Имя Гари Гигакса регулярно встречается на страницах нашего журнала. Неудивительно — в созвездии лучших компьютерных игр ярко светятся ролевые игры, а рассказывая о ролевых играх, мы то и дело упоминаем первую ролевую систему Dungeons & Dragons и ее создателя. К сожалению, повод, который заставил нас именно сейчас обратиться к биографии одного из самых знаменитых игровых мастеров, печален — 4 марта этого года Гари Гигакс скончался у себя дома от сердечного приступа.
Детство, юность и военные игры
Эрнест Гари Гигакс (Ernest Gary Gygax) родился 27 июля 1938 года в Чикаго. Отец Гари — Эрнст Гигакс — швейцарец по происхождению, мать — Алмина Эмили Бурдик (Гигакс) — американка. Обе фамилии гордятся своими историческими корнями. Гигаксы — древний швейцарский род греческого происхождения. Бурдики возводят свой род к временам норманнского завоевания Англии.
Отец рассказывал Гари сказки про магические кольца, плащи-невидимки, старых волшебников. Мать читала сыну иллюстрированные журналы. С пяти лет мальчик освоил шахматы и карточные игры.
С компанией приятелей Гигакс играл в приключения (у взрослых это называется ролевыми играми живого действия). Джим Рэш был ведущим, а Джон Рэш и Дон Кэй — товарищами по приключению. Первый «dungeon», запомнившийся Гари, — старое полуразрушенное пятиэтажное кирпичное здание с высокой колокольней в Лейк Женева, куда семья Гари переехала через несколько лет после его рождения. Развалины приманивали окрестных мальчишек. Там были тайные комнаты, туннели — и куча возможностей свернуть шею. К счастью, этими возможностями Гари не воспользовался.
В 12 лет Гигакс прочитал первые фантастические книги — «Вельд» Рэя Бредбери и «Конан-Завоеватель» Роберта Говарда. После этого он сделался постоянным читателем фантастических журналов.
В 1953 году Гигакс и Кэй начали играть в настольные военные игры (wargames) с миниатюрными фигурками (между прочим, этот жанр когда-то изобрел знаменитый фантаст Герберт Уэллс). Друзья придумали использовать в качестве датчика случайных чисел не только обычную шестигранную игральную кость, но и другие правильные многогранники.
Конечно, все мальчишки любят сказки и приключения, играют в войну и оловянных (или пластмассовых) солдатиков, читают фантастику. Но только некоторым удается сделать из этого дело всей своей жизни.
Правда, Гигакс не сразу стал заниматься играми профессионально. Высшего образования он не получил и в юности работал страховым агентом. В двадцать лет Гари женился, его жена Мэри Джо в течение одиннадцати лет произвела на свет двух сыновей и трех дочерей.
Но интерес к играм, к фантастике, к истории вообще и военной истории в частности никуда не делся.
В 1958 году Гигакс знакомится с игрой «Геттисберг» (по любимому американцами сюжету Гражданской войны в США) компании Avalon Hill. Он написал восхищенное письмо компаньону фирмы вместе с заказом на листы бумаги, расчерченные на правильные шестиугольники, для полей сражений.
В последующие годы Гигакс сохраняет активное увлечение военными играми. Он посещает конвенты, пишет статьи соответствующей тематики в журналы. Он продолжает сотрудничество с Avalon Hill, тестируя некоторые проекты издательства.
В 1966 году при активном участии Гигакса создается International Federation of Wargamers (IFW — международная федерация «настольных командиров»). Данная организация насчитывала в свои лучшие годы более 700 игроков, в том числе и проживающих за пределами США. В 1967 году Гигакс проводит «Gen Con 0». Эта встреча 20 игроков проходила у него дома — и породила традицию ежегодного игрового конвента. На следующий год Gen Con был объявлен официально и собрал в Лейк Женева уже около 100 участников. Название Gen Con — сокращение от Geneva Convention — Женевский конвент. Gen Con познакомил Гигакса с Брайаном Блюмом и Дейвом Арнезоном.
