Страх укрепляет верность.
Warhammer 40000
Мрачные фигуры в рясах силой тащат на площадь заплаканную простоволосую девушку. Худощавый монах зачитывает приговор, и на его суровом лице горят священной яростью запавшие глаза. Обвиняемая молит о пощаде, но палачи непреклонны. Фанатичная вера заставляет их проливать все новую кровь во славу Господа. Под ликование толпы грешницу пожирает пламя.
Такой или примерно такой образ обычно приходит в голову, когда заходит речь об инквизиции. Но так ли все было на самом деле? Об инквизиции существует немало стереотипов. Какие из них правдивы, а какие — не более чем дитя от брака неведения с пристрастностью? Сравним же типичные стереотипы об инквизиции с реальностью.
Стереотипы времени и места
Невинных нет, есть лишь разные степени вины.
Warhammer 40000
Стереотип: Инквизиция существовала в средневековье.
Святой Доминик, основатель того самого ордена. Обратите внимание на собаку с факелом слева — символ ордена. Интересно, что «доминиканцы» на латыни созвучно со словосочетанием «псы господни» (Dominicanes — Domini canes). |
И в средневековье тоже. Временем начала инквизиции стоит считать первую половину ХIII века. Религиозные репрессии существовали задолго до этого, но развитой организации для искоренения ереси еще не существовало. Усиление церкви при папе Иннокентии III, амбициозное стремление каждого папы стать «царем над царями» и угроза альбигойской ереси на юге Франции требовали новых средств для укрепления вертикали власти. Поиск и осуждение еретиков тогда были обязанностью местных епископов. Но епископ мог опасаться злить свою паству, а мог быть просто подкуплен, потому для репрессий лучше подходил «ревизор» со стороны.
На заметку: слово «инквизиция» переводится с латыни как «расследование». Соответственно, инквизитор — следователь. Официальное название данной конторы звучит как «Святой отдел расследований еретической греховности». В оригинале — Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium. Святая инквизиция — сокращение.
Папа Григорий IХ, идейный последователь Иннокентия, передал борьбу с ересью в ведение монашеских орденов, в основном доминиканского ордена. Так родилась инквизиция как развитая централизованная организация профессиональных искоренителей вредных идей.
Инквизицию можно условно разделить на папскую (так называемую Вселенскую) и государственную. Деление условно, поскольку на государственную инквизицию оказывал влияние Ватикан, а на папскую — местные власти. Государственная инквизиция действовала в Испании и Португалии и была создана по инициативе их монархов. Вселенская инквизиция была подчинена непосредственно папе и действовала в основном в Италии, на юге Франции и на островах Средиземного моря. Папские инквизиторы обычно не имели постоянного места работы и переезжали с места на место — туда, где им было с чем бороться. Инквизитор не путешествовал с целой армией сотрудников. Местный епископ и светский правитель предоставляли ему все необходимое, включая людей.
Конец инквизиции вовсе не совпадает с концом средневековья. Она успешно пережила Возрождение, Реформацию, Новое время и лишь в эпоху Просвещения получила удар, от которого не оправилась. Новая эпоха — новая мораль: в XVIII веке в большинстве европейских стран деятельность инквизиции была запрещена. В государствах, где католицизм был особенно силен, вроде Испании и Португалии, эта организация дожила до начала ХIХ века. Так, испанская инквизиция была упразднена только в 1834 году и за несколько лет до этого даже подписала осужденному смертный приговор.
Римская же инквизиция пережила даже XIX и XX века и существует до сих пор под именем Конгрегация доктрины веры. Конечно, это уже совсем не та инквизиция, одно упоминание которой наводило ужас. Ни о каких наказаниях еретиков или язычников речи не идет в принципе. Занимается Конгрегация в основном проверками католических священников. Правильно ли те проповедуют, верно ли трактуют Библию прихожанам, не позорят ли церковь аморальным поведением, и тому подобное. Самое страшное, что может последовать за проверкой современной инквизиции, — лишение церковного сана.
Это интересно: нынешний папа Бенедикт XVI в свое время занимал пост Великого инквизитора.
Стереотип: Инквизиция существовала только на территории католических стран Западной Европы.
И да и нет. Инквизиция как развитая, дисциплинированная и влиятельная организация действительно существовала только в католической Европе. Но гонения на еретиков и сожжение ведьм, действия, которыми славится инквизиция, имели место и в других странах. Более того, по сравнению с некоторыми некатоликами инквизиторы кажутся образцом гуманности и терпимости.
