Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то — что те плошки!
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Петр Ершов, «Конек-Горбунок»
Из всех мифических сущностей ближе всех к людям во всех смыслах находятся черти, а что мы знаем о чёрте? «Ничего, да и то не всё». Да, всем ведомо, что чертей множество и у них имеются рога, кулички, мать, бабушка, перечница и кукла. Черти берут, побирают, носят, шутят и попутывают, бывают зелеными, пегими и полосатыми, иногда ломают ногу, а в некоторых местах им становится тошно. Сам черт далеко не каждому брат, поминать его себе дороже, а искать с большой долей вероятности следует в тихом омуте, на дне бутылки или же в Каунасе. В музее.
На этом нашим знаниям и конец, а ведь вернейшие и активнейшие спутники человечества заслуживают большего.
Двуногие без перьев
Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт.
Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»
Черти млекопитающие, прямоходящие, обладающие речевым аппаратом. Значительная часть тела покрыта темной кудлатой шерстью, более всего напоминающей козлиную. Видят в темноте. Могут принимать вид лошади, козла, собаки, кошки, медведя, обезьяны, жабы, вороны, филина, быка, змеи, летающего дракона, бестелесной тени. Успешно скрещиваются с людьми, причем гибриды способны к дальнейшему размножению, что подтверждено столь уважаемыми людьми, как Гиральд Камбрийский.
Гибриды сами по себе тоже бывают уважаемы. Так, граф Анжуйский (неизвестно какой, но чаще всего называют Жоффре Серую Мантию или его сына Фулька Черного) женился на Мелюзине, дочери Сатаны, и жил с нею в браке долго и счастливо, пока в силу каких-то обстоятельств супруга не была вынуждена отстоять мессу. Когда священник подошел к ней с причастием, графиня со словами: «Ну, это уж слишком!» — вылетела в окно прямо сквозь витраж, забрав с собой двух из четырех родившихся в браке детей. Сомнений сие ни у кого не вызывало, а святой Бернар говорил о произошедших от анжуйской династии Плантагенетах: «От дьявола они пошли, к дьяволу и уйдут». Сами Плантагенеты предками гордились, а в соборе Анжера до сих пор показывают тот самый витраж.
Навязывали черту в родственники и Наполеона — правда, больше из вредности, — но вернемся к нашим чертям. Как правило, снизу они парнокопытны, но бывают и непарно. Последние, видимо, происходят от селенов, речь о которых впереди. В число характерных особенностей черта входят также когти на передних конечностях, длинный хвост и рога, которые в совокупности с копытами позволяют сделать определенные зоологические выводы.
Как-то один из друзей великого Кювье, решив подшутить, надел шкуру дикого барана, вошел в спальню зоолога и разбудил хозяина криком: «Сейчас я съем тебя!» Увидев гостя, Кювье спокойно констатировал: «Рога, копыта — значит, травоядное. Нет, ты меня не съешь».
Точных данных о том, едят ли черти людей, наука не имеет, но люди чертей едят. Морских.
Морского черта, он же морской скорпион (длина до 200 см, вес до 40 кг), красавцем не назовешь при всем желании. Приплюснутое тело, кожистые наросты, голова в полтуловища, огромная зубастая пасть... Мало того, по краю челюсти и губ свисает шевелящаяся бахрома, на спине торчат тонкие колючки с шаровидным утолщением на конце, а за глазами имеется нарост со светящимся «фонариком»-приманкой. Будучи мастером маскировки, морской черт почти незаметен на фоне дна, где и лежит, подкарауливая добычу — морского угря, барабульку, даже небольших акул. Жертва заглядывает на «огонек», пасть открывается, с шумом засасывая воду вместе с добычей. Рассказывают, что в брюхе морского черта длиной 65 см обнаружили треску длиной 58 см.
Этим таланты «морского черта» не исчерпываются. Он лихо «прыгает» по дну, за что его прозвали «лягвой», и при необходимости задерживает на несколько минут дыхание, но люди ценят его не за это, а за белое, плотное, лишенное костей и чрезвычайно нежное мясо. Особенно любим морской черт во Франции, где его готовят множеством способов, а голову, если удается ее заполучить, используют для супа.
...Мефистофель
Был родом немец и любил картофель.
М.Ю. Лермонтов, «Пир Асмодея»
Черт за обе щеки хлеб уписывал,
Брезговать не стал и коньяком.
