Оборотень — человек, способный превращаться в некоторых животных: в волка (вервольф), в лисицу (кицунэ) и т. д. У суеверных людей вызывает ужас, непонятно почему. В. П. Корнеев, например, когда у него разболелся зуб мудрости, обернулся петухом, и ему сразу полегчало.
А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»
При слове «оборотень» в любезном отечестве чаще всего вспоминают либо нехорошего человека (главным образом, в погонах), либо вервольфа, ликантропа, волколака — словом, нечто волчье. При всем нашем уважении к людям-волкам приходится признать, что оборотень — это не только серый мех, но и шерсть самых разных цветов, а также перья, чешуя, вершки, корешки, а иногда и железо с бумагой.
Что положено Юпитеру, не положено быку
Единого мнения о том, кого считать оборотнем, нет. Исследователи то и дело впадают в крайности, то учитывая всех, кто способен менять свой облик, то ограничиваясь старыми добрыми вервольфами. Дескать, настоящие оборотни лишь они, а остальные — так, примазались. Истина же, как и водится, лежит где-то посередине.
Согласитесь, глупо считать оборотнем Зевса, хоть он и превращался направо и налево (налево все-таки чаще — Леда, Европа и Даная тому свиде- тельницы)
Видимо, оборотнями нужно считать тех, кому форму менять природой не положено, а они меняют, причем регулярно. Боги, черти и чародеи проходят все же по другому ведомству, хотя спутать можно.
Согласитесь, глупо считать оборотнем Зевса, хоть он и превращался направо и налево (налево все-таки чаще — Леда, Европа и Даная тому свидетельницы), или Афину, регулярно обращавшуюся совой. Для богов смена облика — такая мелочь! Выведем за скобки и адский контингент, который сколько угодно может притворяться козлами, котами и тому подобными жабами, суть-то остается прежней, диавольской. Чуть сложней с ведьмами и колдунами, но те, кто становится животным на короткий срок и с конкретной целью (сбежать, подслушать, форсировать ту или иную преграду), еще не оборотни. Ну обернулась Марина Мнишек сорокой и вылетела в окно, а кто б на ее месте не обернулся, если б умел?
Привет! Добрый день! Я — Оборотень,
Неловко вчерась обернулся:
Хотел превратиться в дырявый плетень,
Да вот посередке запнулся.
И кто я теперь, самому не понять, —
Эк меня, братцы, скривило!
Нет, что-то стала нам всем изменять
Наша нечистая сила!
Владимир Высоцкий,
«Куплеты нечистой силы»
Закономерен вопрос, являются ли оборотнями царевны и принцы-лягушки, уж, за которого вышла бедняжка Эгле, Финист Ясный сокол и прочие фольклорные женихи и невесты, что, оземь грянувшись, становятся красными девицами и добрыми молодцами.
Тут будем исходить из того, что для оборотня обращение естественно, оно часть его природы, а не какое-то особое отдельное колдовство, свое или чужое. Соответственно, Василиса, хоть и была весьма активна, снимая и надевая лягушечью кожу по своей воле и разъезжая по пирам, оборотнем в полном смысле этого слова не являлась. В отличие от Ворона из сказки «Солнце, Месяц, Ворон» или того же Финиста.
Ну а те, кто раз и навсегда волею богов, проклятия или еще каких обстоятельств становился лаврами, пауками и кукушками, и вовсе не оборотни. Как и «кавалеры» Цирцеи, демонстрировавшие после удара волшебным жезлом свою подлинную свинскую или львиную сущность.
Оборотни же — создания «двуединые» (как минимум) по определению, имеющиеся в их распоряжении образы им равно комфортны и привычны, но при этом неестественны, причем в обе стороны. Согласитесь, человеку в принципе не положено бегать по ночам в звериной шкуре. А представьте себе, каково волку или лисе обращаться в нечто безволосое, дурно пахнущее, страшное?..
«Люди, львы, орлы и куропатки...»
Про волков, лис и енотов знают все, про других животных известно меньше, а оборотни-предметы для нас вообще экзотика. На Востоке же старые вещи, в которые слишком много вложено, могут начать оборачиваться людьми. Так, в Японии, когда рассказывают страшные истории, зажигают синие фонари, чтобы обстановка была соответствующей. И если их вовремя не задуть или слишком часто вешать, в комнате может появиться чужой человек в синей одежде и с во-о-о-т такими зубами. И как начнет воплощать страшную историю!