Один из известнейших протестантских лидеров Жан Кальвин четко сформулировал свою доктрину «правильной» веры и инаковерующих называл еретиками. В Женеве под властью Кальвина ересь приравнивалась к государственной измене и наказывалась соответственно. Роль инквизиции в Женеве выполняла консистория из двенадцати старейшин. Как и католические инквизиторы, старейшины лишь устанавливали вину, оставляя наказания светским властям. За пять лет смертный приговор был вынесен пятидесяти восьми религиозным преступникам, еще больше село в тюрьму. Идейные наследники Кальвина достойно продолжали его дело.
Россия тоже не отставала от «прогрессивных западных трендов». Сколько бы современные православные священники ни открещивались от жестокости папистов, история говорит не в их пользу. В Московии и позже в Российской империи задокументировано достаточно случаев сожжения за богохульство, колдовство или «аморалку». Были среди православных и свои преследуемые ереси: стригольщики, жидовствующие, старообрядцы.
Религиозная нетерпимость находила поддержку у государства, что зафиксировано в ряде документов. Соборное уложение 1649 года диктовало сожжение как наказание за религиозные преступления. Царь Алексей Михайлович и даже Петр I издавали указы, в которых за колдовство полагалась казнь. При Петре, кстати, ненадолго был учрежден Приказ инквизиторских дел.
Самое удивительное, что за колдовство казнили задолго до появления христианства. Соответствующие статьи имелись еще в законах вавилонского царя Хаммурапи, в индийских законах Ману и в римских Законах Двенадцати таблиц. Язычники карали за магию отнюдь не милосерднее христиан — увечьями или смертью. Так что вера в ведьмовство и вытекающая из нее охота на ведьм свойственны не только христианам.
«Молот ведьм» (Malleus Maleficarum в оригинале) — знаменитое пособие для инквизиторов, авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера. Даже малознакомые с историей люди слышали об этой книге. О чем же она повествует? О страшных пытках? Далеко не только.
Трактат разбит на три части. Первая из них — общефилософские размышления о ведьмовстве. Какова природа ведьмы? как ведьма связана с дьяволом? почему Бог допускает существование ведьм? — вот главные вопросы первой части. Что интересно, ведьмовство, по мнению авторов, неразрывно связано с женской сексуальностью. Представление об именно женской склонности к греху типично для тех времен.
Вторая часть книги посвящена рассмотрению способностей ведьм и средств защиты от колдовства. Какие виды чар может наслать ведьма? В каких случаях ангел-хранитель способен защитить от чар? Как исцелить одержимого? И только в третьей части уже присутствуют инструкции для инквизитора: как искать ведьм, вести следствие, и т.д. Много страниц посвящено сугубо юридической стороне вопроса. Да, и пытки тоже есть.
Стереотипы о целях
Мы давно уже не с тобою, а с ним, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад как мы взяли от него то, что ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал тебе, показав тебе все царства земные. <...>
У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе твоей, повсеместно. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся.
Инквизитор — Христу (Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Стереотип: Любое инакомыслие в глазах церкви — ересь.
Слово «ересь» имеет четкое определение. Ересь — это неверное (с точки зрения господствующей доктрины) понимание священного текста. Иначе говоря, еретик признает Библию священным писанием, но не согласен с ее официальной трактовкой. То есть для христианина еретиком может быть «неправильный» христианин, но не атеист и не язычник. Например, для католика еретиком будет, например, катар, но и для катара католик — самый настоящий еретик.
Иноверцы же не подпадают под юрисдикцию церкви и потому не могут быть осуждены инквизицией. Из-за этого, кстати, святой отдел расследований слабо прижился в колониях — европейцев-христиан там меньше, чем туземцев. Индейца нельзя было осудить за язычество, а вот крестьянку, молящую идол о плодородии, можно — она крещена.
Занятие наукой или, например, оккультизмом также сами по себе не делают человека еретиком. Впрочем, попасть на суд инквизиции можно не только за ересь, ведь колдовство — отдельная «статья». Да и за богохульство или аморальные деяния (разврат и содомия) можно было ждать серьезных неприятностей.
Стереотип: Инквизиторы искореняли ересь, потому что были религиозными фанатиками.
зиции. Меч, обещанный Иисусом вместо мира,
в наличии.
Так легко действия, мотивы которых не ясны, списать на глупость и на этом успокоиться! Человек всего лишь молится по-другому, а его убивают за это — глупо же! Конечно же, если бы церковники не были фанатиками, то жили бы в мире.
