Да! С этого номера и впредь в нашем журнале появляется новая рубрика. Она посвящена играм вне компьютера.
Даже если игра для вас ассоциируется с времяпровождением за клавиатурой, вы знакомы с настольными играми. Они так же переплетены с индустрией электронных развлечений, как литература или кинематограф. Некоторые компьютерные игры родились из настольных и наоборот. Как правило, у таких игр одна вселенная, которой посвящают и книги, и фильмы, и разные виды игр.
Как ни пророчили отмирание настольных игр с появлением компьютера, этого не произошло. И причин тому несколько. Во-первых, играя в них, вы собираетесь с друзьями вместе и общаетесь вживую, а не в чате. Дороже живого общения ничего нельзя представить.
Во-вторых, решения живого противника гораздо нестандартнее и неожиданнее, чем самый продвинутый ИИ или хитроумные скрипты разработчиков. Особенно ярко это видно в ролевых играх и в тех настольных, где есть место дипломатии или блефу.
В-третьих, ни с чем не сравнить ощущения, когда передвигаешь по карте искусно раскрашенных солдатиков, а не щелкаешь мышкой на экране.
В-четвертых, им найдется место там, куда компьютер не взять, будь то поезд, самолет, пикник в лесу или поход по горам.
В-пятых, настольные игры появились раньше компьютерных, и их мир не менее разнообразен и удивителен. И теперь с этим разнообразием мы будем вас знакомить!
Классификация игр
Наши «иные» игры условно можно разделить на четыре неоднородные группы.
Настольно-тактические (миниатюры)
Пожалуй, древнейшие из настольных игр. Теоретиком и основоположником современной пестрой армии орков и космодесантников был Герберт Уэллс. Да-да, знаменитый писатель не только писал фантастические истории, но и коллекционировал оловянные миниатюры. А чтоб они не стояли без дела, первый придумал правила игры и в 1912 году выпустил две книги — «Маленькие войны» (Little Wars) и «Войны на полу» (Floor Wars). Постепенно из исторических игр с участием оловянных танков, рыцарей и мушкетеров появились тактические игры в фантастических мирах — Warhammer Fantasy Battles, Warhammer 40 000. После успеха «Боевого молота» и многие игровые вселенные решили воплотиться в военной миниатюре. Это Lord of the Rings, Warcraft, DnD...
Игровой процесс устроен несложно. Каждый участник приобретает себе солдатиков, склеивает их, раскрашивает, набирает армию на определенное количество очков, согласно правилам этой игры, — и бросает в бой. Стороны ходят по очереди по столу или трехмерной карте с декорациями, перемещая отряды и отдельных персонажей, выверяя расстояния линейкой и бросая кубики.
Настольно-печатные (настолки)
Самые известные представители этого рода настольных игр — «Монополия» и обычные игральные карты. Внешний вид их многообразен — это может быть раскрашенное картонное поле с фишками и кубиками, а может просто набор красивых карточек с замысловатыми правилами.
Карточные игры произошли от средневековых карт Таро. Так родились всевозможные варианты игры с наборами в 36 и 54 карты — покер, преферанс, бридж. Основная их суть — давать несколько случайных значений из какого-то известного и конечного набора значений.
Нарезанные картонные квадратики могут быть самостоятельными наборами для игры, как например, устроен «Манчкин», «Корова 006» или «Да, Темный Властелин». А могут быть и спутниками настольных «коробочных» игр, являя собой заклинания, персонажей, события, местности — в общем, все, что может в этой игре выпадать случайным образом и не умещается на гранях кубиков.
«Коробочные» игры произошли от «Монополии», изданной братьями Паркер в 1935 году. Развлечения такого рода могут содержать в себе игровое поле, набор фишек, карты, фигурки, кубики. Но не один из этих элементов не обязателен! Так, например, поле может быть статичным («Игра престолов»), а может каждый раз в начале игры собираться из отдельных шестиугольников («Сумерки империи»). Иногда процесс собирания такого поля — это сама игра («Каркассон»). А иногда поля может вообще не быть («Орки»).
Коллекционно-карточные (ККИ)
Они произошли от карточных игр. Единственное их отличие — что вы покупаете не конечный набор карт, готовых к игре, а случайный. Из них еще надо составить колоду и найти противника. Но зато к вашим услугам тысячи карт и миллионы их комбинаций — каждая новая партия будет уникальной. Кроме того, именно по ККИ устраивают всевозможные турниры, в том числе всемирные. По престижности и накалу страстей соревнования по Magic: The Gathering не уступают киберспортивным состязаниям.
