Кто говорит, что хоббит слаб и хил?
Кто там хоть раз хоть в чем его побил?
Слух, как у кошки, глаз, как у совы,
Ноги просто идеальны для травы!
С этим, наверно, ты уже знаком:
Плохо не в меру топать босиком,
Плохо скитаться, в поле ночевать —
И холодно, и голодно, и пива не достать!
О. Леденев, «Бурглацкая походная»
Полурослик, он же половинчик, хафлинг, хоббит, кудук, периан, кендер или невысоклик, — ближайший родственник человека среди иных рас. От человека его отличают низкий рост (средний — 90 см, полурослик в 120 см считается «великаном»), да еще порой покрытые густой шерстью ноги. Он не живет по нескольку веков, как гном или эльф, не обладает сверхъестественными способностями и по праву может считаться нашим братом по разуму.
Как ни странно, о полуросликах буквально ничего не было известно до 1937 года, когда английский ученый, профессор Дж. Р. Р. Толкин, опубликовал первые сведения о них. С этого самого момента хоббитология развивается с огромной скоростью; на сегодняшний день известно немало их разновидностей, подробно изучены и описаны повадки, внешний вид, история и многое другое.
Да что говорить — именно хоббиты и написали Красную книгу! Правда, не совсем ту, которую вы читаете сейчас, а Красную Книгу Вестмарча (она же — Алая Книга Западного Края), но в ней помимо самих хоббитов тоже немало редких в наши дни и весьма интересных существ.
Происхождение вида
LOTR Online. Нора Бильбо, у входа — Лобелия с сыном. |
Итак, в норе под землей жил-был хоббит. Нет, конечно же, не в грязной сырой норе, а в идеально благоустроенной, с зеленой, круглой, как иллюминатор, дверью.
Ростом хоббит был, как и положено его народу, в половину высокого человека и примерно на фут пониже гнома; это и дает нам в пересчете на наши единицы измерения девяносто сантиметров. Был он круглолиц и добродушен, обилен брюшком, курчав, а ноги его были покрыты густым темно-коричневым мехом. Был хоббит добродушен и малость ленив, любил хорошо пообедать (дважды в день), покурить трубочку и посидеть у двери, греясь на солнышке.
Звали первого хоббита, которому довелось осуществить с нами контакт, Бильбо Бэггинс. Примерно то же, что мы сказали о его внешности и привычках, можно сказать и о нескольких десятках, а может, сотнях тысяч его сородичей, избравших своим домом землю под названием The Shire — а по-русски Край или Шир. Либо, если точность для вас несущественна, Хоббитания.
Что в имени?
Хоббиты — так они именуют себя сами; за пределами Края те немногие, кто вообще подозревает об их существовании, используют слова halfling (что, собственно, и переводится как полурослик или невысоклик) и периан (то же самое, но по-эльфийски). Halfling — английский вариант слова, на языке вестрон оно звучит как кудук.
Бильбо пишет Красную Книгу. |
Слово «хоббит» происходит от holbytla — на современном английском hole builder, то есть строитель нор. Разумеется, половинчиками они себя не называют, потому что для них именно хоббитский рост — естественный (людей они именуют «громадинами»), а вот рытье нор — достойная и почетная отличительная черта, тем более что жить именно в норе, а не в доме, для хоббита считается правильным и респектабельным. Кстати, по-хоббитски нора называется смиал (вспомним усадьбу Великие, или Преогромные, Смиалы, в которой квартирует семейство Туков).
Переводчик «Властелина колец» В. Муравьев активно пропагандирует дикую идею, будто hobbit = homo + rabbit, то есть «человек + кролик».
Самое нелепое в этой мысли — то, что «человек» взят по-латыни, а «кролик» — по-английски. Приписывать подобную неуклюжесть профессору филологии — все равно что подозревать Бориса Натановича Стругацкого в том, что он путает туманности с черными дырами. Муравьева, однако, не остановило ни это соображение, ни прямые возражения Толкина (как характерно выразился господин Муравьев, «хотя Толкин и спорит с этим, но мы-то знаем...»).
