Из первоначальных двадцати пяти одноклассников Дзирта осталось двадцать два. Один был исключен — а впоследствии казнен — за неудавшуюся попытку убить высшего по положению, второй пал на учебном поле битвы, а третий умер естественной смертью: что может быть естественнее кинжала в спину?
Р. А. Сальваторе, «Отступник»
Разговор сегодня у нас пойдет преимущественно об эльфах. Но не о простых, а о темных эльфах. А может, и вообще не эльфах... Итак, прошу любить и жаловать: драу, опаснейшие из обитателей всех известных подземелий. Серые гномы при виде их прикидываются неорганической материей, иллитиды поддерживают с ними уважительный нейтралитет, и даже аболеты предпочитают лишний раз не напоминать о своем существовании. Согласитесь, с такими очаровательными существами нельзя не познакомиться.
Эльфы ли они?
Точка зрения норманнов
Политкорректное наименование «темные эльфы», под которым драу не стесняются скрываться во многих мирах, таит в себе немало загадок.
В самом деле, одновременно с эльфами обычными, «светлыми», наши варяжские сородичи упоминают и неких темных эльфов — свартальфов, или вэттиров, живущих в недрах земли — в Свартальфсхейме и Нидавеллире.
Вот тут и начинается путаница, да какая!..
Вэттиры нам с вами хорошо знакомы и проходят по совсем другому департаменту: они относятся к области противоестествознания. Слово «вэттир» в английском языке звучит как wight, переводчики Толкина нашли для него популярный перевод «умертвие».
Что до свартальфов — у множества авторов мы находим указание на то, что они вообще не эльфы, а... гномы. Что это слово означает то же, что и «цверг». Нечто коренастое, бородатое и с кайлом. Но и это не так очевидно, как может показаться на первый взгляд: есть сведения о темнокожих и безбородых темных эльфах, которые хоть и живут в пещерах, но на гномов никак не похожи.
Некоторые ученые полагают, что следует разделить два разных вида существ: свартальфов (буквально это переводится как «черные эльфы» и дёккальфов («темные эльфы»). Свартальфов в таком случае спокойно можно отождествить с гномами, а дёккальфов — с темой нашего сегодняшнего разговора.
Точка зрения кельтов
Быть может, стоит искать корни этого народа с другой стороны — по слову «драу»? В современных бестиариях и статьях можно встретить утверждение, будто слово это не имеет древних корней и придумано для нужд игр, — но это совершеннейшая чепуха.
Скорее всего, авторы этих текстов просто искали не там. Немудрено: в легендах это слово обычно звучит как трау или тров (trow, trowe).
Кто такие трау? Чаще всего речь о них заходит в преданиях Шетландских и Оркнейских островов, но встречаются упоминания и в бретонских, и в шотландских сказаниях.
Упоминания эти во многом противоречивы: некоторые сказки описывают трау как великанов, другие — как карликов; все сходятся, однако, в том, что живут они под землей, а как запихать великана в пещеры? Ответ тоже найдется в легендах: дело в том, что трау способны менять свой размер. Вообще-то они ростом поменьше человека, но не с палец величиной, а куда поболее — где-то по грудь; однако их волшебство позволяет им делаться хоть гигантами (чтобы крушить людские поселения), хоть лилипутами (чтобы скрыться от возмездия).
Трау темнокожи; где-то упоминается угольно-черный цвет, где-то — цвет дубовой коры. Волосы их бывают, судя по всему, белыми, соломенно-желтыми и ярко-рыжими, брюнетов почти не встречается.
Солнечного света трау то ли не выносят, то ли, как минимум, опасаются. Часть их обитает в подземных пещерах гигантских размеров, часть довольствуется... могильниками. Может, связь между ними и умертвиями (вэттир) не так уж надумана?
Одна из самых ненавистных для трау вещей на свете — запертая дверь. Эту фобию часть исследователей также связывает с гипотезой, что трау — духи умерших. Помните, у вампиров тоже есть проблемы со входом в чужой дом?
