Имена:
Сэм и Макс
Род деятельности:
пес-интеллектуал и неадекватный кролик, по совместительству — сыщики
Родились:
1970-е годы
Отец:
Стив Перселл (Steve Purcell)
Снимались в играх:
Sam & Max Hit the Road, Sam & Max Freelance Police (съемки были прекращены), Sam & Max Season 1, Sam & Max Season 2
|
Нужно учредить Нобелевскую премию за остроумие. Без физиков, химиков, экономистов мы, если прижмет, как-нибудь обойдемся. Без мира обычно тоже обходимся. Без остроумия — пропадем.
Джордж Ф. Уилл
Представьте себе такую картину: вы идете по улице, просто прогуливаетесь, никуда не торопитесь. На небе ни тучки, солнце ярко светит, хотя еще и не греет, почки начинают распускаться, травка зеленеет, птички поют. Словом, идиллия. Вокруг снуют прохожие, бегут куда-то по своим делам, торопятся...
И тут из-за угла на полном ходу вылетает классическая полицейская машина из американских боевиков шестидесятых (красно-синяя мигалка и вой сирен прилагаются). Но в авто — не шаблонные копы с пончиками, а весьма экстравагантная парочка: огромный пес в сером костюме и фетровой шляпе и непропорциональный кролик с чересчур длинными ушами и маниакальной улыбкой. В одной руке собака держит револьвер с громадным стволом, другой — рулит, на большой скорости обгоняя нерасторопных водителей и периодически выезжая на встречку. Кролик же с безбашенным видом стоит на капоте и что-то выкрикивает, потрясая кулачками. Тут в одной из лап длинноухого вы замечаете еще одно существо — перепуганную крысу, которая тоже что-то орет, пытаясь перекричать сирену.
Эта катавасия длится около десяти секунд, затем цирк на колесах исчезает за поворотом. Прохожие в шоке: застыв на месте, они не могут понять, что же произошло — массовая галлюцинация или, возможно, пришельцы уже здесь?..
Но нет, думаете вы, все куда проще: это детективы Сэм и Макс мчатся по следам очередного преступника. И они его обязательно догонят и покарают, а иначе и быть не может, ведь это — гордость полиции, Америки и комиксового мира.
Создание, часть I
На дворе семидесятые годы прошлого столетия. Братья Стив (старший) и Дэйв (младший) Перселлы живут под одной крышей. Оба — одаренные художники и постоянно соревнуются друг с другом. Однажды Дэйв выдает идею, впоследствии ставшую одной из визитных карточек юмористических комиксов: почему бы главными героями иллюстрированных рассказов не сделать говорящих пса и кролика? А если назначить их детективами, да еще и напарниками, — так вообще замечательно!
Волшебный щелчок пальцами — и вот уже по всему дому разбросаны неоконченные рисованные истории и эскизы будущих работ. Стив не может сидеть сложа руки — отношения младших и старших братьев не позволяют. Поэтому, когда Дэйв уходит, он втихаря заканчивает комиксы, при этом устраивая на бумаге настоящий каламбур, перемешивая имена, события и прочее. В конце концов он настолько углубляется в издевательства над младшим Перселлом, что начинает рисовать собственные полноценные истории с участием Сэма и Макса.
По достоинству оценив сопернические качества брата, а также его любовь к зверям-следопытам, Дэйв делает Стиву чудесный подарок на день рождения: он вручает ему договор, в котором передает все права на этих персонажей. История умалчивает об обмывании «контракта», но, судя по всему, затянулось оно надолго — более или менее адекватные вариации приключений Сэма и Макса появляются аж в 1980 году.
Еженедельно Дэйв делает небольшие зарисовки из жизни детективов для брошюры Калифорнийского колледжа искусств (California College of Arts, CCA). Они пользуются популярностью, но все еще не так знамениты, как хотелось бы. Перселл до сих пор не полностью проработал внешность главных героев и их характеры, но сами сюжеты воспринимаются на ура. В принципе, они мало отличаются от тех, которые будут изданы уже в полноценном комиксовом варианте в 1987 году. Первоначальные наброски затем превратятся в любимые многими выпуски, за которыми будут выстраиваться очереди из детей и взрослых.
Однако все это будет позже, а пока Стив шутит над современными реалиями и наполняет рисованные истории отсылками к своей жизни. Так, например, в рассказах о Сэме и Максе всегда присутствуют крысы и тараканы. Вряд ли кто задумывался об этом, но ненавистные большинству создания были питомцами Перселла, потому им и нашлось место в его комиксах.
Но давайте ненадолго покинем Стива и перенесемся в наши дни — машина времени ждет. Не волнуйтесь, очень скоро мы опять встретимся с художником в восьмидесятых, а пока — добро пожаловать назад в будущее!