Чтобы придать правдоподобность своей гипотезе, Муравьев взялся за текст и на правах переводчика заставил всех героев подряд именовать хоббитов «зайцами» и «кроликами». А также переименовал хоббитские семейства, придав добропорядочным фамилиям зайце-кроличье звучание.
Как ни странно, такая подтасовка для многих оказалась весомым аргументом. Хотя в оригинале единственный кролик, упомянутый во «Властелине колец», — это зверюшка, которую Сэм тушил с травами во время путешествия по Итилиэну.
В общем, если вам нравится верить, что хоббиты имеют что-то общее с кроликами, — это ваше право, но искать аргументы не стоит — в оригинале их не существует. И особенно не рекомендую рассказывать об этих теориях хоббитам; по такому случаю их легендарное миролюбие может им и изменить.
Нравы и обычаи
Так представил себе жилище Бильбо художник Джон Хоу. |
Хоббиты — народец по преимуществу сельский, пасторальный. Даже самые крупные их города редко насчитывают свыше нескольких сотен семей (точные цифры неизвестны, потому что перепись населения в Крае не проводили ни разу). Основное их занятие — земледелие, и по этой части хоббиты преуспели. (Саруман попробовал начать индустриализацию, но, к счастью, не успел закончить даже первую пятилетку.) Ремесленники у них тоже есть, но многое из необходимого хоббиты покупают, продавая часть урожая; особенно же ценится в Средиземье выращиваемое ими «трубочное зелье», в просторечии именуемое табаком. К зелью пристрастились гномы, многие люди и не только; даже у Сарумана на руинах Изенгарда отыскался бочоночек с листьями самого наилучшего сорта. Разве что эльфы по-прежнему избегают этой привычки; а может, просто не успели за какие-то четыреста лет, что прошли со времени изобретения курения. Сами же хоббиты курят трубку почти поголовно и очень этим гордятся.
Из одежды хоббиты предпочитают короткие штаны, наподобие бриджей, и рубашку либо нечто вроде нашей футболки; климат у них мягкий — летом, осенью и весной этого хватает. На зиму у хоббита бывает припасен теплый шерстяной плащ, иногда — еще и что-то вроде кофты или свитера. Все это обычно бывает ярких желтых или зеленых цветов, реже — коричневое.
На родине обувь хоббиту ни к чему: шерсти на ногах вполне хватает для тепла, а главное — ходить обутым неприлично! Нет, конечно, в дальней дороге или где-нибудь на горном склоне приходится все-таки надеть башмаки, потому что о камни недолго и лапки сбить, но появляться в таком виде в приличном месте не рекомендуется, примерно как у нас — в грязной спецовке.
Декорация хоббитской норы для фильма «Властелин Колец». |
Далеко не все хоббиты, вопреки своему названию, живут в норе. Это и понятно: многовато их стало для такого образа жизни. Нору удобно копать только на склоне, а склонов на всех не напасешься. Ведь не будешь же делать вход в нору вертикально вниз? Тогда, чего доброго, придется, чтобы выйти, подыматься по лестнице, а это хоббиты просто ненавидят.
Смиал обычно делится на две части: внешняя, та, что обращена в сторону склона и снабжена окнами, — жилая, там гостиная, столовая и так далее. Во внутренней расположены кухня, кладовка и прочие подобные помещения. Они вентилируются при помощи труб, прокопанных вверх или под углом.
На сегодняшний день нору себе могут позволить в основном самые богатые и уважаемые полурослики. Туки, к примеру, обустроились в Великих Смиалах, а вокруг них лепятся деревянные и кирпичные домики семей попроще. Но если даже не хватает средств на полноценную нору, можно замаскировать свой домик мхом, чтобы он был похож на жилье почтенного хоббита; и, конечно же, сделать на входе круглую зеленую дверь.
Бильбо, как нетрудно догадаться, был изрядно богат еще до ухода Туда и Обратно, иначе он едва ли оказался бы владельцем одной из самых роскошных нор во всем Шире. Пусть по величине его усадьба и не сравнится с Великими Смиалами или Брендихолмом, но его тетушка Лобелия не зря так на нее зарилась.