Чересчур долгий век любую тварь превращает в оборотня. Однако с древних времен и доныне обезьяны, лисы и мыши хитрей и злокозненней прочих. Впрочем, обезьяна по природе своей способна и к добрым делам.
«Сочинения, оставленные государем Тхань Тонгом из дома Ле»
По происхождению оборотней можно делить, как дворян, на потомственных и личных. С потомственными все ясно — мрачное наследие прошлого, порой через множество поколений. Некоторые исследователи склонны считать оборотнями лишь эту категорию, полагая прочих всего-навсего околдованными. Ну выпил что-то вредное, ну стал козленочком, делов-то?
Оборотничество же личное можно получить разными способами.
По собственному желанию. Само собой, не сразу, но, если очень постараться, найти знающих людей или соответствующие артефакты, может и выйти.
В наказание. За нарушение запрета или совершение проступка в интервале от неблагодарности и банального хамства до мрачной уголовщины.
Вследствие проклятья. Тут чего только не бывает, причем результаты удивляют не только проклятого, но и проклявшего. Проклял папенька дочь за утраченную девственность — вышла чайка. Дети не подали больной матери воды — получились филин и кукушка. Впрочем, угодить в кукушки можно по-разному. Например, с горя, как дочь убитого князя Лазаря.
Вследствие чужого колдовства. Здесь особенно лютовали мачехи и свекрови. К счастью, подобные чары, как правило, можно так или иначе снять.
Вследствие стечения обстоятельств и соблюдения неких мало кому ведомых условий. Этот вариант доступен не только людям. Жили себе обычная рыба, змея, лиса, мышь, жили, а потом — раз, и оборотень! А почему? Да мало ли... Столько-то лет стукнуло или столько-то поколений прошло. Не видел никто некий срок. Не слышали колокольного звона или петушиного крика. По дальневосточной же традиции дар оборачиваться получает любая достаточно старая вещь или зверь.
А травки и фонари, пока они вещи, размножаются человеческими эмоциями: вниманием, страхом и так далее. А когда превратятся, то могут попробовать завести потомство, как люди, только редко из того получается что-то хорошее.
Говорить об оборотнях можно долго, но не оптом, а в розницу, уж больно они разные. Они рознятся в и человеческой ипостаси, как рознятся зулусы, японцы, германцы, славяне и индусы, но в нечеловеческом варианте различия еще сильнее. Хищные, травоядные и всеядные. Млекопитающие, птицы, рептилии, рыбы и моллюски. Животные, растения и неодушевленные предметы — все они способны превращаться, выходить на контакт с человеком, пакостить, помогать, любить и ненавидеть.
Лисы-люди
К оборотням не привыкну —
До того хитры ребятки!
Владимир Высоцкий, «Песня Соловья-Разбойника и его дружков»
Многохвостая лиса-оборотень веками безобразничала в Азии и лишь недавно выбралась за границы природного ареала. В Китае плутовку зовут ху ли цзин, в Корее — кумихо, в Японии же (а с недавних пор и в остальном мире) она известна под именем кицунэ.
Будучи созданиями, принадлежащими одновременно к миру смертных и реальности духов, кицунэ практически бессмертны. Им страшны лишь клыки драконов, демонов Они, истинная вера да магическое оружие.
В отличие от привычных нам европейских оборотней кицунэ — не люди, меняющие облик, а волшебные звери, умеющие превращаться в человека. С возрастом самая обыкновенная рыжая кума обзаводится обширным арсеналом сверхъестественных талантов: кицунэ проникают в чужие сны, вселяются в тела людей, создают иллюзии, выдыхают огонь и, разумеется, меняют облик. Кицунэ легко присваивают внешность конкретных людей, но могут сочинить себе и эксклюзивный облик или же обернуться человекообразным созданием с лисьими чертами.
Чаще всего волшебные лисы превращаются в соблазнительных девушек или красивых юношей. Неудивительно, что львиная доля легенд о кицунэ посвящена их амурным похождениям. Смертному ночь или тем более свадьба с оборотнем обычно ничего хорошего не приносит. Поговаривают даже, что кицунэ — своего рода энергетические вампиры, питающиеся человеческими эмоциями или жизненными силами, потому-то они и стремятся забраться в людскую постель. Исключения, впрочем, тоже случаются. Если лисичка к «своему» человеку искренне привязалась, она может и жизнь продлить, и здоровье принести или вернуть.