Достижения, часть I
Сейчас Sam & Max — это культурный феномен, образец успешных юмористических комиксов и качественной пародии, выверенный годами. Большинство жителей западных стран прекрасно знают, кто такие Сэм и Макс. К сожалению, этого нельзя сказать про постсоветскую территорию. У нас комиксы никогда не пользовались особой популярностью, да и вряд ли когда-нибудь будут. Впрочем, сегодня мы постараемся немного наверстать упущенное.
Итак, знакомьтесь — Сэм и Макс, вольнонаемные детективы. Эти ребята готовы взяться за любое дело, не имеет значения, насколько оно сложное или бредовое. Несмотря на то, что они представляют Закон, на него им плевать, причем с высокой колокольни: надо, и стрельбу в общественном месте устроят, и достопримечательности в пыль сотрут, и дебош в клубе учинят, и правила дорожного движения нарушат. К тому же, как вы уже, вероятно, поняли, эта парочка — далеко не самые обычные детективы. И это еще мягко сказано, учитывая их звериную натуру. В прямом смысле.
Сэм — миловидный, образованный, интеллигентный пес, обладатель тонкого юмора и вечно хорошего настроения. Он в меру осторожен и осмотрителен, но в случае необходимости включает режим бесшабашности и с головой ныряет в приключения. А если довести «собачку» до кондиции — прячьтесь, иначе он продемонстрирует коронное умение натягивать нижнюю губу на голову и обязательно познакомит вас со своим револьвером.
Макс — олицетворение всех кошмаров человечества в довольно милом, хотя и странноватом «зайцеобразном» облике. Его маниакальную натуру выдают лишь дикий взгляд да улыбка, но и этого вполне хватает, чтобы понять, кто здесь плохой коп. Он вечно острит, бедокурит и очень часто лезет на рожон. В таких случаях на помощь приходит Сэм — голос разума и совести. Максу он как старший брат, а значит, к советам пса стоит прислушаться. Впрочем, натуру кролика не изменить: он как был, так и остается белозубым отвязным садистом, который вполне может залепить в глаз напарнику.
Оба эти кадра живут и работают в обветшалом офисе в Нью-Йорке. Сожительствуют они с Двузубым Джимми (Jimmy «Two-Teeth»), крысом, прорывшим нору в их помещении. Грызун ведет свои темные делишки за спинами детективов, периодически что-то воруя у них из-под носа. Такое соседство далеко не в радость Сэму и Максу, но и поделать с вредителем они ничего не могут. К тому же крысеныша жалко — он зверь семейный, женатый и с ребенком. Так что сыщикам приходится закрывать глаза на его проделки, особенно в свете более важных событий. Правда, Джимми иногда достается-таки (чаще всего от Макса), ведь основная обязанность копов «жестоко защищать права невиновных».
За свое более чем двадцатилетнее существование вольнонаемные детективы успели раскрыть тучу преступлений и заговоров (иногда даже мирового масштаба), причем не только в комиксах, но и в компьютерных играх. Сэм и Макс восстанавливали справедливость в Белом доме, Древнем Египте, виртуальной реальности, на Луне, в Филиппинах и в куче других мест, порожденных фантазией Перселла сотоварищи. Им противостояли хакеры, маньяки, гениальные воры, игрушечная мафия и даже пришельцы. Но везде и всюду они одерживали блестящую победу. Настолько яркую, что вскоре появились в сериале имени себя на детских каналах Fox Kids и YTV.
К сожалению, ненадолго — после первого же сезона проект закрыли. Причины доподлинно не известны, ведь критики высоко оценили мультсериал и присудили ему приз Gemini Award (канадская церемония вручения наград телевизионным проектам) в номинации «Лучшая анимационная программа или сериал-98». Только через десять лет поклонники получили полную коллекцию эпизодов: в 2008 году на DVD вышел сборник из двадцати четырех серий мультсериала. В комплекте также были эскизы Стива Перселла, интервью с ним, наклейка и прочая атрибутика для поклонников.
Выход всей этой прелести был в некотором роде приурочен к знаменательному событию — реинкарнации игрового сериала. В 2007 году вышла его первая часть — Sam & Max Season 1, а в 2008-м — вторая, под названием Sam & Max Season 2. В основе обоих проектов — «эпизодическая» система распространения, то есть почти каждый месяц в свет выходило по одной главе юмористической саги, с возможностью ее приобретения на сайте разработчиков. В коробочном варианте игру купить было нельзя — только скачать. И вот по окончании каждого сезона выпустили диски с полным собранием эпизодов.
Но детальнее мы поговорим о них чуть позже, а сейчас пришло время вновь отправиться в восьмидесятые, где нас уже заждался еще юный и неопытный, но очень талантливый Стив Перселл. Там же мы узнаем, какой вклад он внес в развитие LucasArts и квестов, а также о первых шагах Сэма и Макса в мире комиксов. Ну что, готовы? Тогда поехали!