В военных играх были любители разных исторических эпох. Кто-то увлекался гражданской войной США, кто-то — войнами Наполеона, кто-то — Второй мировой. Вместе с Арнезоном Гигакс разрабатывает свод правил для морских сражений, который был издан под названием Don't Give Up The Ship!.
Гигакса в то время заинтересовало средневековье, в особенности Темные века. Он нашел миниатюры подходящего вида и вместе с друзьями стал придумывать правила игры. Эти правила основывались на внешнем виде миниатюр. Есть ли у воина щит, одет ли он в доспех? А чем вооружен — мечом, копьем или луком? Гигакс придумал правила для разных типов доспехов и оружия, для кавалерии и осадных машин.
Любители средневековых сражений создали собственную организацию — Lake Geneva Tactical Studies Association (LGTSA). В их числе были Гари Гигакс, Дон Кей, Майк Риз и Леон Такер. Первая штаб-квартира ассоциации была у Гигакса дома.
И в какой-то момент Гигакс сделал открытие. Элементарно простое, но сделавшее возможным совершенно новый класс игр. Причиной было то, что игрокам наскучил средневековый антураж. И тогда Гигакс добавил в него немного «фэнтези». Он научил свои фигурки творить заклинания. Над гексагональным полем полетели «огненные шары». Среди пластиковых солдатиков появились пластиковые маги. А их противниками стали гиганты и драконы (первым драконом была назначена модель стегозавра, выкрашенная в красный цвет). Интерес игроков разгорелся вновь, на игру собиралось по двадцать человек и более.
Один из приятелей Гигакса, Джефф Перрен записал правила для 40-миллиметровых фигурок, изображавших средневековых воинов. Гигакс внес туда дополнения, добавив поединки, драконов, героев, волшебные предметы и заклинания. В 1971 году этот свод правил был издан под названием Chainmail: Rules for Medieval Miniatures. Это все еще была тактическая, а не ролевая игра — она велась между двумя противниками, управляющими своим набором фигурок, каждой фигурке по правилам соответствовал отряд в 20 человек, были наиболее тщательно проработаны именно боевые характеристики, и игры состояли в основном из сражений.
Dungeons & Dragons
Однако в том же году Дейв Арнезон провел в Твин Ситиз первый модуль по миру Blackmoor. Игроки должны были прокрасться в замок Блэкмур и открыть ворота. Каждый игрок управлял одним воином. Ведущий поменял роль судьи на роль «дэнжен-мастера». Вроде ничего особенного, но тогда это был прорыв. Все отмечали необычайно высокую близость с персонажем, как будто это они крадутся по замку. Арнезон привез эту игру в Лейк Женева и показал Гигаксу. Новый способ игры был принят на вооружение.
На волне популярности «Властелина Колец» игровая система с элементами фэнтези пользовалась хорошим спросом. Развивая ее, Гигакс воспользовался идеями популярных писателей: Джека Вэнса, Спрэг де Кампа, Говарда, Пола Андерсона, Фрица Лейбера. Он также глубоко изучал исторические источники.
Вскоре Гигакс создал свой собственный фантастический мир Greyhawk.
Сюжетом первых модулей в Грейхоке были приключения на разных уровнях одноименного замка, в котором еженедельно появлялся новый этаж. Для этого мира был создан список заклинаний, магических предметов и даже пантеон божеств, которые мы вновь и вновь можем видеть на страницах книг по D&D. В нем появились классы вора и паладина. Составляли заклинания архимаги Бигби, Морденкайнен и Тензер. Мир населяли эльфы и гномы, карлики и полурослики, а в подземельях жили темные эльфы и beholder'ы (которых теперь по-русски принято звать злобоглазами).
В 1973 году Гигакс и Дон Кей в качестве равноправных партнеров создали издательскую компанию Tactical Studies Rules (TSR). Гигакс приносил идеи, Кей — деньги. Позднее к TSR присоединились Брайан Блюм и (временно) Дейв Арнезон.