Лисы-люди не только соблазняют смертных, но и водят их за нос. Тут возможны варианты. Японцы различают «добрых» кицунэ, которые обманывают лишь бесчестных самураев и продажных чиновников, никогда не убивают без причины, всегда держат слово и периодически помогают восстановить справедливость, — и злобных «диких лис». Эти вредят исключительно из любви к искусству и чаще всего обращают свои чары против бедняков и монахов.
в кицунэ, по самым скромным оценкам требуется полвека, а некоторые утверждают, что
и целая тысяча лет.
Отказавшись от мяса и убийств на тысячу дней, кумихо может навсегда стать человеком и избавиться от врожденной злобы.
Чем старше и сильнее кицунэ, тем больше у нее хвостов — старейших оборотней можно узнать по девяти хвостам и золотой шкуре. Правда, способности даже таких кицунэ не безграничны, и внимательный наблюдатель способен вывести их на чистую воду, вернее, на свет. Главное — смотреть не на сам объект, а на отбрасываемую им тень — если перед вами кицунэ, вы увидите контуры ее истинного облика. Кроме того, в человеческом облике кицунэ часто сохраняют хвост, который можно разглядеть, особенно в условиях современной моды. И еще. Даже многомудрые и опытные лисы испытывают животную антипатию к собакам и не всегда могут ее скрыть.
Континентальные коллеги кицунэ обладают сходными способностями, но отличаются происхождением и характером. В Китае и Корее лисы-оборотни считаются демонами, так что человеку от них ничего хорошего ждать не приходится. Так, одна корейская лисичка, родившись в человеческой семье, с помощью хитрости и вероломства убила и съела отца с матерью и двоих из трех братьев. Старшему посчастливилось уцелеть, и он сжег сестру-предательницу с помощью магического огня. И поделом — потому что у корейских оборотней есть выбор. Отказавшись от мяса и убийств на тысячу дней, кумихо может навсегда стать человеком и избавиться от врожденной злобы. Только вот «мочь» не значит «хотеть».
Страшнее мышки зверя нет
Гиена-оборотень родом из Африки. Чаще всего это животное-людоед, на время принимающее облик очередной жертвы. Довольно часто гиены ассоциировались с кузнецами, которым на всех широтах приписывают магические способности, а в Эфиопии местные христиане обвиняли в принадлежности к племени гиен-оборотней своих соседей-иудеев.
У нас «тануки» почему-то упорно переводят как «барсук-оборотень», хотя вообще-то он енотовидная собака.
Прямая противоположность гиенам — символизирующий счастье и благополучие японский тануки. У нас «тануки» почему-то упорно переводят как «барсук-оборотень», хотя вообще-то он енотовидная собака. Изображения тануки, эдакого пузатого симпатяги с гипертрофированными мужскими первичными половыми признаками, в Японии попадаются сплошь и рядом. Кстати, об этих признаках — они у оборотня многофункциональны, при необходимости могут увеличиваться в размерах и служить хозяину хоть одеялом, хоть домом, кроме того, там, похоже, и хранится счастье, которое енотовидный «барсук» приносит людям. Соответственно, чем они больше, тем... ну, вы понимаете.
Тануки — сибариты, большие ценители сакэ (если в сакэдельне нет тануки — хорошего продукта не жди) и ритмической музыки, использующие в качестве ударного инструмента собственное пузо, но внешнее добродушие — не повод относиться к тануки без должного почтения.
Эти милые толстяки способны оборачиваться не только людьми, но и вещами, а при необходимости поставят на место самую умудренную кицунэ, ибо «лиса — оборотень в семи обликах, а тануки — в восьми». Неудивительно, что при таких талантах они приносит удачу еще и в бизнесе.
А вот от оборотней-мышей один вред и расстройство.
Оборотень этот не кто иной, как старая мышь. Прожила она на свете несчетное множество лет и стала кровожадным чудовищем, ибо нет такой твари, плоти которой она б на своем веку не отведала. Она не боится ни огня, ни воды, и никакие заклятья и амулеты изгнать ее не в силах. Оборотни вроде этой старой мыши искусно принимают сотни разных обличий; их способности к превращениям с древнейших времен и по сей день не имеют себе равных. В Китае, к примеру, при династии Сун подобная мышь оборотилась самозваным императором Жэнь-цзуном. И сам Бао-гун, разбиравший их тяжбу, не смог уличить оборотня. Пришлось обращаться к его величеству Самодержцу Нефрита и почтительнейше просить у него на время кота с яшмовыми глазами; тогда только мышь лишилась своей волшебной мощи, предстала в подлинном своем естестве и пала от кошачьих зубов. Увы, сейчас в Небесном дворце очень много книжных хранилищ, кот с яшмовыми глазами стережет их, и заполучить его будет трудно.
