение в скорости печати было установлено Барбарой Блекберн — 212 слов в минуту. Естественно, при печати она пользовалась клавиатурой Дворака — такой высокий результат абсолютно нереален для QWERTY.
Это интересно: было подсчитано, что среднее расстояние, которое проходят пальцы машинистки, печатающей на «стандартной» клавиатуре, — около 25-30 километров в день. Если она сделает ту же работу на DSK, «пробег» составит всего полтора километра. Впечатляющая разница?
Что еще? Пользуясь более эргономичной раскладкой, мы уменьшаем вероятность ошибок. Кроме того, научиться печатать на DSK гораздо проще, чем на QWERTY-клавиатуре — это факт, подтвержденный огромной статистикой.
Почему же, несмотря на все это, дело QWERTY живет и побеждает уже столько лет подряд? Существует масса объяснений этого явления. Инертность рынка, необратимость инвестиций и даже анти-двораковский заговор — вот только некоторые из них. Впрочем, если вы захотите устроить революцию на отдельно взятом компьютере — DSK всегда к вашим услугам: достаточно лишь сменить наклейки (или переставить клавиши) и настроить новую раскладку в операционной системе.
Жертва локализации
У русской раскладки для пишущих машинок дела обстояли куда лучше. И немудрено — ведь разрабатывалась она заметно позже своей иностранной предшественницы, когда и технологии не заставляли бояться постоянных залипаний молоточков, и опыт уже, какой-никакой, а был.
Классическая русская раскладка для пишущей машинки. |
Беда постигла наш любимый, хоть и непроизносимый «йцукенг» в тот момент, когда встала задача переноса его на ПК. Сколько бы ни жаловались игроки на кривое портирование игр с приставок, это ничто по сравнению с увечьем, которое нанесли русской раскладке первые отечественные компьютерщики. Хотелось как лучше, а получилось... вот ровно то, на чем мы все сейчас печатаем.
В английском алфавите, под который разрабатывались первые клавиатуры, букв несколько меньше, чем в русском. Когда потребовалось «русифицировать» клавиши, для знаков препинания места толком не хватило. Итог: запятая, точка с запятой и апостроф «переехали» в верхний регистр, где и поселились на веки вечные. Никакой патч тут уже не поможет: проект согласован, стандарт утвержден и запущен в серийное производство.
На заметку: ни в одной клавиатурной раскладке, кроме русской (а также украинской, белорусской и т.п. — тех, что сделаны путем доработки русской) для ввода запятой не требуется нажимать две клавиши. Это наше, отечественное «ноу-хау», наше проклятие и, если хотите, карма.
Понятно, что разработчики этой горе-раскладки изначально оказались не в самом выигрышном положении: клавиш-то ведь и вправду не хватает. Но хуже другое: они были программистами, и никак не закладывались на скоростной набор литературного текста, где точка встречается в среднем в 2-3 раза реже запятой. В программных кодах того времени ситуация была обратная.
Дайте самую простую клавиатуру...
Не стоит, однако, полагать, что развитие клавиатурного дела застыло на месте — нет, оно движется, вот только порой абсолютно непонятно, куда именно.
Клавиатура Optimus — одна из немногих, где исправлена проблема с запятой в русской раскладке. |
Зато в том, что касается клавиш функциональных, нет конца и края буйству фантазии. Невольно вспоминается анекдот про раввина — того самого, у которого была еще масса идей, вот только куры у прихожанина уже передохли.
Кому — спрашивается — кому пришла в голову идея: разбить функциональные клавиши группами не по 4, а по 5? Приятно ведь, наверное, вместо F5 ударить по F6, повинуясь многолетним рефлексам, а затем, по причине тех же рефлексов, не глядя нажать Enter... А чего стоит замечательная кнопка Sleep там, где по всем правилам должен был быть Page Down? Неплох и укороченный Shift, освобождающий место под Backspace двойной длины путем переноса косой черты.