И, наконец, в 1974 году вышло первое издание Dungeons & Dragons. Гигакс оценивал рынок примерно в 50 000 покупателей. Предполагалось, что это будут заядлые любители игр с миниатюрами и фанаты фэнтези. Первая тысяча экземпляров была распродана в течение 11 месяцев. Дальше дело пошло лучше. Следующая тысяча разошлась за шесть месяцев. К 1979 году фирма продавала по 7000 книг базовых правил ежемесячно.
Рассказы о новой игре передавались из уст в уста, люди знакомили с ней своих друзей и число любителей D&D росло со скоростью снежной лавины. Незнакомые люди могли позвонить Гигаксу среди ночи, чтобы задать уточняющий вопрос о правилах. Авторы фэнтези благодарили Гигакса за увеличение их читательской аудитории.
В 1975 году компания TSR начала выпуск журнала The Strategic Review (сокращение то же самое — TSR), который по замыслу должен был освещать разные настольные игры — как ролевые, так и тактические. Однако со временем стало ясно, что настольные ролевые игры — это самостоятельный жанр, поэтому после 7 выпусков The Strategic Review был расформирован. Гигакс обратился за помощью в создании нового журнала к Тимоти Каску, и в 1976 году появился ежемесячный журнал The Dragon. Разумеется, Гигакс на долгие годы стал одним из самых постоянных и плодовитых его авторов. Тематика его статей разнообразнейшая — и собственно правила и описание D&D, сюжеты модулей, игра с точки зрения игрока и мастера, и обзоры разных типов оружия, и статьи о других играх... Наш Псмит, можно не сомневаться, считает Гигакса-журналиста одним из образцов для подражания.
В 1975 году умер партнер Гигакса Дон Кей, и его вдова продала его долю акций TSR Гигаксу. Гигакс вместе с оставшимся партнером, Блюмом, создают новую компанию TSR Hobbies, Inc. К ним присоединяется отец Блюма Мартин Блюм, впоследствии его акции перешли к Кевину Блюму. Гигакс, испытывающий финансовые трудности, продал часть своих акций, но остался совладельцем и президентом фирмы.
TSR Hobbies переиздает материалы по D&D, а также выпускает несколько ролевых фэнтези-сеттингов и военных игр. Выходит книга по миру Грейхок (Гигакс написал ее в соавторстве с Робертом Кунцом).
Вокруг игры D&D формируется игровое сообщество, и Гари Гигакс оказывается в его центре. Он придумывает и проводит модули и кампании, участвует в обсуждении игры в печати и на конвентах. Правила игры дорабатываются, появляются новые идеи.
Игра становится широко известна за пределами США.
Наконец, в 1977 году выходит в свет система Advanced Dungeons & Dragons. Новые правила значительно отличались от простых Dungeons & Dragons. Была усовершенствована система мировоззрений, нечеловеческие расы получили возможность выбирать разные классы (хотя и с ограничением на максимально доступный уровень). Вопросом об этих ограничениях Гигакса поддразнивали и двадцать лет спустя.
Первой книгой новой системы был Monster Manual («Бестиарий», в просторечии по-русски называемый «Монстрятником»), затем вышли Player's Handbook («Книга игрока») и Dungeon Masters Guide («Руководство мастера»). К написанию новых книг и дополнений к игре привлекаются все новые писатели и гейм-дизайнеры.
В 80-е годы у Гигакса появляется новый соавтор, Франк Менцер. Среди написанных ими модулей для истории компьютерных игр особенную ценность представляет The Temple of Elemental Evil, модуль о храме Стихийного зла в мире Грейхок. Этот модуль послужил основой вышедшей в 2003 году компьютерной игре компании Troika Games.
Вместе с успехом приходят и неприятности. В 1979 году в Мичигане после сессии D&D исчезает студент Джеймс Эгберт. Правда, через некоторое время он нашелся, и выяснилось, что к игре его исчезновение никакого отношения не имеет. Но маховик общественного мнения уже раскрутился. Игру D&D обвиняли в пропаганде насилия и сатанизма, приравнивали к таким опасным для юных неокрепших мозгов вещам, как наркотики, свободная любовь и тяжелый рок. Гигакс вспоминал об этих нападках философски. В конце концов, если основательница движения Bothering About Dungeons & Dragons не знала о том, что ее сын два года играет в D&D — это говорит в первую очередь о ней самой и ее умении добиваться доверия собственных детей, и неудивительно, что она переносит на игру недовольство собственной педагогической неудачей.