«Сочинения, оставленные государем Тхань Тонгом из дома Ле»
В Китае при императоре Сунс- кой династии Шэнь-цзуне мышь родом из Цзинь-лина поменяла старые своды законов, вызвав мятежи и возмущения.
Оборотни-мыши, принимая облик отсутствующих супругов, рвутся на супружеское ложе, но сожительство с ними подрывает здоровье, а разоблачение может и вовсе довести до инфаркта. Попробуйте вообразить себе «пятицветную мышь с усами, белыми как снег, и висячими когтями на всех четырех лапах», весящую «никак не менее тридцати канов» (1 кан — 3,75 кг), тут любой вербер зайчиком покажется. Такая мышь, «выедая глаза у покойников», «становится мышиной царицею и разгуливает по ночам, укрываясь на день в потаенных глухих местах. В Китае при императоре Сунской династии Шэнь-цзуне мышь родом из Цзинь-лина поменяла старые своды законов, вызвав мятежи и возмущения. А после клика Цай Цзина и Тун Гуаня, пользуясь обстоятельствами, ввергла династию Сун в ничтожество, и она потеряла трон...» О боги, кошку мне, кошку!!..
Люди-кошки
Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком оторвавши от себя, кинула ее на пол; опять крадется страшная кошка. Тоска ее взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу.
Н.В. Гоголь, «Майская ночь»
Легенды о людях, способных превращаться в представителей кошачьего племени — от простых домашних мурлык до могучих тигров — существуют на всех населенных людьми континентах, за исключением Австралии. Ибо там кошек не водилось.
Если в средневековой Европе умение превращаться в кошачьих приписывали ведьмам и колдунам, о чем, в частности, сообщает пресловутый «Молот ведьм», то в желтой жаркой Африке таковым умением наделяли отпрысков богов. Считалось, что последние навещают бренную землю в образе львов или леопардов и зачатые ими смертные дети могут унаследовать от отцов способность принимать звериный облик. А размножались африканские люди-леопарды колдовством. Подмешивали кому-нибудь специальное вещество в еду, а потом говорили ему, что все, он теперь леопард. Представьте себе — верили.
Жрец решил. Народ, согласный
С ним, зарезал мать мою:
Лев пустынный, бог прекрасный,
Ждет меня в степном раю.
<...>
Как куренья, пахнут травы,
Как невеста, я тиха,
Надо мною взор кровавый
Золотого жениха.
Николай Гумилев, «Невеста льва»
В Азии весьма почитают тигра. В него и превращаются — причем в разных странах по-разному. Китайцы, было дело, вообще грешили на соседей, будто те только притворяются людьми, а на самом деле... Так и жили в своей Поднебесной в окружении тигров, пока не надоело. В более поздних легендах вина за появление оборотней возлагается на духов. Неупокоенные души убитых тиграми людей так и норовят вселиться в человеческое тело, и ни к чему хорошему это не приводит. Недолюбливали оборотней-тигров и в Индии, полагая склонными к каннибализму колдунами.
В Индонезии оборотни ведут себя лучше. Тигриный вид принимают по ночам и исключительно для защиты своих владений. На людей же нападают либо оголодав, либо из мести. Вопрос о том, сохраняет ли оборотень в животной форме человеческий разум, у индонезийцев остается открытым.
Зато в доколумбовой Америке сомнений на сей счет не возникало. Ольмеки и ацтеки полагали ягуара божественным животным. Поэтому шаманы принимали облик самой крупной из обитающих в Америках кошек, чтобы защищать свои племена от злых духов, и пользовались заслуженным уважением.
Если вы встретили оборотня
Спрашивает юноша:
— Это правда, что ты жэньшэнь-оборотень?
Отвечает девушка:
— Правда.
Говорит ей юноша:
— Слыхал я, будто все живое и неживое, что в оборотня превращается, зло человеку приносит.
Спрашивает девушка:
— Да разве я хоть какое-то зло тебе причинила?
Китайская сказка «Женьшень-оборотень»
Прежде всего выясните его происхождение. Сейчас, когда нас захлестывает волна китайских товаров, вам легко может достаться милый сувенирчик, который окажется на поверку зловредной тварью... да и вообще правила поведения с нашими родными волколаками или двоюродными вервольфами при встрече с восточными гостями не работают или работают плохо.