LOTR Online. Мусомный амбар. |
Готовят хоббиты превосходно и разнообразно, потому как поесть (и запить пивом) очень даже любят. Но хоббитский праздник не сводится к приему пищи: у них там очень весело — танцы, музыка, шутки и все такое прочее.
Вообще, главное и любимое времяпрепровождение хоббитов — ходить в гости и принимать гостей. Тому и другому они предаются истово, причем принимать гостей им интереснее, чем наносить визиты. Не случайно на хоббитский день рождения подарки обычно дарят гостям, а не наоборот.
Правда, полезный или ценный подарок преподносят только богатые хоббиты, у остальных для этой цели есть сувениры — нечто бессмысленное, но забавное; эти сувениры называются mathom (Муравьев нашел отличный перевод — мусом) и передариваются по многу раз. Помнится, наши соотечественники лет сорок назад примерно так же использовали статуэтки.
К «мусому» относится все, что красиво, но бесполезно: например, оружие, доспехи, а порой и книги. Именно поэтому Mathom House (Мусомный амбар) — это, по сути дела, главный музей хоббитской страны.
Хоббитские фамилии |
От прочих жителей Средиземья хоббиты отличаются еще и тем, что обладают фамилиями. Ни одна другая раса таким способом идентификации не пользуется (кроме, быть может, людей из Бри, но они явно позаимствовали эту идею у своих соседей-хоббитов), и попытка в игре The Lord of the Rings Online разрешить фамилии всем персонажам — одна из немногих ошибок в реализации мира. Фамилии хоббитов — предмет бесконечных споров между переводчиками и поклонниками того или иного перевода. Сам Дж. Р. Р. Толкин благословил переводить «по смыслу», а не транслитерировать хоббитские фамилии, и в итоге путаница возникла преизрядная, особенно со второстепенными персонажами. Скажем, запустив тот же LOTR Online, далеко не всякий русскоязычный любитель Средиземья «опознает» фамилии Boffin, Bolger, Grubb, Proudfoot... Проще всего, казалось бы, с Сэмом: фамилия Gamgee помечена Толкином как непереводимая. Что, впрочем, не остановило Муравьева, решившего, что Gamgee значит «Скромби» (что он имел в виду, так и осталось неизвестным). Смысл фамилии Baggins очевиден, и переводили ее в основном адекватно: Торбинс, Сумкинс и так далее — все это вполне корректно. Названы они по усадьбе Bag-End, она же Торба (но, конечно, не «на Круче», а «под Холмом» — Under the Hill. Хотел бы я посмотреть на хоббита, который роет себе нору на вершине холма!). Соответственно, псевдоним, который взял себе Фродо в «Гарцующем пони» — Underhill, — стал Накручинсом у Муравьева, Маториной и Грузберга, а у остальных оказался Норохолмом или Подхолмсом (гм...). А вот семейство Brandybuck, к которому принадлежит достославный Мерри, предоставляет переводчику некоторую свободу действий. Корень «Бренди» в переводе не нуждается, а вот buck — это олень, косуля и так далее. Это основные значения, но иногда так называют самца зайца или кролика! Конечно, Муравьев не мог не вцепиться в такое замечательное «подтверждение» своей заячьей теории, несмотря на то, что сам Толкин однозначно заявил: олень, и никаких сусликов! В итоге Муравьев сделал бедолаг Брендизайками; есть варианты «Брендибэк», «Брендибак», «Брендискок» и симпатичный лично мне, но неточный «Брендибайк». Но этих хотя бы в любом виде можно узнать; юному Перегрину Туку (Took) и его родне не так повезло. Муравьев сделал их «Кролами»; как говорится, «он всегда о них думает». Зато очень красивую идею нашла Наталья Черткова: Хват. Это отражает и английский смысл имени (если считать его английским), и «боевой» характер семейства. Большинство