Владимир Высоцкий, «Про черта»
По логике Кювье черти должны быть травоядными, но тут возможны нюансы. Физиономия ряда чертей украшена свиным пятачком, а свинья — создание всеядное; правда, некоторые черти по слухам пошли еще дальше и вместо орехов грызут камни. Зато другие — истинные гурманы, сиживавшие за лучшими столами и знающие, как, к примеру, употреблять устриц. Ну и, само собой, черти курят и пьют все, что горит, по некоторым данным предпочитая денатурат.
Что до прочих особенностей, то «кто-то уверяет, что черти востроголовые, как птицы сычи, а многие, сверх того, уверены, что эти духи непременно хромые. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения всего сонма бесов с неба».
Кстати, о птичках и ногах. В еврейском фольклоре у чертей птичьи ноги, тогда как во всех иных традициях они копытны. Почему? Раввин, которому был задан такой вопрос, сослался на то, что «Земля олицетворяет этот мир, а ноги — связь с этим миром. В этом аспекте существует большое сходство между чертями и птицами — точно так же, как у птиц — только частичная связь с землей (значительную часть своей жизни они проводят в воздухе), что выражается в относительной слабости их ног. Так и у чертей: их связь с материальным ограничена. И это, может быть, то, что намеревались сообщить нам мудрецы, говоря, что у чертей птичьи ноги».
Простая чертовская жизнь
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
А.С. Пушкин, «Бесы»
Большинство чертей постоянно проживает в пекле, где и трудится, не покладая лап, подчиняясь воистину адской дисциплине, — но есть немало чертей-индивидуалов, обитающих в болотах, озерах, лесах, заброшенных постройках, а самые наглые умудряются освоить даже церкви. Разумеется, лишь те, где не все слава богу.
О том, как живется рядовым труженикам котла и сковородки, вспоминают нечасто, но жизнь у них не мед. Работа до тринадцатого пота, придирчивое начальство, периодически возникающие конфликты в самом коллективе...
Черт махнул рукою и сказал:
«И там не тот товарищ правит бал!»
Владимир Высоцкий, «Про черта»
Существование не охваченных коллективизацией чертей много легче. Они чаще всего живут семьями и кланами, играют свадьбы, заводят потомство, флиртуют с окрестными ведьмами, ходят друг к другу в гости выпить кружечку-другую, перекинуться в кости или в картишки. «В игре для чертей нет удержу и не установлено законов: проигрывают все, что есть за душой», из чего следует, что душа у чертей все-таки имеется.
Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится перенимать и передразнивать один другого... Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!
Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»
Когда черт женится на ведьме, молодые и гости устраивают пляски и игрища, но людям видны лишь возникающие на перекрестье дорог пыльные (снежные) вихри. Если в такой вихрь бросить нож — смерч исчезнет, на земле или на снегу останутся следы копыт и пятна крови, а ведьма еще долго будет ходить с повязкой на лице или на руке. О случаях ранения жениха не сообщалось, но мстить нечисть будет. И, между прочим, ее можно понять — кому понравится, когда хулиганы зрени... то есть свадьбу портят!
Чертовы дедушки
Появление чертей в их нынешнем облике не то чтобы загадочно, просто сам процесс остался за кадром. В период становления христианского искусства очень многое вообще не изображалось, так что ступеней трансформации мы не знаем. Жила-была всяческая античная чисть и нечисть, и вдруг хлоп — черти. Рогатые, козлоногие и пакостят. Вот от рогов плясать и будем.
Изначальных природных демонов у греков имелось не столь уж и много. Две группы множественных да бог Пан, внешне более козел, нежели человек. В общем-то добродушный пастушеский покровитель не только имел рога, копыта и хвост, но, проживая в лесах, порос шерстью, чего не было у развеселых спутников Диониса, низших духов-сатиров, и рогатого, но лошадинокопытного Селена.
В поздней античности Пан и Селен непонятным образом размножились. Получившиеся селены, паны и паниски (панчики) примкнули к свите Диониса, а он был богом очень популярным, за что ранние христиане его и произвели в ведущие бесы. Да, сам Дионис никогда не изображался со звериными чертами, являя собой то симпатичного пожилого бородача, то очаровательного юношу, — но свита, свита... Правда, представить себе развеселого любвеобильного сатира поджаривающим грешников невозможно, но у черта был далеко не один дедушка. Фантазия римлян была не особо богата, и представители низшей мифологии у них обретали зримую форму под влиянием этрусков и греков, у этрусков же были очень страшные демоны преисподней, которые и повлияли на иконографию чертей.
