Издательство:
Эксмо, 2010 г.
Жанр:
социальная фантастика
Тираж:
11 тыс. экз.
|
«Дитя Ойкумены» — первая книга трехчастного романа Urbi et Orbi, действие которой происходит в мире, уже знакомом поклонникам творчества харьковского дуэта по роману «Ойкумена». Вселенная давно освоена людьми, в незапамятные времена расселившимися по звездным системам и разделившимися на расы с собственным путем развития. «Дитя Ойкумены» — это начало истории, разворачивающейся в секторе технологической цивилизации, на планете Ларгитас (лат. — изобилие, щедрость, чрезмерность), где все принято рассматривать с научной точки зрения и власть принадлежит главным образом ученым.
Олди сами дали определение жанру, к которому относится «Дитя Ойкумены», — космическая сюита, роман, составленный из нескольких самостоятельных историй, контрастирующих друг с другом, но объединенных общим замыслом. Эту книгу можно читать даже тем, кто ни одной книги Г.Л. Олди раньше не читал. «Дитя Ойкумены» выстроена таким образом, что дает читателю время прочувствовать завораживающую ритмику текста и погрузиться в историю.
Г.Л. Олди — мастер создания многослойных миров, вовлекающих читателя в процесс со-творчества. Как и другие книги, вышедшие из-под пера Громова и Ладыженского, «Дитя Ойкумены» каждый прочитывает по-своему. Кто-то видит в ней прежде всего книгу о насилии — и это верно. Во многом «Дитя Ойкумены» — исследование природы насилия. Впервые мы встречаем главную героиню Urbi et Orbi, телепатку Регину (лат. — королева) ван Фрассен, шестилетней девочкой, играющей в свадьбу в детском саду. Ей хочется, чтобы игра вокруг нее, невесты, была безупречной. Она чувствует, что может это обеспечить, — и «производит захват» детей своей группы, вкладывая в их головы нужные ей мысли и модели поведения. Насилие ли это? Разумеется. Но можно ли осуждать маленькую Регину за то, что она поступила именно так? Вероятно, в той же степени, в какой мы порицаем кошку за убийство канарейки. Насилие заложено в человеческой природе, но есть способы обуздать инстинкты.
На Ларгитасе подобное лечат подобным, и потому на насилии построена система воспитания телепатов. Здесь собран целый букет жестоких мер, дающих нужные плоды, — запланированные стрессы, продуманное предательство, медикаментозное подавление способностей, провокации наставников.
Одновременно это книга о том, что талант может ничем не отличаться от патологии. «У меня и в учетной карточке, и в удостоверении личности записано: «телепат». Это значит, что я неизлечимо болен», — говорит наставник Регины Фердинанд Гюйс, объясняя ее отцу причину, по которой его шестилетняя дочь отныне будет воспитываться в закрытом специнтернате.
Можно пойти еще дальше и сказать, что это книга о теории достижения счастья путем наложения на себя ограничений. Самое незначительное послабление, самый мизерный результат в таких условиях становится великой ценностью, поскольку его получение требует приложения серьезных усилий.
И, кроме того, ее с уверенностью можно назвать книгой о принятии. В узком смысле — о принятии себя таким, какой ты есть, и поиске своего места в социуме. В широком — о принятии других, хотя они очень отличаются друг от друга, о поиске путей взаимодействия, границах допустимого вмешательства в чужую культуру и способах взаимопонимания, не калеча при этом чужой внутренний мир.
Вердикт: Одна из самых жестоких фантастических книг, вышедших за последний год, но одновременно и одна из самых нежных, полных надежды и сочувствия. Эта история неоднозначна, она будоражит и вызывает споры именно потому, что в ней заложено намного больше смыслов, чем кажется на первый взгляд.