других переводчиков оставило Туков Туками. Перечислю еще несколько фамилий со списком вариантов перевода, но уже без подробных комментариев. Boffin — Боффин, Умникс, Булкинс, Сведун. Bolger — Боббер, Пузикс, Болджер, Булбан. Bracegirdle — Тугобрюх, Толстобрюхл, Помочь-Лямкинс, Опоясень, Брейсгирдль. Brockhouse — Бобровник, Барсукс, Барсукинс. Burrows — Глубокоп, Отвалень, Кротт, Закопанс, Бероуз. Chubb — Ейл (а аналога «Пойлов» в оригинале нет вообще), Хрюкл, Чабб, Прожор. Cotton — Коттон, Кроттон, Хлопкинс, Хлопчатник, Недоселк. Goodbody — Дороднинг, Сдобс, Толстинг. Grubb — Ройл, Рытл, Щекан, Грабб. Hornblower — Дудстон, Дудкинс, Трубопых; однако самый знаменитый представитель этого рода, первооткрыватель табака Тобольд, у Муравьева стал Тобольдом Громобоем. К этому моменту, видать, творчески мыслящий переводчик успел перезабыть собственный глоссарий... Proudfoot — Шерстопал, Шерстолап, Длинноног, Большеног, Мохностоп. Это интересно: помните, быть может, сцену на празднике у Бильбо, когда он перечисляет фамилии: «Шерстопалы...» — «И Шерстолапы!» — «И Шерстолапы», — соглашается Бильбо. Это один из крайне немногих практически непереводимых моментов. В оригинале он называет семейство Proudfoots, а хоббит поправляет: Proudfeet! Ведь у слова foot — нога — именно такое множественное число. Но в случае если это часть фамилии, действуют другие правила: и Бильбо не соглашается и повторяет: Proudfoots! Sackville-Baggins — Лякошель-Торбинс, Сумкин-Торбинс, Дерикуль-Сумникс. Sandyman — Песошникс, Пескунс, Сэндимен, Охряк. Twofoot — Двулап, Большеног. Whitfoot — Тополап, Белоног. |
Государственное устройство
О государстве хоббитов можно говорить разве что в кавычках. Сказать по правде, они вообще обходятся без управления — зачем оно им?
Есть что-то вроде столицы — Michel Delving(он же Землеройск, или Микорыта). Этот город находится в западной части страны; там проживает мэр, который, формально говоря, является самым главным хоббитом в Шире. Его основная обязанность — разрешать всяческие споры, то есть он скорее судья, чем правитель. Также мэр служит почтмейстером: почта для хоббитов весьма важна, так как переписываться они очень любят (и, похоже, все грамотны), а сами бегать туда-сюда ленивы.
Кадр из фильма: Мерри готовится принять присягу. |
На момент похода Фродо эту должность занимает некто Will Whitfoot (Вил Тополап или Белоног), а впоследствии в этом качестве утвердится Сэм Гэмджи. Мэра выбирают на семь лет.
Есть два отдельных вождя у обособленных хоббитских кланов: тан возглавляет Туков, хозяин Байкландии — Брендибайков и другое население за Брендивином. Изначально у тана власть была больше, чем сейчас; точнее, она и поныне есть, но он пользуется ею очень редко. Дело в том, что тан возглавляет хоббитский совет (который последний раз собирался в незапамятные времена) и хоббитское ополчение (тоже штука не частая).
От врагов хоббитов защищают преимущественно люди (а жители Края и не подозревают об этом), но на всякий случай есть ширрифы и пограничные сторожа (bounders). В обычное время то и другое — скорее, почетная должность.
Впрочем, при необходимости воевать хоббиты могут. Вооружение у них, разумеется, легкое: праща, лук, иногда — копье, рогатина, дубинка, вилы, изредка кинжал, топорик или что-нибудь подобное. Были у них и свои герои, среди которых — Бандобрас Тук, известный также как Быкорев. Он не так давно победил гоблинов и волков, снеся голову гоблинскому вождю Гольфимбулу своей дубинкой (голова отлетела в сторону и попала в кроличью нору: так была изобретена игра в гольф).