На самом деле все далеко не так просто. Любое государство имеет идеологию, которая объясняет рядовому гражданину, зачем нужны правители и почему те, кто у власти сейчас, должны быть на том же месте и в дальнейшем. В Европе с позднего Рима и до начала Просвещения такой идеологией было христианство. Монарх — помазанник Божий, он правит по воле Господа. Бог — верховный суверен, а земные владыки — его верные вассалы. Естественная и стройная картина мира для средневековых умов. Все помнят, как во «Властелине колец» Арагорн исцелял наложением рук? Так вот, этот эпизод взят Толкином не с потолка. Когда-то люди действительно верили, что король способен на подобное чудо. Он ведь помазанник Божий! И власть его от Бога.
Высказывающий сомнение в государственной идеологии сомневается также в священном праве государя править страной. Если священники лгут и на небе все вовсе не так, то, может, и король наш не по праву задницей своей трон согревает?
К тому же многие ереси кроме чисто религиозных положений несли явно антигосударственные идеи. Амальрикане, катары, богомилы и другие еретические движения выступали за всеобщее равенство и отмену частной собственности. Подобная почти коммунистическая идеология обосновывалась ересиархами с помощью Библии и трактовалась как «возвращение к истинному, неиспорченному христианству». Не надо думать, что раз еретики оказались жертвами, то все они непременно были агнцами. Те же катары по части фанатизма оставили христиан далеко позади.
|
|
|
«...Признавайся, что плевал на распятие, морил скот порчей и совокуплялся с Дьяволом в облике трехногого шакала».
|
Это интересно: чтобы убедить всех в необходимости бескомпромиссной борьбы с еретиками, церковь активно пользовалась тем, что сейчас назвали бы черным пиаром. Врагам приписывались действия, которые должны вызвать глубокое отвращение у любого нормального человека: целование дьявола и друг друга в анус, питье крови детей, совокупление с животными и т.д.
При этом клирики не только были у королей штатными пропагандистами, но и сами обладали властью и богатством. В XIII веке, к примеру, вообще все шло к установлению всеевропейской теократии с папой во главе. Католическая церковь обладала многими чертами государства. Некоторые европейские города напрямую управлялись архиепископами: Рига, Кёльн, Майнц.
Если прихожане перестанут верить в святую миссию Матери Церкви — перестанут десятину платить и подчиняться. Весьма распространенным наказанием инквизиции был денежный штраф, поэтому искоренение ереси было делом материально выгодным. Такое положение дел способствовало множеству ложных обвинений.
Таким образом, в глазах церкви любая ересь — идеология революции, покушение на мир и стабильность. Для власть имущих естественно давить в зародыше любые оппозиционные идеи. Не фанатизм, а здравый смысл диктовал церковникам любыми средствами сохранять выгодный им порядок.
Стереотип: Инквизиция преследовала ученых.
На суд инквизиции часто попадали ученые, но чтобы они оказывались там именно за занятие наукой — это редкое исключение, а не правило. Чаще причиной становились антицерковная пропаганда, увлечение оккультизмом или революционные (в прямом, политическом, смысле) идеи.
Более того, до эпохи Просвещения подавляющее большинство ученых имело церковный сан. После краха римской цивилизации на фоне общего одичания лишь хорошо организованная и меньше пострадавшая от варваров церковь сумела сохранить остатки цивилизации. Священники и монахи были тогда самой образованной частью общества, и только у них можно было получить хорошее образование. При этом клирики не чурались научных и философских изысканий язычников, и тех же Платона с Аристотелем монахи зубрили как катехизис. Идеолог инквизиции философ Фома Аквинский исписал немало страниц комментариев к трудам Аристотеля. Конфликт «религия против науки» появился только в XVIII веке. При этом даже в XIX веке читать и писать бедняков учил обычно священник.
Стереотип: А как же суд над Джордано Бруно?
Вы о том самом монахе доминиканского ордена Джордано Бруно, который отстаивал теорию фромброкского священника Коперника? Так вот, кроме еретической, но все же не «расстрельной» теории множественности планет в доносе на Бруно значились отрицание возмездия за грехи, приписывание Иисусу Христу занятий магией, оскорбления в адрес церковников и (внимание!) намерение основать собственную религию. То есть создать организацию, которая будет конкурировать с церковью. И это не в наше гуманное время, когда, впрочем, тоже можно сесть за неполиткорректное высказывание или разжигание розни. Это на рубеже XVI и XVII веков. А вы говорите — «за науку»!
Жанна д’Арк — героиня Столетней войны. Попала во вражеский плен, где и начался суд над ней. Это был типично политический процесс, хотя формально Жанна была сожжена за ересь. Она утверждала, что с ней разговаривают святые и приказывают убивать врагов. Интересно, что среди многочисленных обвинений числились и такие странные по современным меркам, как ношение мужской одежды и непочтение родителей.