(Распространена и другая версия: трау — родичи троллей. Слова созвучны, но внешнего сходства не видать. Ни нескладных длинных рук и ног, ни гигантских носов... Прямого родства с сидами, которых считают родней эльфов, не указано нигде.)
Копать собственные ходы трау умеют плохо — это еще раз доказывает, что с гномами их путать не следует. Зато отлично умеют выживать из подземелий их обитателей. Впрочем, в одной из легенд есть упоминание, что будто бы трау еще в X веке, задолго до консорциума Трансманш, построили тоннель между Англией и Францией...
Оркнейские трау сравнительно безобидны. Как и многие волшебные народцы, они способны напакостить по мелочам, но иногда даже помогают. Если их очень сильно разозлить — могут поджечь дом или угнать скотину. А вот их бретонские и шотландские сородичи воинственны чрезвычайно; на их счету немало уничтоженных деревень и даже городов.
Как именно сражаются трау, в точности неизвестно. В образе великанов они действуют как типичные великаны: размахивают дубинами (стволами небольших деревьев) или швыряют валуны. Но иногда они нападают и в других формах, и что делают при этом — неведомо. Правда, есть данные, что трау легко становятся невидимыми, а при желании слегка изменяют свой облик, чтобы сойти за человека.
Наиболее мерзопакостны шетландские трау: эти находят особый интерес в убийстве, захватывают рабов и отличаются садистскими пристрастиями.
Именно там, на Шетландских островах, эти существа и называются привычным нам словом драу. Более того: шетландцы уверены, что трау — это именно злобные родичи эльфов, а никакие не тролли, не духи и не гномы.
Оттуда же, кстати, происходит и распространенное убеждение, что драу обожают пауков; во всяком случае, паутина порой именуется «сетью драу», а крест с короткой горизонтальной перемычкой — руной драу: этот знак шетландец обычно наблюдает на спинке паука-крестовика.
Темные эльфы других миров
Из сказанного понятно, что основой для создания расы темных эльфов в большинстве миров послужили не кто иные, как шетландские драу.
Бытует расхожее мнение, что драу потребовались затем, чтобы «уравновесить» расу эльфов, которые, дескать, бесконечно преданы идеалам добра, и вообразить среди них существ недобрых было немыслимо.
Это, разумеется, чушь. В фэнтези полным-полно эльфов, которых я не хотел бы повстречать в реальной жизни. Вспомним хотя бы «Сломанный меч» Пола Андерсона — он написан еще в 1954 году, задолго до создания большинства популярных ныне миров. Да и у Толкина, если не ограничиваться «Властелином Колец», найдется предостаточно мерзавцев из расы перворожденных. В романах более поздних авторов эльфы тоже далеко не идеальны; взять, к примеру, эльфов Кринна. Хотя когда-то они и были созданы добрыми богами, к моменту войны Копья «светлое» начало в их предводителях пришлось бы искать с микроскопом.
Надобность в драу имеет совсем другие корни.
Дело в том, что героическая фэнтези испытывает постоянную нужду в заведомо злобных расах — чтобы герои могли истреблять их представителей без каких бы то ни было рефлексий. Но орки и гоблины — традиционные служители зла — обзавелись славой не слишком серьезных противников. Возможно, виной тому орды из «Властелина колец» и Гимли с Леголасом, соревнующиеся в количестве перебитых орков: «Сорок два! — А у меня сорок один!»; на их фоне как-то теряется тот факт, что в поединке Углюк оказался достойным соперником для Эомера, маршала Рохана...
Есть, конечно, и могущественные злобные твари: вампиры, демоны, драконы, злобоглазы... Однако почти все они выглядят странно, если их оказывается много. Битва с пятью драконами — это не столько эпично, сколько смешно.
Вот для этого и поселили в подземелья многочисленную, человекоподобную, злокозненную, крайне опасную, владеющую высшей магией и целым рядом боевых искусств расу темных эльфов. Положение ее, например, в мирах D&D — до сих пор исключительное: ни одно другое племя не может с ней сравниться по части опасности и злобности. По тому же принципу задумывались, например, дракониды Кринна или серые гномы-дуэргары; но и те, и другие рядом с драу совершенно не смотрятся.