Бандобрас знаменит еще и тем, что был малым весьма дюжим и мог даже ездить на лошади; большинство хоббитов если и ездит, то на пони.
География Края
Край делится на четыре части по сторонам света.
Западный удел (Westfarthing) — самый респектабельный: там находятся Хоббитон, Michel Delving, Bywater (Приречье, Заводье). Там проживают наиболее «правильные» хоббитские семейсва — Baggins, Twofoot, Whitfoot, Burrows, Sandyman (см. «Хоббитские фамилии»).
LOTR Online. Домик, снятый друзьями для Фродо. |
Южный удел может похвастаться лучшими землями и самыми богатыми фермами; именно оттуда происходит самый популярный табак, там же делают хорошую ткань. Самые знаменитые семейства в тех краях — Took, Hornblower, Gamgee, Cotton.
Северный удел сравнительно беден, там порой даже — о ужас! — выпадает снег. Тем не менее эти края могут похвастаться отличным пивом. Оттуда происходит клан Bracegirdle (откуда родом тетушка Лобелия), а еще там есть поселение Туков, изначально задуманное как застава против волков и гоблинов, которые нет-нет, да и вторгались в Северный удел.
Восточный удел — это города Frogmorton, Whitfurrows, Budgeford, Stock и довольно много ферм (хотя район этот весьма болотист). Жители этого района часто больше слушают Брендибайков из-за реки, чем мэра или тана.
Есть еще две области, которые формально к Ширу не относятся, но тоже принадлежат хоббитам.
Байкландия (Забрендия) — страна за Брендивином, между рекой и Древним (Вековечным) лесом. Живут там по преимуществу Брендибайки и родственные им семейства (Oldbuck, Bolger). Брендибайков считают отчаянными хоббитами: они ничего не имеют против плавания по Брендивину (приличный хоббит никогда не вверит свою жизнь никакой лодке или плоту, а также не будет учиться плавать и вообще не зайдет в глубокую воду!), а также не гнушаются порой ходить в Древний лес. В общем, никакой почтенности в них нет, сорвиголовы, да и только. Однако в опасные времена Брендибайки, как и Туки, в чести — поскольку умеют себя защищать.
Вестмарч — земля на западном краю Шира, вплоть до Башенных холмов; ее хоббитам подарил король Элессар по своему знаменитому указу. В указе этом говорилось, помимо всего прочего, что людям запрещается ходить по хоббитской земле — даже ему, Арагорну, хотя Шир и включается в территорию его королевства.
Живут хоббиты и дальше за пределами Края. В Бри (Пригорье), Стэддле (Пристенок, Домищи) и других поселениях в районе Великого Тракта хоббитские дома не редкость. Но дальше, чем в 100-150 милях от Шира, хоббита почти не встретишь.
Хоббиты и приключения
Хоббиты преизрядно огорчились бы, если бы узнали, что у нас они частенько ассоциируются с такими непристойными словами, как «приключение», «авантюра» и даже (кхе-кхе) «взломщик».
В самом деле, куда это годится! Если какой-то отдельно взятый Торбинс, Бэггинс, или как там его, решил плюнуть на все обычаи и податься во взломщики — почему из-за него должен страдать целый народ?
LOTR Online. Хоббитская охотница в медвежьей шапке, добытой в приключениях. |
Однако ошибкой было бы думать, что Бильбо был каким-то совсем уж особенным. Наверное, идеалы почтенного хоббитства проникли в него недостаточно глубоко, и все же дело не в этом.
Гэндальф был отличным психологом; он поймал Бильбо на тот единственный крючок, на который только и можно было его отловить.
Спрашивается: что хоббиты не любят сильнее, чем долгую дорогу, ночлег под кустом на пустой желудок, свирепых гоблинов и перелеты в орлиных когтях? Пожалуй, только вот что: попадать в дурацкое положение.
Вся культура хоббитов построена на том, чтобы радовать друзей и соседей — угощать, звать в гости, дарить подарки. И больше всего на свете они ненавидят разочаровывать. Не только друзей, а вообще кого угодно.