Впрочем, это еще не самый яркий пример. Далеко ходить не надо — буквально на днях редактор нашего журнала в спешке купил прекрасную на вид клавиатуру, принес домой и... Вы никогда не догадаетесь, что он обнаружил при более детальном изучении покупки. Отсутствие клавиши Insert! Нет, не полное, конечно: вы всегда можете переключить Num Lock и отыскать любимую клавишу на месте цифры 0 в Numeric Keypad. Всего ничего... А место покойной кнопки гордо занял Delete, располневший до двух позиций. Стоит ли говорить, что чудо
И ведь кто-то это придумал! |
Золотое правило — не заставлять пользователя переучиваться без очень веской на то причины. Ведь рефлексы определяют скорость работы, и каждый раз, когда приходится задумываться над очередным нажатием — это потерянное время, вылетевшая из головы идея или, наконец, просто деньги. В случае же с клавиатурами все наоборот вышло: там, где пользователь уже привык и не страдает от неудобства, прогресс идет полным ходом, заставляя раз за разом менять устоявшиеся привычки. Зато те решения, которые априори неудобны, переходят из поколения в поколение без малейших изменений.
Вот и получается, что раз за разом приходит человек в магазин со словами «Дайте мне самую простую клавиатуру». Думаю, вы и сами не раз слышали или говорили что-то подобное. И причина здесь, как вы понимаете, кроется не в экономии или каком-нибудь принципиальном аскетизме.
Проблема выбора
Давайте теперь отставим в сторону грустные размышления о дизайнерской мысли и подумаем о куда более простой задаче: как выбрать хорошую клавиатуру.
К примеру, для набора текстов (в том числе — программного кода) лучше всего подходят клавиатуры с большим ходом клавиши и ощутимым щелчком. Смысл в том, чтобы на ощупь и на слух можно было безошибочно отличить успешно нажатую клавишу от ненажатой и мгновенно исправить ошибку, повинуясь рефлексам, а не привлекать для этого весь вычислительный аппарат головного мозга. Казалось бы, секундная задержка — мелочь, но посчитайте, сколько клавиш вы нажимаете в сутки. Чем больше стандартных операций доведено до автоматизма, тем быстрее продвигается работа: иногда — в разы.
В играх — ситуация иная. Когда исход поединка решают миллисекунды, лишний запас хода кнопки только вредит, а глубокие зазоры мешают быстро перемещать пальцы между управляющими комбинациями. Идеальная игровая клавиатура — без щелчка, достаточно плоская, с плотно прилегающими друг к другу клавишами: ровно настолько, чтобы их можно было без труда найти на ощупь, но не более.
То же самое касается и усилия при нажатии. Упругая, жесткая клавиатура спасет программиста (или автора статьи) от опечатки, если он ненароком заденет лишнюю кнопку. А вот игрока — не спасет: ему и даром не нужна защита от опечаток, гораздо важнее вовремя среагировать, встречая минимум препятствий со стороны устройства.
Наконец, дополнительные кнопки. Это — дело вкуса и конкретных задач, главное, чтобы дополнительный набор (интернет-навигация, мультимедиа, команды Windows) не были перемешаны с набором базовым. Когда Sleep находится далеко за рядом функциональных клавиш, она нисколько не мешает: при желании расширенный ряд можно просто не замечать. Хуже, если спецфункции ищут дружбы и соседства с основными элементами управления, теснятся поплотнее и так и просят, чтобы их нажали. Это никуда не годится, и работа на подобном чудовище — одно мучение.
Вы можете возразить, что каждый привыкает к своей собственной клавиатуре, поэтому вопрос выбора — дело сугубо личное, ведь рефлексы можно выработать на любое расположение кнопок. Но разве такая клавиатура будет стоять у вас на работе? В офисе? У приятеля, который попросит помочь ему с установкой драйвера? Чем стандартнее рефлексы, тем более вы универсальны. И наоборот — привычка к экзотике сделает из вас «компьютерщика одной клавиатуры», совершенно беспомощного в любых других условиях.