С японскими живыми оборот- нями будьте взаимно вежливы, сохраняйте самообладание и чувство юмора, а если от вас чего-то настойчиво добиваются, уступите.
Оборотня-вещь главное вов- ремя распознать, догадаться, что не человек это, а предмет. Тогда многие из них пугаются и теряют силу.
С японскими живыми оборотнями будьте взаимно вежливы, сохраняйте самообладание и чувство юмора, а если от вас чего-то настойчиво добиваются, уступите — скорее всего они требуют не зря. Японские звери-оборотни, от лис до моллюсков-кубарок (представляете себе моллюска-оборотня?), хоть склонны к розыгрышам и порой перебирают в них меру, людей понимающих ценят. Если вы им понравитесь, лучшего и пожелать нельзя. Особенно если оборотень — лиса или журавль. Из них выходят прекрасные мужья и жены — только любовь обязательно должна быть взаимной. Вышесказанное не относится к паукам и прочим враждебным существам, но они, если быть точным, и не оборотни вовсе, а нечисть.
Оборотня-вещь главное вовремя распознать, догадаться, что не человек это, а предмет. Тогда многие из них пугаются и теряют силу. Если попался особо зловредный, лучше вызвать специалиста. Обидно пострадать от пережившего свой срок фонаря, веника, зонтика или старого документа. Не рекомендуется вступать с предметами-притворщиками любой национальности в пререкания, а также в научные, политические и религиозные диспуты.
На горе Ванъушань в хижине, крытой соломой, жил старый буддийский монах. С утра до вечера он читал сутры. Монах питался только лекарственными травами и семенами сосны и каждый раз после еды совершал омовение в горной речке. Монах прожил в горах не один год, и мало кто знал о нем. Как вдруг однажды к нему в хижину на ночлег стал настойчиво проситься некий даос в ветхой одежде. Старый монах был человеком замкнутым. К тому же ему не понравилась вульгарность гостя, так что он отказался.
Даос снова и снова упрашивал его: «Учение Дао и буддизм недалеки друг от друга. Сначала был первозданный хаос, а уж потом явился Будда. Вы, наставник, — буддист, а я — даос. Так почему бы вам не впустить меня только на одну ночь, почему бы не повести со мной чистую беседу?» Старый монах отвечал: «Я — буддист и не представляю себе, в чем даосизм может сравниться с буддизмом».
Даос возразил: «Дао существовало прежде, чем начались бесчисленные кальпы, и смогло породить Небо, людей и все сущее. Вот он, мой Путь, — он причиной тому, что есть Небо и Земля, люди и все сущее. В незапамятные времена все люди уже знали о Пути и почитали его. А вы, наставник, о нем не знаете. Так что вы и не человек вовсе».
Так долго они пререкались. Наконец старый монах, меняясь в лице, промолвил: «Что ж, и такие люди, как вы, нужны. Ведь если бы вас не было, тотчас опустел бы ад непрестанных страданий!» Даос в гневе протянул вперед руку, собираясь ударить старого монаха. Но монах лишь сложил ладони и закрыл глаза.
Мимо шел крестьянин с вязанкой хвороста. Он увидел эту сцену, удивился и догадался, что монах с даосом обсуждают преимущества своих учений.
Тогда несший хворост засучил рукава и стал выговаривать спорщикам: «Вас обоих отец с матерью породили, а вы их не кормите. Вы живете на землях императора, но подданными себя не признаете. Не пашете, но сыты, не выращиваете шелкопрядов, но одеты. Вы не только крадете средства к существованию у других людей, но еще и спорите, что лучше — буддизм или даосизм. Нечего занимать место на нашей горе и будоражить людей, которые здесь живут!»
Немедленно он поджег хижину и бросился на собеседников с топором, желая их убить. Старый монах, перепугавшись, юркнул в землю и обернулся железным гонгом. Даос тоже быстро превратился в черепаший панцирь. Тогда стало понятно, что это были всего лишь вещи-оборотни».
Притча взята из «Тай пин гуан цзи» («Обширные записи годов Тайпин»), цзюань 370
Вот так... Натыкаешься на страшно умный спор, а это, оказывается, вещи-оборотни развлекаются. Или не оборотни. Тут, впрочем, уместно вспомнить, что бросаться с топором на тех, кто не пашет, не выращивает шелкопрядов, но сыт, одет и дискутирует, — действие уголовно наказуемое, так что не рубите, не разобравшись.
Силки-тюлени — и друзья, и супруги лучше некуда, только подглядывать за ними не нужно, будет горе.