Если к порядочному хоббиту пришли в гости без предупреждения тринадцать гномов — их необходимо накормить, причем до отвала и вкусно, напоить и развлечь, иначе это просто позор. А если гномы считают, что он взломщик, причем в их устах это похвала, и если некоторые из них подозревают, что, быть может, он не совсем достоин этого высокого звания, — скажите, что остается бедолаге хоббиту? Что? Так вот прямо и сказать — дескать, не взломщик я, и дело с концом? А вы хоть понимаете, какими глазами на него посмотрят?! Нет уж, лучше отправиться дракон знает куда и красть там сокровища из-под носа у этого самого дракона, чем допустить такой конфуз!
Так что Бильбо — как раз самый что ни на есть правильный представитель своего народа. Просто жизнь с ним обошлась сурово. И столкнувшись с тестом на еще одно истинно хоббитское качество — добродушие, — он образцово преодолел это испытание. И тест на бескорыстие, самый тяжелый из всех, — это когда надо было избегать пользоваться Кольцом, а потом оставить его наследнику, — тоже оказался ему по силам. Человек едва ли сумел бы такое совершить.
Фродо к подвигам повел совсем другой мотив: чувство долга. Понимая, что другого выхода нет, он фактически стал искуплением для своего мира. У хоббита может в обыденной жизни не хватать сил, чтобы после сытного обеда подняться по лестнице, однако если другого выхода нет — то силы находятся и на то, чтобы безо всякого обеда проходить немыслимые расстояния и противостоять тому, чему никто больше противостоять не сумеет.
Есть и еще одна не чуждая хоббитам причина для того, чтобы податься на поиски приключений, — любопытство и жажда посмотреть мир; однако ее одной почти никогда не хватает — дом тянет к себе уютом и размеренной жизнью. Зато она становится солидным подспорьем другой, более существенной причине — так вышло и с Фродо, и с Бильбо.
Полурослики иных миров
Узнав от Дж. Р. Р. о существовании полуросликов, немало авторов тут же обнаружило их в своих мирах. Правда, все больше они получались какие-то странноватые — с явной склонностью к авантюризму и как бы не клептомании... Хотя внешне почти все — самые натуральные хоббиты.
Вот, к примеру, полурослики Забытых Королевств; характернейший их представитель — «бард» Оливия Раскеттл («Лазурные оковы», «Шпора дракона»). Она прикупила себе имя у знаменитого, но спившегося барда Раскеттла, а в свободное от выступлений время промышляет кражами, причем в основном не у драконов, а у мирных горожан. В принципе, она довольно добродушна... в том смысле, что режет не путников, а только их кошельки, и ничего дурного им не желает — подумаешь, денег они всегда еще заработают! Да и ей, по большому счету, деньги не нужны (музыка приносит более чем достаточно), однако резать кошельки — это тоже искусство, и грех не посвящать ему времени, если получила от рождения такой талант!
Кендеры.
|
В книгах правил Dungeons & Dragons особо указано, что полурослики не корыстны — просто любят новые ощущения, собирают коллекции и так далее. Однако на клептоманию их манеры все равно смахивают изрядно.
И это еще милые и симпатичные полурослики. А вот в порченом и страдающем от магоэкологической катастрофы мире DarkSun они и вовсе заделались дикими каннибалами. Впрочем, в этом мире едва ли не все такие — просто сам мир полоумный.
Кендеры
Страсть полуросликов тянуть то, что плохо лежит (а что лежит хорошо — перекладывать и тоже тянуть), дошла до своего апофеоза в подрасе под названием «кендеры», происходящей из мира Кринн (изначально описан Маргарет Уэйс и Трейси Хикменом).
Если хоббиты чем-то напоминают патриархальных сельских жителей старой Англии, то кендеры ближе к шаловливым детям. Любопытство — вот их главная черта, способная пересилить все что угодно: страх, совесть и так далее.