Демоны эти били людей молотами и топорами и вообще всячески терзали, да и рожи у них были соответствующие. Потусторонние мучители отлично увязывались с разухабистыми спутниками Диониса и Паном, который еще и страх насылал. Если уж златокудрый Аполлон превратился в беса, то у рогатых и хвостатых персонажей в христианские времена альтернативы и вовсе не было. Только в черти! Ну а последним античным «приветом», видимо, стала хромота, унаследованная «сброшенными с небес» бесами от сброшенного с Олимпа прокопченного до адского состояния Гефеста.
Ну а сам Люцифер, как и положено черту, родился из неправильного перевода.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы...» Переводя этот кусочек из Исайи о царе вавилонском, Иероним перевел фактически определение планеты Венера как «несущий свет» (от lucem ferre). После чего этот пассаж по аналогии был принят за описание восстания ангелов, и предводитель оного обрел романтическое имя. Дамам и девицам веками снился «дух печально-строгий, принявший имя утренней звезды», поэты посвящали ему поэмы, вольнодумцы и богоборцы поминали всуе. Даже сорт цветов вывели, и это когда большинство рядовых чертей о такой роскоши, как личное имя, могли только мечтать. Неравенство, однако!
Ну а само слово «чёрт» (в старой орфографии употреблялось также написание «чорт»), оно-то откуда взялось? А черт его знает! Словари приводят множество эвфемизмов (враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик и т.д.), и только. В сказках можно встретить упоминания о подземных жилищах чертей, при желании сюда можно приплести слово «чертоги». А.Н. Афанасьев возводил слово «чёрт» к «чёрному» — цвету, обычно ассоциирующемуся со злом, но тогда почему «чёрт», а не «чёрн»?
Еще одна версия отталкивается от ненецкого мифа о «малом народце» сихиртя, сиртя, владевшем в подземном мире стадами мамонтов («земляных оленей»). В славянских устах «сиртя» вполне могли превратиться в черта. Кстати, в не столь уж и давнем прошлом «черт» было довольно сильным ругательством как в русском, так и в других языках, даже уровень брани часто классифицировали как «дальше черта».
Навеки вместе
Мефистофель,
Мне ближе жизненные соки,
Румянец, розовые щеки.
Котам нужна живая мышь,
Их мертвою не соблазнишь.
Иоганн Гете, «Фауст»
«Куда? — закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, — постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя». Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель. Итак, вместо того чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен.
Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»
Основное занятие черта — всячески вредить людям, но это в теории, а на практике есть черти и черти. То бишь есть противники Бога, а есть мелкие пакостники и фольклорная сволочь. И если первые существуют только в христианстве и в тех местах, куда просочились из христианства, то вариант злых духов имеется даже в индуизме.
Черти первой категории страшны, коварны, удачливы, ироничны, непонятны простым смертным, а порой еще и элегантны. Сладить с ними, если они за вас взялись, практически невозможно, разве что впасть в глубочайшую праведность или погибнуть физически, но душу спасти. Бывает, однако, что чертовская элита по тем или иным причинам начинает покровительствовать приличным людям, о чем нам, в частности, поведал Булгаков.
С чертями второго типа умный человек всегда не только сладит, но и останется с прибылью. И неудивительно, так как эта «по-своему несчастная» сила хочет как хуже, а получается как всегда.
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
А.С. Пушкин, «Сказка о попе
и о работнике его Балде»
Особенно чертям не везет с бывалыми солдатами, которым после капралов да сержантов никакая нечисть не страшна, зато с глупым, завистливым, ленивым, жадным управится самый незадачливый бес. Если будет действовать по правилам, сформулированным Лисой Алисой и Котом Базилио. Помните: «На жадину не нужен нож, ему покажешь медный грош» и далее по тексту.
На заметку: универсальными средствами для борьбы с «христианским» чертом до сих пор остаются святая вода и крестное знаменье.
Не только черти влияют на людей, но и люди на чертей. Испанский черт будет отличаться от немецкого, финский от греческого, а грузинский от английского. Славянские черти более или менее подобны, но национальные особенности прослеживаются и здесь. При желании можно сравнить описанного Гоголем украинского черта с пострадавшими от Балды русскими чертями или же чертом белорусским.
Особенностью последнего является любовь к человеческому образу, а именно — к образу пана, паныча (молодого пана). Это худощавый, красивый юноша, одетый франтовато и обязательно — в узкие клетчатые или полосатые штаны, фрак и — тоже обязательно! — шляпу-котелок (один в один булгаковский Коровьев!). Если присмотреться, под фраком можно увидеть хвост, а под шляпой — рожки, но лучше всего намазать глаза специальной мазью, тогда даже шляпа и фрак не помешают. Такой взгляд пронзает все маскировочные оболочки черта и показывает его в истинном виде — мохнатым и копытным.