Гари Гигакс появляется на телеэкране, однако интервью с ним оказалось отредактировано таким образом, что впечатление только ухудшилось. После телепередачи Гигаксу начинают приходить угрожающие письма. Он нанял телохранителя, а в монстрятниках исчезли демоны и дьяволы и появились баатезу и танарри. В конце концов вся эта шумиха оказывает скорее рекламный эффект. Продажи опять растут, штат фирмы TSR в 1980 году составляет 300 человек. Гигакса приглашают на различные мероприятия и конференции. В 80-е годы ему довелось читать доклады о фэнтези, ролевых играх и месте, которое они занимают в жизни подростков, перед американскими педагогами и психиатрами.
Меж тем начинаются конфликты между создателями D&D. Дейв Арнезон полагает, что издание модифицированной версии D&D ущемляет его права соавтора идеи, и в 1979 году начинает судебную тяжбу (первую из пяти) с TSR и Гигаксом. Через два года дело удается уладить миром, и Арнезон издает в TSR еще несколько книг, разрабатывая мир Блэкмур, пока Гигакс остается президентом компании, однако в дальнейшем пути бывших друзей расходятся.
Возникают трения и между владельцами TSR Hobbies. Братья Блюм, в чьих руках было около 2/3 акций компании, пытаются отстранить Гигакса от управления. Однако их самостоятельные действия завели фирму в долговую яму. И это несмотря на то, что продажи правил и книг по D&D неуклонно росли. Однако не все эти люди работали достаточно эффективно. Проблема братьев Блюм была в том, что сами они не были активными игроками и пытались сделать из D&D очередную индустрию развлечений, выпуская значки, игрушки, однотипные книжки, не содержащие новых идей для игр. Гигакс планирует поправить дела фирмы за счет продажи лицензий на D&D в Голливуде, где он возглавляет дочернюю фирму TSR Entertainment, Inc. Но тут выяснилось, что с TSR на Западном побережье никто не желает иметь дела, поэтому Гигакс был вынужден переименовать фирму в Dungeons & Dragons Entertainment.
Переехав в Лос-Анджелес, Гигакс разошелся со своей первой женой. Он поселился в особняке в Беверли Хиллз, завел «кадиллак» и личного шофера (сам он водить машину так и не научился). Свободное время в Голливуде он посвящал обществу красивых девушек (позже он вспоминал, что его сын Люк, приехавший пожить у отца, как-то наслаждался местом между мисс Германия и мисс Финляндия) — и игре в Chainmail со сценаристами киностудии. В его особняке, как и в Лейк Женева, было специально оборудованное помещение с грифельными столами, за которыми проводились партии настольных игр.
В результате усилий Гигакса в 1983 году студия Marvel Productions выпускает телевизионный мультсериал для детей «Подземелья и драконы», в персонажах которого легко узнаются D&D-шные классы. Обсуждались и другие проекты, однако этим планам не суждено было сбыться. Гигакс узнал, что долг компании составляет уже 1,5 миллиона долларов. Его компаньоны пошли на совершенно ненужные траты — многие арендуемые площади не использовались, в автопарке стояло 70 автомобилей, в которых не было нужды, в офисах лежали коробки с нераспакованными компьютерами и оргтехникой. Гигакс отправил правлению директоров письмо, в котором красноречиво расписал проблемы TSR. Письмо оказалось убедительным, после чего началась реконструкция фирмы.
По совету знакомого Гигакс обращается к Лоррейн Уильямс с просьбой вложить деньги в TSR. Она отказывается, однако берется помочь поставить компанию на ноги. Некоторое время спустя Гигакс спохватывается, говорят, он даже хотел уволить Уильямс и взять на ее место Гэйл Карпентер, свою будущую жену, но опоздал с этим.