Создание, часть II
Пока мы отсутствовали, Стив уже успел запустить полноценный иллюстрированный проект под названием Sam & Max: Freelance Police. Произошло это в 1987 году под бурные аплодисменты критиков и радостные выкрики толпы. Комикс ушел в народ, и довольно быстро. Очень скоро Перселл, а также Сэм и Макс обзавелись верными поклонниками, находящимися в постоянном ожидании новых выпусков. Перечислим их:
Sam & Max: Freelance Police — Monkeys Violating the Heavenly Temple;
Sam & Max: Freelance Police — Night of the Gilded Heron-Shark;
Sam & Max: Freelance Police — Night of the Cringing Wildebeest;
Sam & Max: Freelance Police — Fair Wind to Java;
Sam & Max: Freelance Police — On the Road;
Sam & Max: Freelance Police — The Damned Don't Dance;
Sam & Max: Freelance Police — Beast from the Cereal Aisle;
Sam & Max: Freelance Police — Bad Day on the Moon;
Sam & Max: Freelance Police — Belly of the Beast;
Sam & Max: Freelance Police — The Kids Take Over;
Sam & Max: The Big Sleep;
Sam & Max: Surfin' the Highway Anniversary Edition.
Но забудем на время о комиксах и поговорим о работе Стива Перселла в LucasArts — компании, в девяностых годах прославившейся качественными, увлекательными и красивыми квестами. Американский иллюстратор внес свою лепту в историю фирмы, и довольно внушительную.
Стив заведовал оформлением рекламного проспекта LucasArts, под названием The Adventurer. Брошюра была направлена на просвещение читателей о грядущих проектах и сопровождалась красочными картинками. Понятно, кто стал их автором. Периодически там появлялись и рисунки Сэма с Максом, но игра о них пока что оставалась лишь на просторах воображения Стива.
Талант Перселла оценили по достоинству, и ему предложили поработать над квестами: нарисовать декорации, заняться оформлением обложек и тому подобное. В итоге художник приложил руку к созданию первых двух частей любимого миллионами The Monkey Island и к еще нескольким хитам.
За время работы художника в LucasArts практически ни одна игра компании не обошлась без изображения Сэма и Макса. К примеру, в The Secret of Monkey Island они предстали в образе идолов островных каннибалов. А в Maniac Mansion: Day of the Tentacle нашлось место «зайцеподобной штуковине»: черно-белый портрет Макса расположился на втором этаже особняка Эдисона. Позже изображения кролика появились и в других проектах LucasArts — Outlaws, The Dig и Shadows of the Empire.
Это интересно: помимо всего прочего, Перселл отметился еще и в квесте по мотивам фильма об Индиане Джонсе — Indiana Jones and the Last Crusade: The Videogame. Здесь он создал весьма красочный дневник профессора археологии.
Параллельно с выходом комиксов и нарастающей популярностью Сэма и Макса у LucasArts наконец созрела идея, которую так долго ждал Стив: выделить вольнонаемным детективам свою собственную игру. За основу сюжета решили взять комикс Sam & Max: Freelance Police — On the Road, выпущенный в 1989 году. Работа закипела, и уже в 1993-м свет увидел двумерный квест Sam & Max: Hit the Road. Критики и публика были в восторге: проект получился не просто красивым и увлекательным, но и смешным до колик в животе. Сюжет крутился вокруг исчезновения из цирка уродцев весьма экстравагантной девушки с кличкой «Жирафья Шея» и снежного человека, в которого она влюбилась. Продуманную детективную линию наполнили острыми шутками и пародиями на повседневную рутину. Вот карусель, которой управляет обкуренный сторож, а здесь у нас избиение Максом жирных крыс, вылезающих из коробки. Но больше всего юмора было в диалогах — Сэм и Макс постоянно язвили и издевались над собеседниками, да и друг над другом частенько.
Изначально эта прелесть вышла на дискете, но через некоторое время подоспела полностью озвученная версия на CD-диске. Обе варианта предназначались для DOS, так что чуть позже появился и еще один, уже заточенный под Windows.
На волне успеха LucasArts и Перселл принялись за работу над сиквелом. Правда, на тот момент художник уже работал в Pixar Animation Studios, известной сейчас своими короткометражными и полнометражными мультфильмами, особенно «Корпорацией монстров», «Историей игрушек», «В поисках Немо» и «Тачками». Кстати, в создании последнего Стив принимал непосредственное участие.