Жак де Моле — магистр ордена тамплиеров. Обвинители приписывали ему и его братьям-рыцарям поклонение демонам, исполнение богохульственных ритуалов и содомию. Истинная же причина ареста — возрастающие власть и богатство ордена. Тамплиеры стали опасны для французской короны, и Филипп IV Красивый подписал указ об их аресте. Инквизиторы-обвинители в этом эпизоде выступают в качестве исполнителей воли светской власти. Магистр де Моле был сожжен после долгих пыток.
Ян Гус — проповедник, один из идеологов Реформации. Выступал против коррупции католической церкви и за это поплатился. Во время процесса несколько раз получал предложение покаяться и всегда отказывался. По легенде воскликнул: «О, святая простота!» при виде старухи, подкладывающей дрова в его костер.
Этьен Доле — французский поэт и писатель. Критиковал религиозную политику властей, за что обвинен в ереси и сожжен.
Джироламо Савонарола — проповедник и правитель Флоренции. Религиозный фанатик. Боролся с развратом, развлечениями и светской литературой. Был настолько радикален в своих взглядах и политике, что вызвал недовольство у папского престола. Повешен с последующим сожжением тела.
Стереотип: Испанская инквизиция уничтожала евреев.
Испанская инквизиция предлагала евреям принять христианство или покинуть страну. Не пожелавших креститься иудеев насильственно депортировали из Испании. Большинство евреев уезжало в мусульманские страны, на тот момент — более цивилизованные и терпимые. Среди уехавших числились и те, кто сумел нормально устроиться в другой стране, но таковых было мало. Эмигранты остались почти неимущими, ведь под предлогом недопустимости вывоза ценностей из страны инквизиторы их обобрали. Судьба большинства евреев на чужбине была незавидна: их ждали смерть или рабство.
Железная дева. В честь этого устройства назвали хэви-метал группу. |
Оставшимся евреям тоже пришлось несладко. Именно мараны, крестившиеся иудеи, стали основными жертвами инквизиции. Новообращенные были под строгим неусыпным контролем. Если следствие устанавливало, что назвавшийся христианином на самом деле втайне исповедует иудаизм, — неверного сына церкви ждали серьезные проблемы.
Сын Иоанна Торквемады, участвовавшего в суде над Яном Гусом. Получил прекрасное по тогдашним меркам богословское образование и вступил в доминиканский орден. Будучи талантливым оратором, Торквемада хорошо зарекомендовал себя в богословских диспутах.
В тридцать лет Торквемада получил пост приора монастыря, а потом вознесся еще выше и стал духовником сестры кастильского короля Изабеллы. Ее шансы на престол казались ничтожными, но расчет доминиканца оказался верным, и Изабелла стала-таки королевой. В 1483 году Торквемада был назначен королем и утвержден папой как Великий инквизитор Испании.
Не фанатизм был мотивом религиозной политики доминиканца, а стремление к политической власти и интересы страны, как инквизитор их понимал. Утверждение единой веры позволит усилить государственный контроль и в то же время даст лично Торквемаде особые полномочия и возможность законно устранить любого своего врага. Будучи умным и хитрым интриганом, Торквемада убедил Изабеллу и ее мужа Фердинанда в необходимости религиозного единства страны. Фанатично верующей Изабелле инквизитор говорил о защите веры, жадному же Фердинанду — о конфискациях у иноверцев.
Община иудеев попыталась переубедить Фердинанда, заплатив крупную сумму откупных. Король заколебался. Тогда Торквемада провел образцовую «пиар-акцию» и выставил Фердинанда вторым Иудой, предавшим Христа за деньги. Чтобы сохранить репутацию, король вынужден был пойти на условия Великого инквизитора и начать изгнание иудеев.
Значительная часть иудеев покинула страну. Инквизиция же охотилась на тех, кто предпочел крещение изгнанию. Не остался ли втайне кто-то из новых христиан иудеем? И действительно, многие евреи сменили веру по прагматическим мотивам, а не по зову души. Обвинению обычно предшествовал донос соседей — простой народ в XV веке не был терпимее инквизиторов. Женщина не занимается домашним хозяйством в субботу (еврейский праздник), а муж в этот день надел чистую рубашку — готов повод для доноса.
Созданная как небольшой комитет, испанская инквизиция быстро разрослась. Всего ведомство Торквемады осудило около трехсот тысяч человек, из них около двух тысяч были приговорены к смерти. В основном это обращенные евреи. Запланированное Великим инквизитором изгнание мавров произошло уже после его смерти — в 1502 году.