Тем временем, лишившись постов в правлении, Блюмы окончательно утратили интерес к TSR и летом 1985 года решили продать свою долю акций. Покупательницей оказалась госпожа Уильямс, гордившаяся тем, что сама она в эти игры не играет, но впечатленная объемом интеллектуальной собственности, на которую можно будет наложить лапу, и литературным потенциалом игры. Именно ее правление принесло TSR дурную славу фанатиков копирайта, пытающихся состричь купоны со всего, что хоть отдаленно напоминает D&D. Впрочем, к тому времени Гигакса в компании уже не было.
Лоррейн Уильямс уверяет, что она рассчитывала на сотрудничество с Гигаксом. Она хотела взять на себя менеджмент, а ему оставить творческую составляющую. Но Гигакса это не устроило. Сначала он пытался оспорить законность продажи акций TSR госпоже Уильямс через суд. Но решение суда оказалось не в его пользу. Тогда Гигакс просто продал оставшийся у него пакет акций и на вырученные деньги занялся своим делом.
D&D и другие игры
Разумеется, своим делом, то есть играми, Гигакс и не переставал заниматься. Гигакс не может и не хочет ограничивать себя играми по уже известным правилам и пытается придумать что-то принципиально новое. Например, он изобретает трехмерные фэнтезийные шахматы Dragon Chess. Правила этой игры были опубликованы в 100-м номере журнала Dragon в августе 1985 года. Игра велась на трех поставленных друг над другом досках размером 8x12 клеток. Верхняя доска означала небеса, средняя — землю, нижняя — подземье. Фигурками были персонажи и существа, знакомые по D&D: король, паладин, маг, жрец, герой, воин, вор, гном, сильф, дракон, василиск, единорог, грифон, олифант и элементаль.
В октябре 1986 года у Гигакса и Гэйл Карпентер родился сын Александр Хью Гамильтон. Гари и Гэйл сыграли свадьбу 15 августа 1987 года, в день 50-летней годовщины бракосочетания родителей Гигакса.
Покинув TSR, Гигакс основал компанию New Infinities Productions, чтобы заняться выпуском новых игр. Вместе с Франком Менцером и Кимом Моаном он разрабатывает научно-фантастическую ролевую игру Cyborg Commando, вышедшую в 1987 году. Механика этой игры основывалась на бросках 10-гранной кости. Однако игра оказалась неживой. Просчеты в игровой механике и дисбаланс в то время в больших количествах присутствовал и в оригинальных правилах AD&D, но он компенсировался благодаря увлеченности игроков, интересным сюжетам и привлекательным мирам. Роли инопланетян и электронных киборгов оказались куда менее востребованы игроками.
Особняк в Лос-Анджелесе пришлось продать, и Гигакс с семьей вернулся в родной дом в Лейк Женева, где и прожил до самой смерти.
В течение последующих десяти лет Гигакс работает по контракту. Game Designers' Workshop (GDW) собирается выпустить его разработку новой ролевой игры Dangerous Dimensions («Опасные миры»). И тут оказалось, что Гари Гигакс... нарушает права создателей D&D. Для нас это звучит смешно, но Гигаксу, надо полагать, было не очень весело — судебный иск, поданный против него фирмой TSR, был убийственно серьезен. Обвинение состояло в том, что сокращение DD слишком похоже на D&D, поэтому проект переименовали в Dangerous Journeys («Опасные путешествия»). В новой игровой системе Гигакс пытался скомпенсировать недостатки, присущие тогдашним правилам AD&D, усовершенствовать систему умений и сделать более гибкими классовые ограничения на оружие.
Все это продолжало беспокоить TSR, в результате Гигаксу удалось выпустить только одно мироописание Mythus Fantasy, после чего он вынужден был прервать работу над проектом.