Но вернемся ко второй части приключений Сэма и Макса, которую окрестили Sam & Max: Freelance Police. Ничто не предвещало грозы средь ясного неба — беда пришла оттуда, откуда ее не ждали: со сменой руководства LucasArts изменились и приоритеты компании, и работу над квестом остановили. К тому времени проект находился чуть ли не в конечной стадии разработки, уже успел засветиться на выставке E3 и получить одобрение публики. Это был настоящий удар, причем не столько для поклонников, сколько для самого Стива.
Печальное событие повлекло за собой волну негодований, почту Перселла заваливали письмами поддержки и соболезнований. А вот LucasArts, наоборот, получила в свой адрес критику и оскорбления. Реакции — ноль. Sam & Max: Freelance Police пыталось выкупить немецкое издательство Bad Brain Entertainment, но безрезультатно. В итоге Стиву пришлось ждать 2005 года, когда по условию контракта ему возвращались права на персонажей.
Получив назад свое детище, Перселл начал сотрудничество с Telltale Games — компанией, основанной выходцами из LucasArts, среди которых нашлись и те, кто работал над Freelance Police. В 2005 году прозвучал официальный анонс Sam & Max Season 1 с пояснением, что игра будет распространяться поэпизодно...
Это интересно: если перейти по ссылке www.telltalegames.com/sam_and_max, можно увидеть забавную надпись, в переводе значащую: «Вот черт! Похоже, где-то в интернете что-то пошло чертовски не так. В результате страница, которая вам нужна, недоступна. Или, возможно, она не существует. Возможно, она никогда не существовала. Возможно, эта страница — плод вашего воображения. Возможно, вы сами — плод вашего воображения. Мы только что взорвали ваш мозг?»
Вот, пожалуй, и все, что следует сказать о становлении пса и бешеного кролика в масс-медиа. У них были и взлеты, и падения, но на верхушке Олимпа парочка провела значительно больше времени, чем на грешной Земле. Теперь пора закончить наш рассказ и о нынешних достижениях детективов. Машина времени ждет, господа.
Достижения, часть II
Итак, перед нами — Sam & Max: Season 1 и Sam & Max: Season 2. Чем же они отличаются от предшественников? Прежде всего, наполнением: первый сезон состоит из шести эпизодов, второй — из пяти, причем каждый из них — отдельная веселая история с логическим концом. Фактически это разные игры, которые объединяют лишь главные герои да их враг. Постепенно все части мозаики складываются воедино, и под конец вы уже прекрасно понимаете, что, как, где, когда и почему произошло.
Несмотря на то, что затмить обаяние персонажей из Sam & Max: Hit the Road вряд ли кому удастся, сотрудники Telltale Games приложили все усилия, чтобы хотя бы оставаться на уровне. В принципе, у них это получилось, но здесь сыграла роль бюджетность проекта: затянуть потуже поясок оказалось нелегкой задачей, поэтому частенько один герой отыгрывает несколько ролей сразу. То же самое можно сказать и о локациях: действие первых трех эпизодов пилотного сезона разворачиваются на фоне одних и тех же декораций, да и действующие лица не спешат меняться. Больше всего из всех одиннадцати серий запомнились три: Reality 2.0, Abe Lincoln Must Die и What’s New, Beelzebub? Первый — отличная пародия на мировую паутину со всеми ее штампами, второй — издевательство над американским правительством (а также кульминация — приход Макса на пост президента США), ну а третий невозможно не любить из-за милашки Вельзевула.
Мини-игры, к сожалению, подкачали. Всему непредсказуемому безобразию Hit the Road противостоят лишь вялые гоночки по улицам города. Во втором сезоне они приедаются настолько, что хочется выть.
Картинка в Season 1-2 оставляет приятные впечатления: рисованная, стилизованная под мультфильм, она создает легкое, праздничное настроение, и даже угловатость моделей не хочется ругать — настолько приятно наблюдать за приключениями Сэма и Макса под блюз и джаз.
Словом, получилось неплохо. Не шедевр, конечно (можно было и лучше), но видно, что в игру вложились по полной программе и что делали ее с душой. А это — одно из главных требований заведомо хорошего квеста. Ну и, конечно же, блестящий юмор — неотъемлемая часть похождений сыщиков. Правда, под конец второго сезона шутки немного опошлились, но не сказать чтобы это их совсем испортило.
Вот и закончен наш рассказ о Сэме и Максе, бесшабашных вольнонаемных детективах. Что с ними будет дальше, известно лишь двоим: богу и Стиву Перселлу. Их успешная реинкарнация в приключенческих играх — только начало нового витка развития серии. Во всяком случае, создатель этих неординарных персонажей пока не собирается отходить от дел — есть еще к чему стремиться. Надеюсь, Сэм и Макс запомнились вам, и вы обязательно захотите познакомиться с ними поближе, пролистав несколько комиксов, посмотрев мультсериал или сыграв в одну из игр. В любом случае, обещаю, вы не будете разочарованы.