Как многие тираны, Великий инквизитор жил аскетично, предпочитая власть в чистом виде богатству и роскоши. Но при этом он постоянно ходил с большой охраной и предпринимал множество мер для собственной безопасности, так как справедливо боялся мести.
Стереотипы о средствах
...Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить...
Аркадий и Борис Стругацкие, «Трудно быть богом»
Стереотип: Инквизиторы отличались невероятной кровожадностью и часто применяли пытки.
Современного человека наверняка поразит описание пыток, применяемых к еретикам и ведьмам. «До чего же жестоки инквизиторы! — подумает он. — Как общество терпело их?» Вынужден удивить: сами инквизиторы никого не пытали. Святые отцы не пачкали рук кровью, ведь за них это делали светские власти, предоставляя своих палачей и тюремщиков.
«...Что ж ты молчишь? Молчать надо было раньше». |
«Что это меняет? — спросите вы. — Ведь делалось это по указке инквизиции?» Отвечу: применение пыток было обычным явлением для средневекового суда. Средневековье — это вообще что-то вроде растянувшихся на много столетий «лихих девяностых». Народ голодный и от этого злой, бандиты-феодалы никак не поделят территорию, вокруг беспредел, человеческая жизнь особо ничего не стоит. Суд этой мрачной эпохи не знал слов «презумпция невиновности» и «права человека». Иное дело пытки — они и устрашают потенциального преступника, и позволяют быстро выбить признание. Как выразились братья Стругацкие: нормальный уровень средневекового зверства.
Испанский сапог — устройство, которое постепенно сжимает ногу и после долгого применения ломает кость.
Пытка водой — жертве в рот вставляется трубка, через которую на протяжении многих часов заливают большой объем воды. Несмотря на кажущуюся безобидность, эта пытка болезненна и может даже убить.
Дыба — существующее в различных вариантах устройство для выкручивания суставов. Жертву либо растягивали с двух сторон, либо вешали за вывернутые руки и привязывали к ногам утяжелители.
|
|
|
||
Разные варианты дыбы.
|
Железная дева — аналог гроба с шипами на внутренней поверхности. Шипы установлены так, чтобы не задеть жизненно важные органы.
Пытка огнем — жертве обмазывают ноги маслом и кладут рядом с ними раскаленные угли. При этом ступни жарятся как на сковородке.
Сажание на кол — одна из самых страшных пыток. Может длиться много часов, при этом кол постепенно погружается во внутренние органы. Иногда, чтобы жертва не умерла, ее снимали с кола, а потом снова сажали.
Важно заметить, что пытки были не средством наказания. В церковных и в светских судах действовала схожая система правосудия, согласно которой каждый вид доказательств имел определенный заранее установленный вес. Существовали «совершенные» доказательства, одного из которых полностью достаточно для установления вины. К таковым относилось чистосердечное признание. Пытки часто применялись потому, что их использование было самым легким для обвинителя путем. Не нужно много думать — подождал, пока палачи поработают клещами, и дело можно закрывать. Если обвиняемый признавался и каялся, пытку тут же прекращали. А чаще всего достаточно было одного страха перед пыткой. Действительно долго мучились только очень верящие в идею люди.
вого правосудия. Степень ви-
ны зависит от умения плавать.
Кроме признания котировались и прочие доказательства, вес которых считался равен половине, четверти или одной восьмой совершенного доказательства. Например, показание заслуживающего доверия свидетеля — половина от совершенного доказательства, два свидетеля — целое. Слово знатного человека или клирика весило больше слова простолюдина. При наличии таковых свидетелей или прочих весомых улик нужда в пытках отпадала.
Это интересно: хоть обвиняемому и не сообщали имя доносчика, суд инквизиции предполагал некоторую защиту от лжесвидетельства. Обвиняемого спрашивали, есть ли у него враги, и просили назвать их. Никто из названных не мог выступать в роли свидетеля. Если суд устанавливал, что донос заведомо ложный, доносчика жестоко наказывали.
Подозреваемые в уголовных преступлениях подвергались истязаниям куда чаще, чем «политические». Почему же изуверскими пытками знаменита именно инквизиция? Просто инквизиторы, будучи людьми по меркам тех времен образованными, усердно заносили все процедуры в протокол. В отличие от многих мирских судей.
Ответственному следователю было ясно, что применение пытки на самом деле не приблизит к установлению вины. Обнаружилось, что невиновные люди часто наговаривали на себя, лишь бы прекратить боль. В XVII веке закон большинства европейских стран стал ограничивать пытки, а веком позже они были запрещены.