Конечно, не во всех мирах темные эльфы таковы. Например, у Толкина тоже есть «темные эльфы», мориквенди — к ним относятся все эльфы, что не путешествовали за Море, чтобы увидеть свет Валинора. Среди них, например, немалая часть лесных эльфов.
Забытые королевства
Из всех D&D-миров ярче всего описаны темные эльфы Забытых королевств; в том заслуга Роберта Сальваторе и его книжной серии «Темный эльф». По чести говоря, внимания там заслуживает только первая часть, на худой конец — первая трилогия, дальше идет самая что ни на есть заурядная героическая фэнтези; но вот начало у этой эпопеи весьма своеобразно.
Драук.
|
Подземье — Underdark — это не обычная система катакомб: это гигантский подземный мир, многоэтажная сеть пещер и тоннелей, пролегающая подо всем Фаэруном, а может, и всеми Забытыми королевствами. В играх такое мы видели нередко (вспомним третьих и пятых «Героев» или Age of Wonders), а вот в книгах встречаем, кажется, только в Забытых королевствах.
Там проживает немало рас; вероятно, населения там все же поменьше, чем на поверхности, поскольку грибные плантации едва ли могут соперничать в урожайности с нивами, но тем не менее существуют огромные города, ведутся войны и торговля. Почти целиком в Подземье проживают, к примеру, серые гномы — дуэргары, глубинные карлики — свирфнеблины, иллитиды, пичи, злобоглазы... и драу. Эльфы с черной либо лиловой кожей, с горящими оранжевыми или красными глазами.
Драу — одна из немногих рас, у которых при хаотически-злом мировоззрении образуется устойчивое общество: обычно такой жизненный уклад приводит к постоянной грызне за власть, как в орочьих шайках. Главный закон у этого народа: «Не попадайся!».
Правящая каста в городах — жрицы, у драу преобладает матриархат (правда, у торговых кланов и в поселениях вне городов все бывает совсем иначе). Жрицы служат Ллос (она же Лолт), Королеве Пауков. Паук — не только ее символ; драу приручают этих членистоногих, вывели их гигантские разновидности, а те драу, что прогневали Ллос или ее жриц, оказываются превращенными в драуков — чудищ с паучьим телом и ногами, к которым крепится торс темного эльфа.
Драу в городе делятся на великие дома: каждый дом — это правящая семья во главе с верховной жрицей (ее титул — мать-матрона) и множество слуг и рабов. Все дома выстроены по иерархии; единственный способ подняться в этой цепи выше — это уничтожить вышестоящий дом. Конечно, законы это строго запрещают; но если свидетелей нападения не осталось (свидетельствовать может только член правящей семьи, но не раб) — то и претензий никаких быть не может. Вот так работает главный закон драу.
В городе обычно действуют три учебных заведения: храмовое (Арак-Тинилит), магическое (Магик) и воинское (Мили-Магтир). Первое — для женщин из великих домов, два других — для мужчин из них же. В этих заведениях юному темному эльфу прививают навыки выживания, а главное — объясняют, как устроена жизнь в Подземье, какое место он занимает в этой жизни и как не навлечь на себя гнев Паучьей королевы.
И за пределами учебных заведений, и внутри них немалое внимание уделяется пропаганде: темного эльфа учат ненавидеть. В первую очередь — наземных эльфов: ведь именно из-за них драу вынуждены ютиться в Подземье, и если тебя ранили, наказали, тебе не хватило еды или пришлось страдать от яда — всякому известно, что виновны во всем наземные эльфы.
На самом деле драу когда-то давно жили на поверхности — их города находились в тропическом поясе, потому-то кожа их и черна. Однажды они выбрали своей богиней Ллос (тогда ее звали Араушни), а та попыталась соблазнить верховного бога эльфов Кореллона и занять его место. Сведения о тех временах темны; известно лишь, что была большая война между «белыми» и «черными» эльфами — последние проявили в ней великую жестокость (в соответствии со вкусами своей новой богини) и были изгнаны в Подземье.