На заметку: если «паныч» дарит что-то дорогое, подарок обращается во всякую ерунду. Например, золото — в ржавую болотную руду. Зато если презентует нечто бросовое (уголь, например), то это становится, наоборот, чем-то ценным. Чаще всего золотом или драгоценными камнями.
Девушкам же полезно знать о литовском чертике — шпиерасе. Он является на землю исключительно по субботам и только на танцы. Шпиерас прикидывается красивым парнем и начинает морочить девушкам головы. Опознается по копытам, но для этого ему нужно наступить во время танца на ногу. Самое обидное то, что, если парень настоящий, отдавленная нога может отвадить его от неуклюжей партнерши. На радость поганцу-шпиерасу.
Черти вообще обожают стравливать людей, на то они и черти.
На заметку: от черта можно отбиться, если предложить ему выполнить невыполнимую задачу — например, принести воды решетом.
Сам хозяин был черен, как в дегте,
У него были длинные когти,
Гибкий хвост под плащем он прятал.
Жил он скромно, хотя не медведем,
И известно было соседям,
Что он просто-напросто дьявол.
Николай Гумилев, «Тэффи»
Tabula rasa
Порочны ли инфернальные создания по своей природе или, если их воспитать должным образом, способны стать достойными членами общества? Судя по Хеллбою, из черта вполне можно вырастить человека, более того — героя.
На Землю он попал в конце Второй мировой войны, когда нацисты и примкнувший к ним темный маг Григорий Распутин пытались изменить ход событий с помощью оккультных ритуалов. Призванный в наш мир юный чертенок ничем фашистам не помог, и вскоре его подобрали американские военные. На роль сына полка малыш, обладавший в придачу к стандартным внешним чертовским атрибутам громадной каменной кистью правой руки, не годился. Ну и что? Хеллбою нашлось место в рядах Бюро по борьбе с паранормальными явлениями и прочей чертовщиной — он даже не слишком выделялся на фоне коллег, большинство которых можно было назвать людьми лишь с изрядной натяжкой.
Хотя внешне Хеллбой — вылитый черт, злоупотребляющий тяжелой атлетикой, «национальность» у него другая. Будучи плодом порочной связи человеческой ведьмы и демона и стесняясь данного факта, Хеллбой завел привычку подпиливать свои шикарные рога, чтобы не столь сильно походить на исчадие Ада. Любой, кто близко знает этого милого полукровку, подтвердит, что он — добрейшей души создание, верный друг и самоотверженный борец со злом. Недаром в 1952 году Организация Объединенных Наций удостоила Хеллбоя звания почетного представителя человечества. Если что и досталось ему в наследство от предков по отцовской линии, так это резковатый юмор да изрядная разрушительная сила. Но сам он все равно страдает из-за своего происхождения — ему было предначертано стать Зверем Апокалипсиса, и Хеллбой знает, что в глубине его сердца посеяны семена зла, которые еще могут дать всходы.
На заметку: Хеллбой показан всемирно известным и уважаемым членом общества лишь на страницах комиксов. В экранизациях он долгое время вынужден жить в уединении и совершать свои подвиги в тайне от простых людей.
Демоническая кровь сделала Хеллбоя идеальным истребителем нечисти: он необычайно силен и вынослив, владеет некромантией, а правой рукой он может отправить в нокдаун практически любого противника или поймать пулю. Природные таланты, тем не менее, не мешают нашему герою оставаться большим ценителем огнестрельного оружия, которым Хеллбой владеет в совершенстве.
Встретить чертообразного можно и на просторах далекой-далекой галактики. Пусть ничего инфернального в деваронцах нет, сам вид краснокожего рогатого гуманоида с острыми, как у акулы зубами, заставляет представителей многих рас чувствовать себя неуютно.
Содержание вполне соответствует внешнему облику: мужчины-деваронцы известны буйным темпераментом, упрямством и страстью к риску. Неудивительно, что деваронцы одними из первых народов далекой галактики начали осваивать космос. Кроме того, они, как и наши «родные» черти, склонны к хитростям и обману, что частенько заводит их на преступную стезю. Один из самых известных представителей этой расы — контрабандист и жулик Вилмар Грарк — во времена заката Старой Республики и Войн клонов успел и на Дарта Сидиуса поработать, и с джедаями подружиться. Одного из рыцарей находчивый деваронец даже спас от неминуемой смерти, когда на джедаев началась охота.
Черти в играх
Легенда о рыцаре
В современных адских иерархиях черти — зачастую их называют бесами или импами — занимают самые низкие позиции. Беднягам отводится роль пушечного мяса демонических армий.
