О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Михаил Ломоносов
В области балета
Вы знакомы с историей развития рынка компьютерных игр в России? Тогда нынешнее положение дел на ниве игр настольных наверняка вызовет у вас ощущение deja vu.
В нашем прошлом есть поводы для гордости — и не только в отношении игроков. Не шахматистами едиными живо отечество. Одна из популярнейших в мире салонных игр, известная на западе как Werewolf, изобретена в СССР студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым. Речь, конечно, о «Мафии» — «тетрисе» настольной индустрии. Но достижение это подобно одинокой пирамиде в пустыне: внушительное творение, на фоне которого лишь заметней общее печальное запустение.
Нет, не то чтобы игр не было вовсе. То и дело появляются новые наименования, и на содержимое некоторых коробок даже не стыдно смотреть. Но еще ни одной российской игре не удалось покорить сердца купцов заморских. Не понимают загадочной русской души? Едва ли.
Вроде не бездельники...
Увы, часто от покупки отечественных настолок приходится предостерегать. С детскими играми ситуация еще терпимая, хотя и там проблем хватает. А приобретать котов в мешке для собственной любимой персоны — уж точно себе дороже.
Пожалуй, на фоне старушки «Монополии» какие-нибудь «Князья» и могут показаться верхом элегантного и глубокого дизайна. Да и дешевы они до смешного. Но, раз попробовав европейской кухни, давиться подобными харчами нет никакого желания.
На рынке ККИ, где потребитель привередливей, слабость задумки особенно фатальна. Взять «Небожителей», буквально сплетенных из не всегда удачных заимствований: умерли, отмучившись какой-то год.
И это понятно, не набирают высоту и куда более толковые проекты. Кто знает, как сложилась бы судьба «Диктатор-Контроля», не охладей к нему идейный вдохновитель команды разработчиков? Задумка была любопытнейшая, да и качество исполнения высокое. Но в финале — пшик.
И это исключение. Обычно судьба игры ясна сразу же после прочтения правил. Особенно не везет на настольные воплощения его миров Сергею Лукьяненко: что «Диптаун» по «Лабиринту отражений», что «Ночной дозор» по одноименной книге вызывают приступы тошноты. Своды правил к этим поделкам — настоящие образцы того, как их не нужно писать.
Порой доходит до халтуры, уже слабо отличимой от откровенного грабежа. Как еще назвать «Теорию заговора», карточную игру с правилами «сделано на коленке в пять минут»™, за которую просят без малого две тысячи целковых?
Итак, бедственное положение налицо. Но стоит ли говорить о настоящем заговоре?
Вставай, немытая!..
Отдадим молодой индустрии должное: какие-никакие, успехи есть.
«Звезда», изготавливающая качественные пластиковые миниатюры, пусть и с черепашьей скоростью, но двигает вперед тактическое «Кольцо власти». Учитывая, что из четырех настольных направлений боевые миниатюры — самое консервативное, впору радоваться за издателей.
Их же «Гексостратегия», пусть и не привлекает массовое внимание, в своей нише смотрится достойно.
На фоне общественной истерии по «Гарри Поттеру» удачно выстрелило карточное «Зельеварение». Едва ли этот пасьянс был бы столь же успешен без помощи мальчика со шрамом. Но и удачное переплетение вялой механики с притягательной атмосферой стоит приветствовать! К тому же среди отечественных игр едва ли найдется лучший инструмент для приобщения к миру настолок новых лиц.
Живут, развиваются и собирают участников на турниры две ККИ: фэнтезийный «Берсерк» и посвященная Второй мировой «Война». Популярность первого даже повлекла за собой выпуск «БерсеркНаПолеЯ», которую впору оценивать как предмет коллекционного интереса, а не игру.
До патологии нам далеко. Но и до мирового признания — не близко.
Итак, пока прыти много, да результат слабоват. Может показаться, что наша настольная индустрия задержалась в пеленках. Однако вопреки общему тону высказывания закончить хочется на оптимистичной ноте. На страницах этого же номера вас ждет первая отечественная настолка, в отношении которой уже укрепились слухи о скорой локализации на западном рынке. Выходит, лед тронулся, господа присяжные заседатели? Хочется верить!