Начиная с 1995 года Гигакс разрабатывает новую ролевую систему Lejendary Adventure по заказу Troll Lord Games. Он стремится реализовать простые правила, в противовес многотомным правилам AD&D. Нарочитое искажение в названии игры, видимо, служит объявлением: «Вы не сможете обвинить меня в нарушении копирайта!» Точно такая же игра словами (да и правилами) заключена внутри системы. Персонажи называются аватарами, вместо эльфов — ильфы и выльфы, вместо опыта — заслуги. Персонажи создаются с помощью наборов умений, а не классов, однако вместо классов в игре есть ордена, дающие некоторые преимущества. Персонаж может вступать или не вступать в орден.
Книги правил выходят в 1999 и 2000 годах. Затем издаются книги, описывающие мир — Lejendary Earth или Learth, и кампании по этому миру. В создании этих книг участвуют дети Гигакса Люк и Эрни.
С 1999 года Гигакс становится партнером фирмы Hekaforge Productions, издающей Lejendary Adventure.
Тем временем фирма TSR терпит окончательное поражение на рынке. Гигакс с удовлетворением отмечает, что женщина, которая собиралась всем продемонстрировать образцовое управление, умудрилась терять где-то по два-три миллиона в год.
TSR вместе с правами на D&D в 1997 покупают Wizards of the Coast, которые в 1999 году сами становятся частью игровой империи Hasbro. В это время перестают действовать некоторые торговые марки TSR. Wizards of the Coast формируют d20-систему, основанную на механике D&D, но принципиально более универсальную. Open Gaming License позволяет сторонним производителям безвозмездно выпускать игры на основе d20-системы. Гигакс публикует несколько модулей и серию книг Gygaxian Fantasy Worlds.
К 3-й редакции правил D&D Гигакс отнесся достаточно скептически. Он утверждал, что игра стала слишком сложной, что от мастера теперь требуется быть толкователем правил. Поэтому Гигакс соглашался играть по 3-й редакции, но сам предпочитал водить кампании по старым правилам.
В последние годы Гигакса удалось напрямую привлечь и к работе над компьютерными играми. В Dungeons & Dragons Online: Stormreach он исполнял обязанности мастера в квесте Delera's Tomb. Гигакс признавал, что онлайн накладывает определенные ограничения, которых нет, когда мастер общается с группой игроков лично. Но зато можно наслаждаться прекрасной графикой.
В конце концов Гари Гигакс при жизни сделался легендарным персонажем. Его приглашают на различные встречи любителей фантастики и ролевых игр: GenCon, DragonCon, I-Con, в США, в Англию, во Францию и в Германию. Печатные и сетевые издания пачками берут у него интервью, расспрашивают об истории создания Dungeons & Dragons, о скандалах с «охотниками на ведьм», о конфликте с Лоррейн Уильямс, о новых проектах. Гигакс ведет раздел вопросов и ответов на интернет-форуме Dragonsfoot.
Гигакс оказывается действующим лицом в одном эпизоде мультсериала «Футурама», где говорит своим собственным голосом. По сюжету этой серии Гигакс действует вместе с Альбертом Гором, жена которого в свое время неодобрительно высказывалась о D&D.
В числе своих любимых занятий Гигакс называет приготовление еды. «Кухня — замечательный отдых от писательской работы. Я делаю великолепные бифштексы, соусы, супы и запеканки, не говоря уже о таких простых вещах, как блинчики и яйца».
И, конечно, очень важное занятие в жизни Гигакса — непосредственно игры. Он играет в настольные игры и проводит модули и кампании — вместе со своими детьми, друзьями, и совершенно незнакомыми людьми, которые приезжают в Лейк Женева специально для того, чтобы их «поводил» самый известный Мастер. От компьютерных игр старается держаться подальше — потому что понимает, что стоит начать — и ближайшие два-три месяца будут полностью посвящены изучению новой игрушки.
В 2004 году Гигакс перенес инсульт, затем у него была диагностирована неоперабельная аневризма брюшной аорты. Несмотря на ухудшившееся состояние здоровья, Гигакс продолжал активное общение как в Интернете, так и в реальности, его еженедельные D&D-модули проходили до января 2008 года.
В одном из интервью Гигакс сказал: «Я хотел бы, чтобы мир меня запомнил как того, кто действительно любит играть в игры и делиться своими знаниями и развлечениями с другими».