В Подземье эта раса провела многие тысячелетия — и сейчас, даже если бы ее охотно приняли на поверхности, ей было бы очень нелегко приспособиться. Глаза драу очень плохо адаптируются к солнечному свету, их магия на свету слабее, чем во тьме, «фирменный» металл адамантин солнце разъедает в труху, и даже плащ из паучьего шелка — пивафи, знак благородного рода — постепенно тает, хотя, по идее, с чего бы? Поэтому больших войн под открытым небом драу не ведут; ограничиваются карательными экспедициями и отдельными операциями вроде похищения артефакта.
А вот под землей... о, там совсем другое дело. Армия драу владеет почти уникальным сочетанием боевой магии и фехтовального искусства. Даже их наземные сородичи им в этом не соперники: во-первых, драу обладают врожденной устойчивостью к чужим чарам (и не только усыпляющим или очаровывающим, как обычные эльфы), а во-вторых, чуть ли не каждый драу наделен хотя бы малыми волшебными способностями — вроде насылания темноты. В сочетании с мастерами из Магика и «благословением» Ллос получается войско, которому мало что могут противопоставить орки, дуэргары и прочие. Иллитиды — едва ли не единственные, кого драу почитают за равных. Но — иллитидов мало, драу гораздо многочисленнее.
Боевой стиль драу основан на мобильности (никакой тяжелой брони, щиты — редкость, зато широко распространены парные клинки), активном применении тьмы и левитации. Не последнюю роль играют яды и другие игрушки профессиональных убийц. Холодное оружие у них встречается почти любое (сабли, вопреки распространенному мнению, вовсе не преобладают), а из стрелкового в чести практически бесшумные карманные арбалеты. Их стрелы очень легко смазывать ядом.
Таким образом, драу чудесно играют роль «самого опасного противника среди человекоподобных». Никому не нужно объяснять, что драу суть зло — это и так всем понятно. Других не потерпит Паучья Королева.
Правда... Дриззт (Дзирт) до-Урден все же сделал свой выбор в пользу добра и сумел покинуть владения Ллос. И он, как ни странно, не уникален.
В первую очередь: не все драу служат Ллос. Есть еще как минимум три божества, активно интересующихся делами этого народа. Ваэраун — мятежный сын Ллос — покровительствует мужчинам-драу и пытается ликвидировать матриархат. Его привечают в торговых кланах. Элистрия и вовсе желает вернуть драу к добру и к солнечному свету; ее служительниц немного, но им удалось образовать несколько городов, враждебных Ллос (как ни удивительно — в основном в Подземье, а не на поверхности). Есть еще Гаунадавр: он вообще-то повелевает гигантскими амебами и тому подобными тварями, но готов принять в свой клир тех драу, что оказались чересчур сумасшедшими даже для своего полоумного народа. Говорят, он мечтает занять место покойного бога разложения — Моандера.
Можно сохранить остатки души и в городе Паучьей королевы. Сумел же это не только Дзирт, но и его отец Закнафейн... Правда, будем честны, как ему это удалось, из книги до конца не понятно.
Warhammer
Мир Warhammer не нуждался в такой глубокой проработке расы темных эльфов, но история там во многом похожая: произошел конфликт между высшими эльфами Ультуана и теми, кто стал впоследствии «темной стороной расы». Будущий предводитель темных эльфов, Малекит, наследник короля Аэнариона, не был избран властителем — из-за чрезмерной жестокости и воинственности. Что поставило его в положение мстителя за свои обиды. За этим последовало немало нехороших событий — убийство избранного короля, мятеж, братоубийственные войны, вынужденный уход из Ультуана...
Здесь темные эльфы живут не под землей, а в тундре, но этот факт озлобляет их нисколько не меньше, чем пещерных собратьев. Кстати, кожа у этих эльфов не черная — выглядят они изначально так же, как и ультуанские собратья. Разделение произошло не по расовому признаку. А называть их следует не «драу», а «дручайи».