Настолки и ККИ разнятся примерно как однопользовательские игры и MMORPG. И настолок, и обычных игр вы можете держать дома много и поигрывать в них иногда. А ККИ, как и MMORPG, у человека чаще всего только одна. Редко кто играет в две, а еще реже — в большее количество. Это или самостоятельные, но с любовью развиваемые проекты, такие как «Берсерк», или части больших вселенных — такие, как Warhammer Card Game или Warcraft Card Game.
Словесно-логические (ролевки)
Могут быть как ролевые, так и разнообразные словесные игры. В таких играх действие может целиком происходить на словах, а может подкрепляться кубиками, книгами, листами персонажей, картами подземелий и фигурками противников.
Ролевые игры отчасти сродни сказкам — потому что у нас есть ведущий, рассказывающий нам историю, и отчасти — театру, потому что каждый игрок отыгрывает своего персонажа, а ведущий — всех, кого они встретят. Такая игра может быть и спонтанной, но, как правило, идет в рамках ролевой системы. Правила позволяют сравнить, кто из вас быстрее бегает, можно ли разбить головой окно и что произойдет, если выпить вон тот пузырек с надписью «Яд». Самые известные из таких систем — это Dungeons & Dragons и GURPS. Но мы будем рассказывать вам не только о гигантах, но и об интересных «малютках».
Другие словесные игры вам тоже могут быть хорошо известны. Это «мафия», «контакт», «данетки», «города» и многие другие. Подробно на них останавливаться мы не будем. Лучше поговорим о том, как в нашей новой рубрике мы будем сравнивать, какие игры лучше, а какие хуже.
Наша система наград
Как выглядит оценка настольной игры, вы увидите уже на ближайших страницах. Я остановлюсь только на том, что может вызвать разночтения.
Ярлыки
Выставляются значками рядом с шапкой игры. Кратко характеризуют игру, как спецсимволы на коробках или одежде.
Аудитория
Всех возрастов — игра подойдет и детям и взрослым. | |
Взрослая — для игр, которые ввиду своей сложности, продолжительности или обилия мелких деталей не доставят удовольствия детям до... |
Конфликтность
Конфликт — игроки играют против друг друга, и только! | |
Конкуренция — игроки конкурируют друг с другом, но у них схожие цели. | |
Сотрудничество — игроки против игры, плечом к плечу и никакой конкуренции. |
Случайность
Математичность — в игре нет кубиков, и все события можно просчитать. | |
Cлучайность до игрового выбора, пример — вытянул случайные карты, а потом ими играешь. | |
Случайность после игрового выбора, пример — выбрал действие, а потом кинул кубик, чтоб определить успех. |
Вживание в роль
Не нужно — его наличие никак не повлияет на игру. | |
Поощряется — отыгрыш поможет получить больше удовольствия от игры. | |
Необходим — без вживания в свои роли играть нельзя. |
Настрой
Юмористический — игра подталкивает к несерьезной и быстрой игре. | |
Спортивный — игра поощряет совершенствование в ней и становится тем интересней, чем опытней игроки. | |
На погружение — в игру желательно играть вдумчиво, атмосфера поможет получить больше удовольствия. |
Шкала оценок
Увлекательность — насколько настолка побуждает начать игру и довести ее до логического и сюжетного завершения. Этот параметр более прочих влияет на оценку. В ролевках почти целиком зависит от мастерства ведущего.
Взаимодействие — насколько она мотивирует людей общаться. Общения не обязательно должно быть много, важно, чтобы оно было продуктивным и запоминающимся. Ведь главное в настолках — это игра в компании.
Проработка — насколько она «доведена до ума». Игра может быть блестяще задумана, но плохо сбалансирована. Отдельные ее части могут быть не продуманы или перевешивать по значимости другие. Кроме того, здесь мы оценим, насколько долго надо подготавливаться к игре от момента открытия коробки до начала партии.
Атмосфера — насколько она самобытна. Насколько интересно после партии рассказывать о произошедшем в игре.
Качество — качество полиграфии и то, насколько литературно, грамотно и логично написаны правила. Насколько визуальный ряд игры приятен, а элементы — эргономичны и эстетичны.
Наша рубрика совсем новая, но будет расти и развиваться вместе с нашим журналом. И вы тоже можете принять в этом участие! Присылайте ваши просьбы и предложения на адрес с пометкой «Настолки».
До встречи через месяц!
Дмитрий Тэлэри,
редактор рубрики.