С теми, кто made in China, лучше сразу как заподозрили, звать специалиста. Если это не лиса и не женьшень и вы не хотите срочно жениться.
Со змеями наоборот — не пускать и не жениться. Хорошо не кончится, хотя дети порой рождаются на зависть. Силки-тюлени — и друзья, и супруги лучше некуда, только подглядывать за ними не нужно, будет горе.
Ну а львов и леопардов — аккуратно вычислить и убить, больше с ними, если поблизости нет великого знахаря, делать нечего. Как и с мышами.
О мышь, мышь! Отчего ты столь зловредна и скрытна? Почему нрав твой так отвратителен?
«Сочинения, оставленные государем Тхань Тонгом из дома Ле»
Существуют меры предосторожности и для того, чтобы не угодить в оборотни самому. Не надевайте чужие шкуры, сомнительные пояса и непонятные амулеты, не позволяйте себя проклинать и кусать, а будучи укушены, немедленно обратитесь к специалисту. Василисам, если они прекрасные, не следует садиться в машины к незнакомым кощеям, а если премудрые — принимать участие в плохо изученных ритуалах, даже в сугубо научных целях.
Оборотни в играх
В обширном списке смертельных врагов Чудо-Женщины из вселенной DC Comics одно из первых мест занимает оборотень по имени Чита. В прежней жизни эту даму звали Барбара Минерва, и была она известным археологом. Пока во время одной из африканских экспедиций не приняла участие в древнем ритуале, после которого в нее вселился дух местной богини. Результат превзошел все ожидания. Теперь каждое полнолуние Барбара превращается в получеловека-полугепарда. Сохранив гуманоидное строение тела, почтенная археологиня обзавелась повадками хищницы и прилагающимися к оным аксессуарами: шерстью, клыками и хвостом.
В последние годы пошли в наступление крысы-оборотни; они встречаются в мирах D&D, Legend of the Five Rings и Magic: The Gathering. Как и большинство современных оборотней — в отличие от мифологических предков, — эта публика не ограничена в выборе лишь формами человека и животного. Действительно, много ли навоюешь, превратившись в заурядного пасюка или домашнего кота? Сегодня большинство оборотней умеет превращаться в существо, сочетающее в себе человеческое и животное. От людей заимствуется строение тела, прямохождение и разумность, от зверей — форма головы, волосяной покров, клыки и обостренные чувства.
Теоретически в мирах D&D можно встретить оборотней-бизонов, баранов, кабанов и даже пауков. На практике популяция этих созданий настолько мала, что проще найти дракона-вегетарианца.
Гораздо большего внимания заслуживают скинволкеры — оборотни-универсалы из легенд американских индейцев. Они превращаются в любое животное по собственному выбору — достаточно набросить на себя соответствующую шкуру. Особенной популярностью среди скинволкеров пользуются волки, койоты и вороны. Некоторые утверждают, что скинволкеры способны копировать любую внешность, для чего достаточно просто посмотреть образцу в глаза. Правда, чтобы овладеть такими талантами, требуется сотворить нечто экстраординарное — чаще всего совершить жуткое злодеяние, вроде убийства ближайших родственников.
В мирах D&D встречается как врожденная ликантропия, так и благоприобретенная.
|
Крысы были в числе первых оборотней, появившихся в D&D, — пока фантазия разработчиков не добралась до более экзотических животных.
|
Оборотни «Мира Тьмы»
Самой обширной галереей оборотней может похвастаться «Мир Тьмы». Здесь оборотнем нельзя стать — им можно только родиться в одном из древних народов, каждый из которых был создан духом Земли Геей со своей специфической целью. Виды оборотней «Мира Тьмы», в свою очередь, делятся на племена, обладающие теми или иными талантами. Источником для сверхъестественных способностей этих созданий служит мир духов Умбра.
Поскольку способность превращаться в животных не имеет ничего общего с проклятием, местные оборотни не привязаны к лунному циклу и способны менять обличье по собственному желанию. У большинства оборотней «Мира Тьмы» есть пять форм: человеческая, звериная и три промежуточных.
Доминирующей и самой многочисленной расой и здесь оказались вервольфы, воины и защитники Земли от силы хаоса и разрушения, именуемой Червем. Вервольфы, или, как они сами называют себя, — гару, были не первыми оборотнями на Земле, зато самыми сильными и многочисленными. Возгордившись, они развязали Войну Ярости против прочих детей Геи, именуемых фера, и победили, вырезав некоторые виды поголовно. Лишь немногочисленным осколкам некогда великих племен удалось скрыться в глухих уголках планеты.