Стереотип: Инквизиторы сожгли множество людей.
«Милосердной казни без пролития крови» еретиков на самом деле подвергали очень редко. На протяжении следствия подсудимому постоянно предлагали раскаяться. Если он согласится, то скорее всего отделается публичными процедурами покаяния. Возможно также ношение особых одежд, выдававших бывшего еретика, в качестве наказания. Весьма распространен был и денежный штраф. При этом обвиняемый считался вернувшимся в лоно церкви. В случае повторного осуждения за ересь наказание было уже значительно строже.
|
|
|
Та самая «милосердная казнь без пролития крови», часто именуемая актом веры — «аутодафе».
|
Если еретик упорствовал и не хотел каяться (что бывало очень редко), церковь... что вы думаете? Отказывалась от него! Инквизиция подтверждала вину еретика, заявляла, что он больше не добрый христианин, и передавала в руки светских властей. Как вы полагаете, что ждет отступника? Милосердное помилование, ведь только инквизиторы жестоки с еретиками? Послушаем же человека, не носившего доминиканскую рясу, императора Священной Римской империи Фридриха Гогенштауфена:
«Еретики — это хищные волки, сыны погибели, ангелы смерти, посланные демоном для погубления простых душ. Это ехидны, это змеи! И само собой разумеется, что смертная казнь является единственно достойным наказанием этих оскорбителей божьего величества, бунтовщиков против церкви. Сам Бог повелевает убивать еретиков; это — члены Сатаны, они должны погибнуть все до единого».
Такое мировоззрение типично для тех времен. Заполучив виновного в ереси, представители светской власти казнят отступника согласно тогдашним светским законам. Обычно за религиозные преступления положен костер.
Это интересно: случалось, человеку вынесен приговор о сожжении, но привести его в исполнение нет возможности. Например, обвиняемый бежал или умер в темнице. Тогда вместо тела сжигали соломенное чучело.
И наконец, о количестве жертв. Смертные приговоры составляли обычно около трех процентов от общего числа приговоров. Точное количество убитых мы вряд ли когда-нибудь увидим. Опираясь на статистику современных исследователей, можно сказать, что за все время своего существования инквизиция приговорила к смерти от одного до трех десятков тысяч людей. Во всех католических странах вместе и за несколько веков. Много это или мало? Для сравнения — один только Комитет общественного спасения во время Великой Французской революции погубил значительно больше. Впрочем, нужно учитывать, что общее количество населения во времена инквизиции сильно уступало количеству населения более поздних эпох.
Чаще всего жертвами обвинения в колдовстве становились именно женщины. В понимании христианских теоретиков женщина выступает коварным дьявольским созданием. Именно женщина соблазняет праведного мужчину на грех. Корни такого взгляда кроются еще в библейской истории об Адаме и Еве, где дьявол искусил женщину, а женщина — мужчину.
Ведьмам приписывались извращенные половые связи с адскими существами. Ведьмовство связывалось с сексом, а он считался чем-то низким и греховным. Возможно, подобные взгляды имеют отношение к венерическим заболеваниям, получившим особое распространение в ужасной антисанитарии тех времен.
Иногда за ведьмовство принимались знахарство или остатки языческих ритуалов, не успевшие полностью исчезнуть в народной культуре. Часто уличенные в колдовстве были шарлатанками, которые, подобно современным гадалкам из желтой прессы, дурачили невежественный народ обещаниями вроде «приворожу любимого за деньги».
Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет...
Спасая погрязающих во зле,
Должны мы грозно
Напоминать об аде на земле,
Т а м — будет поздно.
Юрий Нестеренко, «Средневековое трио»
А какими изображают инквизиторов в компьютерных играх? Надо сказать, что авторы игровых сюжетов не поддались большинству стереотипов, и инквизиторы у них не похожи на фанатичных маньяков. Впрочем, на реальных инквизиторов они тоже мало похожи. По поводу инквизиции в компьютерных играх сформировались свои стереотипы.
Наиболее знаменитая вымышленная инквизиция существует во вселенной Warhammer 40000. Эта организация, наряду с космодесантниками, пиломечами и криком «За императора!» — визитная карточка вселенной «Молота войны».
Если страна со всех сторон окружена враждебными инопланетянами, злобными мутантами и демонами хаоса, вряд ли она останется либеральной и демократической. Все-таки война с внешними врагами неизбежно порождает войну с внутренними. Культы хаосопоклонников, шпионы и пособники чужих, да и просто бунтовщики, отрицающие божественную власть императора, — для борьбы с ними всеми и была создана инквизиция. Также инквизиторы отвечают за контроль псайкеров, эдаких магов во вселенной Warhammer. Взаимодействуя с варпом, искаженным пространством, псайкеры легко могут поддаться его вредному влиянию и стать опасными для общества. Потому каждый псайкер находится под строгим присмотром, а нелегальных приносят в жертву Богу-Императору.