Нашлись и боги, которые взяли под крыло мятежных эльфов. В первую очередь это Каэла Менша Каин — «Тысячеликий повелитель убийства». Служат ему, как и Ллос, женщины-ведьмы: они славятся боевым безумием, особенно после того, как приобщатся к кровавому котлу. Обратил внимание на дручайев и один из богов Хаоса — Слаанеш, бог запретных удовольствий. Присущую эльфам страсть к эстетике тоже можно извратить — чем Слаанеш и воспользовался в полной мере.
Дручайи, как и драу, регулярно устраивают набеги на высших эльфов и другие народы — но не столько мстят, сколько преследуют весьма прагматичную цель захвата рабов. Их «черные ковчеги» перемещаются в море быстрее всех прочих кораблей, исключая, быть может, ультуанские; темные эльфы основали колонию в Люстрии (тамошний аналог Южной Америки), где посягают на владения расы ящеров. Возможно, с тех пор многие из них едут в бой на скаковых рептилиях, которых они прозвали «холодными», таких же, как у воинов-завров.
Военная школа темных эльфов во многом напоминает сложившуюся у драу. Много магии, скорострельные малые арбалеты (они понемногу стали фирменным стилем расы), из холодного оружия преобладают парные или двуручные клинки. Армия у них опасная, но довольно-таки хрупкая: «грубую силу» обеспечивают монстры — гидры и драконы.
В мире-двойнике Warhammer — Warhammer 40 000 — эльфы именуются эльдарами, и темные эльдары тоже существуют. Это все та же раса, только постигшая науку космических путешествий и проделавшая долгий жизненный путь. Однако интересно, что Каэла Менша Каин там покровительствует как раз классическим, «светлым» эльдарам: в этом мрачном ксенофобском мире бог, который заведует «всего лишь» кровожадностью и боевой яростью, для темных эльдаров уже недостаточно темен. Им остается лишь Слаанеш, с которым они по-прежнему отлично находят общий язык.
Из драу Забытых королевств и дручайев мира Warhammer как раз и складывается архетип игрового темного эльфа. По меньшей мере в 90% игр они ведут свою родословную от одного из этих двух источников... Или от обоих сразу.
Темные эльфы в играх
Трау из Myth.
|
Как уже говорилось, темные эльфы идеально удовлетворяют потребности игроделов в могущественной и враждебной человеку расе; неудивительно, что они входят в число самых популярных противников в играх. А кое-где доводится и поиграть за них...
Начнем с первоисточников...
Трау
Автору этих строк известно две игры (точнее, игра и игровая серия), где можно повстречать трау. Это The Bard's Tale (вышедшая в 2004-м ролевая игра) и Myth (стратегия в реальном времени, стилизованная под «Черный отряд» Глена Кука).
В серии Myth трау — злобные великаны, вышедшие из-под земли; когда-то их сделал из глины бог ночи. Они не всегда были злобными, но долгая борьба за существование приучила их к беспощадности; когда-то им довелось истребить целую расу огров, начавшую войну против трау. Впоследствии их заточил герой Коннахт, но освободил, когда сделался демоном. Похожи трау на обычных великанов, характерная черта — ноги у них наподобие слоновьих.
В The Bard's Tale трау фактически стоят за всеми пакостями, что происходят в мире. Напоминают они при этом то ли крысолюдей, то ли ящеров, то ли кобольдов, ростом невелики, но по своим способностям смутно напоминают темных эльфов.
|
|
|
Трау из The Bard's Tale.
|
Драу Забытых королевств
По Forgotten Realms существуют десятки игр, и неудивительно, что там драу можно пронаблюдать во всей красе.
Вспомним, например, игру, названную в честь самого знаменитого города темных эльфов — Menzoberranzan. Сюжет этой игры переплетается с «Темным эльфом» Сальваторе: там можно какое-то время повоевать в компании с Дзиртом и помочь ему спастись из Подземья. Можно повидать знаменитую артефактную пантеру Дзирта — Гвенвивар, побывать в домах до-Урден и Баэнр (высший дом Мензоберранзана), а также убедиться в том, что в Подземье есть все-таки твари и пострашнее драу — например, аболеты.
Это интересно: имя пантеры Дзирта, Гвенвивар — на самом деле кельтский вариант имени супруги короля Артура, Гиневры (Гвиневеры). За что так обозвали достойную представительницу семейства кошачьих, до сих пор остается неизвестным.