Меньше других пострадали бастеты, наделенные даром превращаться в разнообразных кошек. Они считаются последним, самым совершенным творением Геи и призваны раскрывать и хранить секреты. Большинство бастетов одиночки, хотя до Войны Ярости иные правили целыми народами.
Ближайшие родичи гару — гиены аджаба — появились на свет, чтобы служить стражами Африки, где для вервольфов слишком жарко. Кровные узы не спасли гиен — своих младших братьев-конкурентов гару истребляли с особой тщательностью.
А вот с могучими гуралами вервольфам справиться не удалось. Оборотни-медведи знамениты целительным даром и близостью к Гее, которую готовы защищать до последней капли крови.
Оборотни-ящеры моклое олицетворяют мудрость и память фера. Они из поколения в поколение передают знания, сохранившиеся еще с эпохи динозавров, — а некоторые даже способны принимать облик реликтовых ящеров.
Рэткины относятся к редкой породе оборотней, предпочи-
тающих города дикой природе.
Противостояние чело-
веческой и звериной натуры стало основной темой «оборотничес- кой» линейки нового «Мира Тьмы».
Достигнув зрелого возраста, рокеи перестают стареть и могут умереть, лишь пав в бою.
|
Пауки ананаси стоят особняком: они умеют превращаться не только в арахнидов размером с человека, но и в целую армию маленьких паучков. Вороны кораксы считаются самыми слабыми из фера и почти бесполезны в прямом столкновении с Червем, зато это лучшие в «Мире Тьмы» разведчики. Лисы кицунэ отличаются познаниями в области магии, а койоты нувиши могут похвастаться легкомысленным нравом и особой близостью к миру духов.
Аписы — оборотни-быки — по- гибли все до единого. Последним из них был знаменитый Минотавр.
Роль рэткинов была самой неблагодарной — Гея заповедо- вала им контролировать людей и их численность.
Аписы — оборотни-быки — погибли все до единого. Последним из них был знаменитый Минотавр. Почти не встречаются в наши дни и змеи наги, некогда служившие воплощением справедливости Геи. Ну а защиту морей и океанов Гея доверила рокеям — они рождаются обычными акулами, но со временем в них пробуждается сознание и сверхъестественные способности.
Оборотням-крысам рэткинам посчастливилось пережить Войну Ярости почти без потерь и заключить с опомнившимися вервольфами мирное соглашение. Изначально же роль рэткинов была самой неблагодарной — Гея заповедовала им контролировать людей и их численность. Со временем эта обязанность толкнула крыс на грань безумия.
Такое разнообразие видов оборотней, как в «Мире Тьмы», встречается нечасто — соперничать с ним может разве что цикл городского фэнтези Лорел Гамильтон об охотнице на нечисть Аните Блейк. Леопарды, лебеди, гиены, львы, змеи, медведи — кого там только нет! Главное отличие заключается в том, что в мире Аниты Блейк оборотни, как и прочие монстры, живут в США абсолютно легально и считаются полноценными гражданами — просто неизлечимо больными. Любой человек может заразиться вирусом ликантропии, если его покусает оборотень, — последнему при таком раскладе грозит казнь, без всякой надежды на снисхождение и помилование.
Так было в старом «Мире Тьмы». Не исчезли оборотни из вселенной и после ее перезапуска в 2004 году — а вот их история и образ подверглись серьезному переосмыслению. Согласно новой мифологии, в каждом человеке живет душа зверя и, если она пробудится, быть человеку оборотнем, а превращаться он будет в того зверя, с которым у него существует мистическая связь. Вариантов, сами понимаете, в избытке. Беда в том, что дух животного не признает законов цивилизованного мира, и оборотень со временем рискует утратить человечность и контроль над собой.
Когда речь заходит об оборотнях, подобные неудобства возникают постоянно. Да, у людей-животных можно отыскать массу достоинств — начать хотя бы с того, что они живучей, сильней и быстрей обычного человека, но и цену за это приходится платить немалую. Однако, призвав на помощь волшебство, можно и яйца не разбить, и яичницей полакомиться.
Маги-перевертыши
ками превра-
щенцы считают вервольфов и тигров-оборотней.
Со времен первых редакций D&D штатным специалистом по превращению в животных является друид. В самом деле, сложно найти класс персонажей, который был бы столь близок к дикой природе. Даже неопытные друиды умеют превращаться в небольших животных, вроде мыши или сокола, что делает их идеальными разведчиками. Со временем им становятся доступны и боевые формы — не успеете оглянуться, как безобидный эльф-лесовик обернется медведем и разорвет противника на части.