Кендеры выглядят как дети (хотя несколько смахивают на эльфов разрезом глаз и формой ушей), ведут себя как дети, беззлобны и легкомысленны, как дети. Но не как всякие дети, а как самые беззлобные и легкомысленные, каких вы только можете себе представить.
Они берут что попадется совсем не из жадности; просто понятие собственности им чуждо по определению.
Скатав карту (и мечтая при этом о том, как он станет шерифом и получит сверкающую шерифскую звезду), Тас повернулся к ней спиной и принялся рассматривать остальные свои сокровища. При этом он разговаривал сам с собой, задавая себе вопросы и сам же на них отвечая.
— Так... белое куриное перо, изумруд, дохлая крыса... Интересно, откуда она взялась?.. Кольцо с украшениями в виде листьев плюща, маленький золотой дракон... Вот честное слово, не помню, как они попали ко мне... вернее, не помню, чтобы я клал их в кошелек. А это?.. Кусок разбитого голубого кристалла, зуб дракона, лепестки белой розы, детский плюшевый заяц, довольно потертый, между прочим... Ага! Ну и ну! Чертеж Гнимша с планами механического подъемника!
Та-ак... А это что за книга? «Краткое руководство по производству волшебных фокусов»... Любопытнейшая вещь; я уверен, что когда-нибудь она может мне очень и очень пригодиться. Что там у меня еще есть?..
Кендер нахмурился и даже покачал головой:
— Серебряный браслет Таниса! Сколько же можно его терять?! Интересно, что бы Танис делал, если бы я не ходил за ним по пятам и не собирал все, что он теряет? Удивительная беспечность! И как только Лорана умудряется его терпеть?
Тассельхоф, самый знаменитый из кендеров, — и его карты. |
Свою собственность они уважают не более, чем чужую. Разве что карту потерять жаль; география — их любимейшая наука, поскольку рассказывает о том, где можно попутешествовать. Да еще «хвост» из волос на макушке они ценят примерно так же, как гном — бороду.
Разумеется, в приключении они незаменимы: ловчее всех вскроют замок (замок оскорбляет их самим фактом своего существования), обнаружат и устранят ловушку. Правда, в отличие от своих коллег из других рас не очень любят бить в спину.
Зато у них есть особое национальное оружие — хупак, который представляет собой помесь посоха, пращи и рогатки, а также может издавать устрашающие звуки и очень удобен как дорожная палка.
Еще они могут похвастаться полным бесстрашием, способностью к дразнилкам (знаете, таким, от которых противник теряет способность действовать хладнокровно и очертя голову кидается оторвать этому мелкому паршивцу все выступающие части тела).
Низушки
Низушки Анджея Сапковского — это, по большому счету, те же хоббиты, с одной только поправкой: на границах не нашлось следопытов, чтобы их охранять. А потому им пришлось столкнуться лицом к лицу с жестоким миром — где бывают грабители и мародеры, войны и даже погромы. И низушки научились защищаться, а кое-кто из них подался даже в «белки» — воюющие против людей отряды не то партизан, не то террористов.
Но в душе они остались все такими же миролюбивыми. И далеко не случайно самый, вероятно, колоритный персонаж этой расы — врач, а точнее — полевой хирург.
— Поздравляю дам и себя с удачной резекцией тонкого и толстого кишечника, спленэктомией и сшивкой печени. Обращаю внимание на время, понадобившееся нам, чтобы ликвидировать последствия того, что за доли секунды было сотворено нашему пациенту во время боя... Советую это воспринять как материал для философских размышлений. А теперь мазель Шани зашьет нам пациента.
— Но я этого еще никогда не делала, господин Русти.
— Когда-то надобно начинать. Шейте красное с красным, желтое с желтым, белое с белым. Так наверняка будет хорошо...
В более благоприятные годы низушки живут все тем же фермерством; впрочем, хватает среди них и удачливых бизнесменов (что вызывает у людей зависть и в конечном счете приводит все к тем же погромам).
Выглядят низушки точь-в-точь как хоббиты. Наверное, это самые близкие их родственники.