Дзирта можно увидеть и в нескольких других играх — например, Demon Stone или Baldur's Gate. Но там он — эпизодический персонаж. Притчей во языцех стал тот факт, что в Baldur's Gate большинство игроков не помогало ему, а убивало — ради его знаменитых сабель. Эта статистика долгое время считалась веским аргументом в пользу теории, что ролевой отыгрыш в компьютерной игре «невозможен».
В Baldur's Gate II можно заполучить в команду другую представительницу расы драу — Виконию. Она принадлежит к дому де-Вир: этот дом был уничтожен семьей Дзирта, до-Урденами, в день его рождения. Викония отвергла Ллос, как и Дзирт, но не по причине избытка добра в душе: теперь она жрица и служит Шар, жестокой богине ночи, претендующей на власть над Подземьем.
Викония — истинная драу в отношении жизненной позиции: она презирает слабость и милосердие и видит смысл жизни в том, чтобы взять столько силы и власти, сколько сумеешь. Однако спутница она весьма полезная: молитвы богине Шар и расовая устойчивость к магии делают ее одним из самых эффективных персонажей в игре. К тому же с ней можно попробовать завести роман... если вашего героя не смущает перспектива совместной жизни с темной эльфийкой, жрицей Госпожи Ночи.
Любопытно, что рассказ Виконии о ее жизни противоречит книге Сальваторе. Так, она утверждает, что ее мать-матрону убил собственный сын, Валас; тогда как, согласно «Отступнику», проделал это отец Дзирта — Закнафейн — во время атаки на дом де-Вир.
Огромное количество драу встречается нам в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark. Там можно побывать в таком необычном месте, как подземный город почитательниц Элистрии — Лит Ми-Атар, взять в свою компанию парочку драу, а в один прекрасный день возглавить оборону Лит Ми-Атара от другой армии темных эльфов — возглавляемой Вальшарессой. Встречаются в тех краях и извечные спутники драу — драуки. А персонаж с классом престижа «Оборотень» может еще и сам побывать в образе как драу, так и драука.
В Neverwinter Nights 2 драу — вполне «легальная» раса для вашего героя; они обладают своей законной устойчивостью к магии, плюсами к ловкости, обаянию и интеллекту, но получают штраф к росту опыта — минус 2 уровня. Поэтому любителей за них поиграть меньше, чем могло бы быть.
Темные эльфы Warhammer
Ни в одной из существующих ныне компьютеризаций Warhammer темные эльфы не появились; впрочем, в готовящейся к выходу Warhammer Online эта раса есть, и желающие смогут попробовать себя в роли ведьмы Каина или черного стража (два других класса пока неизвестны).
Но для того, чтобы увидеть эту расу в игре, необязательно ждать так долго. Стилизацию под нее можно увидеть в Heroes of Might & Magic V; войска чернокнижника там обладают порой даже портретным сходством со своими прототипами. Фурии — типичные ведьмы, сумеречные ведьмы — колдуньи, темные всадники и герои, как и положено, разъезжают на «холодных», лазутчик тоже вполне в ключе этой армии, о гидрах и драконах уж не говорю. Разве что минотавры выбиваются из общего ряда.
А темные эльдары Warhammer 40 000 объявятся в грядущем дополнении. Ждать осталось не так уж долго.
По образу и подобию
По аналогии с этими расами создано немало темных эльфов в самых разных мирах. При этом, впрочем, часто теряется как раз их «злобная» составляющая: так, например, популярной стала система, в которой главная разница между светлыми эльфами и темными — что первые лечат или стреляют из лука, а вторые лучше разбираются в рукопашной. Возможно, темные эльфы также владеют более неприятными чарами... но злобный характер предпочитают не показывать.
Такова, к примеру, игра Sacred: темный эльф — мастер ловушек и боя странными двухлезвийными клинками, светлый — лучник, а вообще-то они даже друзья. Нечто подобное мы видим и в Lineage II, хотя там различия чуть глубже. В EverQuest расовые взаимоотношения и мировоззрение вообще имеют чисто формальный смысл.