Эннеари спрыгнул с коня, подошел, вгляделся.
— Что это? — вырвалось у него.
— Вывертень, — ответил принц, силясь сложить дрожащие губы в усмешку. — Не слыхал про таких? Хотя где тебе... это не ваша магия.
— Оборотень? — недоверчиво переспросил Арьен.
— Вывертень, — поправил принц. — Маг, который может обернуться кем угодно. Не просто оборотень, а профессиональный. Работа у него такая.
Элеонора Раткевич, «Таэ эккейр!»
Для тех, кто не хочет ограничивать себя обликом одних лишь диких зверей, в игре Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark появился необычный класс престижа — маг-превращенец. В отличие от коллег по магическому цеху превращенец практически не нуждается в магических свитках, оружии, амулетах. Зачем ему это барахло, ведь он с каждым уровнем обзаводится новыми боевыми формами: начав с маленького дракончика, едва ли превосходящего размерами кошку, он добирается до демонов, големов и даже древних драконов — естественно, перенимая все способности этих существ.
Превращенец оказался очень интересен в игре, но, пожалуй, слишком уж силен, и с выходом четвертой редакции D&D его переквалифицировали из класса в расу. Актуальные превращенцы — это те же оборотни, с той лишь разницей, что они не способны принять облик полноценного человека и те или иные звериные черты всегда будут выдавать в них потомков ликантропов.
по «характеру».
Во вселенной Jade Empire главный герой — мастер боевых искусств — может освоить несколько стилей боя, позволяющих ему превращаться в таких смертоносных существ, как нефритовый голем или жаба-демон. Пожалуй, стили превращения — самое смертоносное оружие в арсенале протагониста игры. Одна беда: долго крушить врагов в облике гигантского голема не выйдет — иссякнет драгоценная энергия ци.
В мире Dragon Age: Начало магия, позволяющая чародею менять свой облик, находится под негласным запретом — большинство членов Круга Магов даже отрицают существование таковой. Тем не менее живущие в диких краях ведьмы, долийские эльфы и чародеи, не признающие власти круга, зачастую овладевают заклинаниями, которые позволяют превращаться в паука, медведя или стаю ос. Особыми талантами в этой области магии обладала легендарная ведьма Флемет, выучившаяся оборачиваться настоящим драконом, — но подобное мастерство уникально.
Оборотни авторских миров
ротня — единственный шанс стать Иным.
чаются черные, которые, набросив боевую шкуру, не могут контролировать свои действия.
Анимагия — одна из немногих сфер чародейства в мире «Гарри Поттера», которая не требует применения волшебной палочки. Правда, освоить это искусство крайне сложно и опасно — хотя даже в звериной форме волшебник полностью себя контролирует. Как бы то ни было, каждый практикующий анимаг обязан зарегистрироваться в Министерстве Магии; некоторые, правда, предпочитают избежать этой нарушающей свободу личности процедуры. Именно так поступили Джеймс Поттер, Сириус Блэк и Питер Петтигрю — что позволило последнему долгое время скрываться, приняв вид ручной крысы.
Во вселенной «Дозоров» темные оборотни и их светлые кузены маги-перевертыши, наряду с вампирами, относятся к самому низшему классу Иных. И те и другие могут перекидываться в любой момент по собственному желанию — преимущество перевертышей заключается в том, что они не ограничены всего лишь одной звериной формой, как оборотни.
В «Тайном Городе» Вадима Панов оборотни — моряны — появились на свет в результате экспериментов волшебниц Великого Дома Людь с генетическими кодами своих сородичей. Все до единой моряны — женщины, перекидываются же эти милые дамы в рогатых человекообразных монстров, вооруженных смертоносными когтями и ядом. И яд, и рога морян очень высоко ценятся на рынке Тайного Города, добыть их, впрочем, непросто — мало кто способен сравниться с моряной в рукопашном бою.
А как же люди-волки, спросите вы, а также их ближайшие родичи — медведи? Будут. Античные и современные, голодные и влюбленные, воинственные и прячущие под шкурой скрипки, одинокие и сбивающиеся в стаи. Говорить об оборотнях и не сказать о волках — то же, что говорить о волшебных кольцах и не сказать о Едином, но именно поэтому они (волки, хотя и кольца тоже) заслужили отдельную статью. Зажжем синий импортный фонарик и начнем...