В сериале Diablo бесы — мелкие, трусливые, но в больших количествах весьма агрессивные создания, поведением и внешностью напоминающие гоблинов. Сложно поверить, что некогда они были могучими демонами, пытавшимися свергнуть самого Дьябло. Восстание провалилось, и разгневанный повелитель Преисподней превратил незадачливых революционеров в мелкую нечисть, орды которой заполонили мир смертных.
Черти зачастую искупают свою физическую немощь огромным количеством и полезными умениями. В стратегической серии Heroes of Might & Magic бесы и черти, оставаясь самыми слабыми бойцами замка Инферно, навострились воровать у вражеского полководца драгоценную ману. Схожую картину мы наблюдаем в дилогии King’s Bounty: импы и их старшие братья импы-насмешники забрасывают противников огненными шарами, умеют выводить из себя неприятельские отряды, враги же на их атаки не отвечают.
Куда большим уважением в игровых вселенных пользуются прямые потомки языческих богов и их спутников. В трилогии God of War сатиры — весьма опасные противники, вооруженные обычно двуручным оружием. Ироничный сатир по имени Пан — искатель приключений, бард и волшебник с восьмисотлетним стажем — стал одним из аргонавтов и спутников Ясона в игре Rise of the Argonauts. Несмотря на почтенный возраст и достаточно миролюбивый нрав, Пан в совершенстве владеет боевым посохом, а если припрет, не стесняется пускать в дело острые рога.
Во вселенной Warсraft встречаются как бесы, так и сатиры. Первые — мелкие подручные чародеев Пылающего легиона, вторым отводится более значительная роль. Предками первых сатиров были эльфы, которых демоны соблазнили обещаниями могущества и величия. Сделки с Пылающим легионом никогда не обходятся без неприятных последствий — под влиянием демонической магии эльфы полностью преобразились. У них появились хвост, рога, копыта и жесткая шерсть на нижних конечностях, острые когти — на верхних...
Новый облик в полной мере отражает изменения во внутреннем мире бывших эльфов — единственными целями в их жизни стали разрушение и причинение страданий окружающим. Стоит ли удивляться, что ночные эльфы ненавидят былых сородичей и истребляют сатиров при первой возможности? Среди сатиров часто встречаются сильные маги, в целом же представители этого вероломного народа не признают честного боя и то и дело устраивают врагам ловушки.
Наиболее комплексным подходом в отношении чертей и их родичей могут похвастаться все же авторы Dungeons & Dragons. Местные сатиры почти не отличаются от своих античных прародителей как внешне, так и по характеру. Они живут на лоне природы, ценят комфорт, праздность и компанию дриад, на первый взгляд дружелюбны, но обожают издеваться над путниками и легко приходят в ярость.
Planescape: Torment
Сатир в World of Warcraft
Бес в World of Warcraft
|
Демоническая сущность чертей нашла отражение в тифлингах — потомках порочной связи человека и потусторонних созданий. От последних тифлинги унаследовали как внешние атрибуты, вроде пресловутых рогов и хвоста, так и неуживчивый, агрессивный характер.
На заметку: с выходом четвертой редакции Dungeons & Dragons внешний облик тифлингов подвергся кардинальным переменам. В прежние времена рожки, острые зубы, хвосты, лишние пальцы не бросались в глаза, так что в полутьме или надев головной убор тифлинг мог сойти за человека или эльфа. Теперь же рога стали неотъемлемым атрибутом этой расы и пышностью этих самых «головных уборов» тифлинги могут соперничать с горными козлами и баранами.
Обыватели относятся к тифлингам по меньшей мере с недоверием, а то и с неприкрытой злобой. Учитывая, что тифлинги склонны к обману и зачастую становятся ворами, убийцами или темными магами, их репутация вполне заслуженна. Сами они платят окружающим взаимностью — даже самые благородные тифлинги отличаются ершистым поведением, едким сарказмом, а друзей заводят с большим трудом.
Несмотря на жутко-
ватый внешний вид, персонажи-тифлинги получают прибавку к обаянию.
Diablo III
Сатиры крайне редко встречаются в компьютерных
играх по мотивам Dungeons & Dragons. |
Благодаря перечисленным качествам из тифлингов получаются очень яркие персонажи, и в последние годы в компьютерных адаптациях Dungeons & Dragons тифлинг — первый кандидат на роль партийного шутника и вора.
Намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!»
Н.В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»
С другой стороны черт не так страшен, как его малюют, и вообще периодически совершает благо, даже если хочет зла. А иногда даже и не хочет, так что да здравствует толерантность и на этом направлении! Да и куда мы денемся от них, а они от нас?