А вот в Vanguard всеобщая неприязнь к темным эльфам играет существенную роль: это одно из основных неудобств при выборе этой расы. Впрочем, если очень постараться, то можно заработать положительную репутацию даже у заклятых врагов — и получить право безопасного прохода через их земли. Это выгодно отличает игровой мир Vanguard от большинства онлайновых миров (в том же EverQuest II можно сменить сторону, и только; а здесь реально, оставаясь темным эльфом, сделать так, чтобы у извечных врагов твоего народа не было к тебе никаких претензий).
В Might & Magic VIII, как ни удивительно, темные эльфы стали торговцами и дипломатами. Чего-чего, а миротворческих способностей за ними отродясь не числилось!
В The Elder Scrolls данмеры, обитатели Морровинда, на первый взгляд очень похожи на драу. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что все не совсем так. Их темная кожа и горящие глаза — результат проклятия даэдры (по другой версии — защитная реакция на вулканические эффекты их родной страны). Само слово «данмер» означает не столько «темный», сколько «прóклятый».
Данмер из The Elder Scrolls.
|
Разумеется, не стоит считать данмеров мирным народом. Они практикуют работорговлю (причем Тамриэль дозволяет им это «из уважения к древним священным обычаям народа»!) и довольно-таки агрессивны. Однако вместо изощренной эстетики убийства и прочих милых черт, характерных для их сородичей из других миров, они проявляют гораздо более взвешенный подход к жизни и напоминают скорее древнюю деспотию, нежели сообщество маньяков, на которых драу обычно изрядно смахивают.
В стратегиях обычно делается упор на магическую силу темных эльфов. В уже упомянутых Heroes of Might & Magiс V чернокнижники этой расы могут пробивать иммунитет к магии — согласитесь, более чем серьезная заявка. Кроме того, ее бойцы — элитные, но немногочисленные воины. Это тоже типично.
Любопытно дела обстоят в Master of Magic: там все без исключения войска темных эльфов, даже простые мечники и копейщики, умеют стрелять волшебной субстанцией. У них же, кстати, есть единственный в своем роде невидимый базовый отряд — «ночные клинки». Играет роль в Master of Magic и дурная репутация этого народа: практически все расы ненавидят темных эльфов, и под их властью города других народов активно бунтуют.
Темные эльфы Age of Wonders совмещают ряд «фирменных черт» от Warhammer и Забытых королевств: тут и палачи (знаменитые бойцы Warhammer), и паучья королева. У них много элитных бойцов на низких уровнях, но главная их способность — маскировка армии, что не позволяет своевременно их обнаружить.
Но все же не все темные эльфы в играх вписываются в стандартные шаблоны. Самое яркое исключение — это, пожалуй, Warcraft с его ночными эльфами. Их и темными-то назвать трудно: хотя выглядят они точь-в-точь как классические драу, но в душе у них тьмы не больше, а меньше, чем у «высших» эльфов. Напротив, только эта раса сохранила гармонию с природой и друидское учение; и не случайно вплоть до недавнего времени ночные эльфы были бессмертными. Им пришлось пожертвовать своим бессмертием — ради изгнания из Азерота Пылающего Легиона.
А вот светлокожие эльфы крови, не так давно принесшие присягу Орде, гораздо больше напоминают темных эльфов. Эстетика полностью заменила им этику, а магия стала главной ценностью в мире — и ради нее они готовы на многое, практически на все. Впрочем, ничего демонического в них нет, и большинству эльфов крови далеко до драу или дручайев.
Темные эльфы — один из немногих примеров расы, полностью нашедшей себя в играх. Современные веяния лишают их некоторой части «демоничности» и делают ближе к людям; это можно только приветствовать, если речь идет о придании им более реальных мотиваций (как в The Elder Scrolls), но огорчительно, когда их образ просто урезают (как в EverQuest). Впрочем, было бы приятно увидеть в какой-нибудь новой игре безумную эстетику Мензоберранзана; зло там несколько гротескно, но все же намного глубже и интересней, чем бывает обычно в литературе этого жанра.