Это интересно: во вселенной Warhammer 40000 есть инквизитор по имени Федор Карамазов. Это аллюзия на роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором присутствует притча о Великом Инквизиторе.
Инквизиторы обладают неограниченными полномочиями и практически никому не подотчетны, кроме других инквизиторов. Потому многие из них пользуются безнаказанностью, как душе угодно. Некоторые ударились в оголтелый фанатизм и предают уничтожению целые планеты. Иные же так любят принцип «познай своего врага», что на досуге почитывают хаоситские трактаты, делают демонов личными слугами и дружат с инопланетянами. Тем не менее, если бы не деятельность инквизиции, Империя людей давно бы перестала существовать. Как и в нашей истории, во вселенной «Молота войны» инквизиторы бывают очень разные.
Посмотрим на роль инквизиции в сюжете компьютерной игры Warhammer 40000: Dawn of War. Представитель инквизиции Мордекай Тосс далеко не самый фанатичный и кровожадный персонаж в игре, как вроде бы положено инквизитору. Более того, именно он производит впечатление самого здравомыслящего из героев. Тосс прибыл на планету, когда силы Империи на ней окружены врагами и к тому же надвигается варп-шторм, способный надолго «закрыть» пути отхода. И (о чудо!) инквизитор принимает решение вместо бессмысленной бойни провести эвакуацию.
Когда мирное население успешно бежало с планеты, Мордекай предлагает и Габриэлю Анжелосу, главному герою, тоже улететь подальше со своими людьми. Пусть орки и хаоситы, давние враги Империи, сами сожрут друг друга, говорит инквизитор. Командир Кровавых Воронов, конечно же, отказался, и это невольно наводит на мысль о том, что кроме страха из головы космического десантника изъяли еще кое-что. Впрочем, если бы капитан космодесанта послушался мудрого совета, разве досталась бы нам увлекательная кампания из одиннадцати миссий?
Интересен и показателен диалог персонажей, когда те узнали, что на их планету «едет ревизор»:
— Зачем Тосс здесь? Разве он подозревает меня в ереси?
— Тосс — инквизитор. Инквизитор всех подозревает в ереси: и тебя, и меня. Работа у него такая.
Мир игры Lionheart — отражение нашего мира в кривом зеркале. Все те же Испания, Франция, Британия, те же крестовые походы, открытие Америки, ересь катаров, Непобедимая армада. Только помимо обычных людей этот мир населен магами, демонами, духами и прочими волшебными существами. Вот с ними и ведет беспощадную борьбу Святая инквизиция.
В этом параллельном мире магия часто проявлялась как агрессивная, враждебная стихия, которая разрывает саму ткань мира. Чудища, драконы и некроманты принесли людям много вреда, и потому мало кого волнует, что волшебную силу можно использовать и во благо. Если и есть исключения, то стоит ли ради них подвергать всех риску? Такими соображениями руководствуются инквизиторы. При этом сами святые отцы вовсю используют свою, «небесную», магию. И конечно же, не магия это вовсе, а исключительно дар Господа.
Каждый колдун, каждый, в ком течет нелюдская кровь, станет объектом пристального внимания местных единомышленников Рудольфа Сикорски. Маги в этом мире тщательно прячутся, ведь попавшимся грозит тюрьма со специальными высасывающими магическую энергию крестами на стенах.
Инквизиция доступна как одна из играбельных фракций. Игрок может вступить в нее и выполнить в качестве инквизитора ряд заданий: изгнать мелких и на самом деле безвредных духов из города, убить предводителя гоблинов и, наконец, найти тайное место сбора барселонских магов.
Перед получением монашеского сана предстоит разговор с тем самым Томасом Торквемадой, знаменитым Великим инквизитором. Торквемада видит колдунов насквозь и мигом заметит необычную природу главного героя, даже если внешне она не видна. Тем не менее Великий инквизитор Испании готов принять даже «нечистого» в свои ряды, если его вера сильна, а намерения благи.
Это интересно: как ни странно, вы можете колдовать прямо под носом у инквизиции без вредных последствий. Когда носитель духа Ричарда сражается плечом к плечу с инквизитором, последний воспринимает использование магии главным героем как должное. Недоработка создателей игры? Или же сугубая прагматичность борцов с магией?