Полурослики в играх
The Return of the King. Мерри и Эовин встречают назгула. |
К полуросликам можно отнести примерно те же слова, которые я говорил о карликах: наши игры не ценят их незлобивый и веселый нрав. Поэтому, хотя они исправно встречаются в большинстве ролевых игр, играют ими куда реже, чем могли бы. Ведь они не могут похвастаться мощью гнома или волшебными талантами эльфа. К тому же их боевая специализация — пращи и ручное метательное оружие — в играх малопопулярна.
И все же представительство полуросликов в игровых мирах довольно-таки обширно.
Начнем с The Lord of the Rings Online. Там со знанием дела представлена хоббитская страна (карта довольно-таки близка к настоящей, дома — весьма натуральные, портреты хоббитов — тоже). И сами хоббиты вполне желанны в игровой команде — их среди игровых персонажей совсем не мало. Конечно, в первую очередь они подвизаются в роли взломщиков, но и охотники или менестрели среди них тоже не редкость.
Очаровательно сделаны первые шаги хоббитской карьеры. Трудно поверить, но несколько первых уровней после попадания в Шир хоббит вообще не получает боевых заданий! Вместо этого он бегает с поручениями, помогает хоббитятам играть в прятки (!) и так далее. И даже когда ему сообщают, что «дикая свинюка раскопала поле с репой», его просят вовсе не убить упрямую тварь, а... закопать за ней ямы.
И это невероятно правильно. Конечно, впоследствии хоббит имеет все шансы сделаться ширрифом и встретиться лицом к лицу с опасностью на границах, но поначалу он успевает проникнуться настоящим хоббитским образом жизни.
На нашем диске: в Клубе игропутешествий прошлого номера вы могли познакомиться с Широм, а в этом — с Байкландией и Древним лесом.
А еще хоббиты в этой игре — самая живучая раса. Даже здоровее гномов.
LOTR Online. Бильбо обосновался в каминном зале Ривенделла. |
Конечно же, другие игры по «Властелину Колец» тоже не обошли их вниманием. Так, например, в The Return of the King нам довелось поиграть за Сэма Гэмджи, охраняющего хозяина ото всех бед. Хоббиты отлично перемещаются незамеченными при помощи эльфийского плаща... чтобы потом аккуратно воткнуть противнику в спину ножик. В The War of the Ring Фродо ускорял восстановление способностей вашими бойцами (и, о ужас, надевание Кольца там не вело к катастрофе, а наоборот, было вполне полезной маскировкой — даром что здоровье потихоньку падало).
Нередки полурослики и за пределами игр по Толкину.
Так, например, в Arcanum полурослики, помимо обычных плюсов к воровским умениям, могут похвастаться тем, что их любят все другие расы; эта идея встречается еще в нескольких играх. А один из присоединяемых персонажей, полурослик Толо, носит вполне каноническую фамилию Underhill.
Симпатия со стороны других рас сильно помогает полуросликам и в Master of Magic; а еще они там лучше всех производят пищу (неудивительно!) и очень удачливы (+1 к любому броску!). Их элитные войска — пращники.
В Heroes of Might & Magic полурослики угодили на роль помощников магов (кто же, кроме Гэндальфа и его коллег, заставит их воевать!). Воюют они опять-таки пращами.
На безумных полуросликов мира DarkSun можно посмотреть в двух одноименных играх (DarkSun и DarkSun 2).
Напоследок хотел бы отметить вот что. В играх (за исключением, быть может, The Lord of the Rings Online) почти не задействовано одно ценнейшее свойство этого народа.
Полуросликов очень приятно защищать. Если удалось спасти хоббитскую деревню от напасти — сразу чувствуется, что сделано что-то хорошее. А если деревня погибла — ее будет жалко. В отличие от многих других. Зачерствевшее сердце старого игрока мало чем проймешь, но симпатия к хоббитам возникает даже у тех, кто и не подозревал в себе подобных чувств к игровым героям.
Для игр хоббиты и их родичи, как и карлики, — во многом герои будущего. Когда сюжет станет важнейшей частью игры — тогда эти народы окажутся востребованы по-настоящему. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.