В мире игры Dragon Age проблема магии стоит не менее остро. Волшебство дает великую силу, а каждая великая сила требует иную силу, которая ее сдерживала бы. Подобно псайкерам из «Молота войны», местные маги способны открывать врата в мир демонам. Да и просто опасны люди со сверхъестественными возможностями.
Храмовники — воинственный орден на службе у Церкви Создателя, существующий для контроля над магами. У каждого волшебника есть два пути. Первый — стать легальным колдуном, членом Круга Магов. Жить под постоянным неусыпным контролем и с кучей ограничений. Второй путь: стать по ту сторону закона. На избравших такую дорогу волшебников охотятся храмовники. Эти солдаты веры специально тренированы для убийства магов. Их уникальные способности позволяют высасывать из колдуна магическую энергию, сопротивляться зачарованию и рассеивать заклинания. Весьма грозные противники для любого волшебника.
Это интересно: в игровом мире есть пример страны, где храмовники не контролируют магов. Речь идет об империи Тевинтер, где вся власть принадлежит волшебникам. И это весьма закономерно.
Недоучившийся храмовник по имени Алистер может стать спутником протагониста. Большую часть жизни этот парень провел в монастыре, его контакты с окружающим миром были минимальны. Подобные особенности социализации не могли не наложить отпечаток на характер юноши. Наивный и мало приспособленный к реалиям жестокого мира, он не всегда положительно воспринимает прагматичные решения вашего героя. У Алистера вы можете обучится способностям храмовника.
Не больше любят магов инквизиторы из мира пошаговой стратегии «Кодекс войны». Именно алчность и грехи волшебников, по мнению Церкви святого Маркуса, привели к гибели древнюю империю. Инквизиторов учат, что колдовство ведет к одержимости и греху. При этом, как и в Lionheart, враги магии не замечают, что и сами используют ее. Ведь заклинание лечения, излюбленное церковниками, имеет ту же природу, что и всяческие огненные шары, сколько бы инквизиторы ни твердили о божественном чуде.
Инквизитор Декстер — один из главных героев кампании людей и персонаж весьма полезный. Он и боец хороший, и лечить раненых умеет, к тому же наносит дополнительный урон по чудовищам. Характер Декстера типичен для его профессии — этот «пес господень» строг, но справедлив и суров, как сибирский лесоруб. Пару раз за сюжет он ругался с магистром Бренноком, волшебником из вольного города Силента, куда шаловливые ручки инквизиции еще не дотянулись. Но для борьбы с большей угрозой Декстер готов объединиться и с колдуном.
В исторической стратегии Medieval 2: Total War инквизиторы подчинены папскому престолу. Они появляются в стране, у которой плохие отношения с папой римским, и могут беспрепятственно сжечь героя с низким показателем богобоязненности. Даже если это полководец или особа королевской крови.
Функции инквизиции выполняют ординаторы из The Elder Scrolls III: Morrowind. Эти ребята в стильных золотых доспехах служат трем богам-королям темных эльфов. Ординаторы ревностно защищают свою веру и порой даже действуют вопреки общеимперским законам. С этой фракцией связано несколько игровых заданий, но сам игрок стать ординатором, к сожалению, не может.
Ну и напоследок немного несерьезного — квест Zork: Grand Inquisitor. Великий инквизитор в нем — персонаж пародийный, эдакий собирательный образ стереотипного тирана. Поиграйте, хороший юмор в этой игре в избытке.
В сумме типичный инквизитор из компьютерных игр — скорее позитивный, чем негативный персонаж. Он суров, угрюм, хладнокровен и беспощаден к врагам, потому что этого требует его работа. Инквизитор способен без колебаний жертвовать жизнями невинных, чтобы спасти больше жизней. Он все-таки служит человечеству и силам добра, хоть и очень специфически. Подобно хирургу, такой инквизитор режет по живому, чтобы ампутировать очаги заразы зла и хаоса. «Приемлемо все, что ведет к победе над силами зла», «закон суров, но это закон», «убью одного невинного — спасу сотню» — таковы принципы типичного инквизитора из компьютерных игр.
Кроме того, игровые инквизиторы традиционно враждуют с магами или, как минимум, относятся к ним с большим подозрением. Что вполне можно понять, если представить себя живущим в мире, где существует колдовство.
Образ инквизиции в массовой культуре обычно слишком упрощен: злые фанатики без внятной мотивации. В компьютерных играх инквизитор все-таки получше, и рисуют их не одними черными красками. Тем не менее и в игровых сюжетах свои штампы. История же куда интереснее любых стереотипов.