Существо напоминало гигантское дерево, раскидистый вековой дуб, а может, оно и было дубом. Но очень уж дубом нетипичным. Вместо того чтобы позволять бегать по себе белочкам и гадить на себя коноплянкам, этот дуб резво вышагивал по лесу, мерно топал толстенными корнями и размахивал ветвями. Толстый ствол — или туловище? — чудища на глаз был саженей двух в диаметре, а зияющее в нем дупло было, пожалуй, не дуплом, а пастью, потому что чавкало со звуком, напоминающим хлопанье тяжелых дверей.
— Вылавливай, — услышали они снизу, со стороны корней. — Деревушко, вылавливай.
За дубочудом, легонько подгоняя его прутиком, бежала молодая друидка в белой одежке и веночке из цветов. — Не обижай их, Деревушко, не стискивай. Нежненько. Вылавливай...
А. Сапковский, «Башня Ласточки»
Испокон веку известно: не все деревья одинаково неподвижны. Хотя большая их часть живет всю жизнь оседло, некоторые проявляют... не скажу — прыть, обычно они степенны и неторопливы, но все же некую непоседливость. И совсем не прочь сдвинуться с места, а порой изловить какое-нибудь хлипкое двуногое млекопитающее — да и оторвать ему несколько лишних веток, в назидание за рубку зеленых друзей и разведение костров без присмотра лесничего. Вот о такой растительности мы сегодня и поговорим.
Как узнать древочеловека
Древочеловек, он же древень, треант, энт, дубочуд, хуорн и много кто еще, встречался в античности и средневековье чуть ли не всюду, где есть леса. Видали их в Скандинавии и Греции, Британии и Польше, Московии и Китае, Африке и Америке. Тут, как и в случае с псоглавцами (см. третью главу нашей «Красной книги»), первооткрывателя назвать невозможно: корни этого народа уходят не только в почву, но еще и в глубину веков.
Узнать древолюда непросто, хотя внешность у него — более чем характерная. Туловище — от трех до двадцати метров в вышину и порой до нескольких метров в обхвате, покрытое буро-зеленоватой кожей, которую невнимательный путник может легко спутать с корой. Ноги — для такого тела довольно короткие, причем в неподвижном состоянии древень может прятать их в землю, словно корни. Руки же, напротив, весьма длинные — порой даже длинней туловища, и нередко их бывает гораздо больше двух. Волосы древочеловеку заменяют листва и мох. Голова у него может и отсутствовать: в таком случае глаза, рот и мыслительные органы размещаются непосредственно в стволе.
Дерево слева — точно вне подозрений. А вот к дереву справа есть смысл приглядеться повнимательнее. |
Гуляя по лесу, обращайте внимание на то, что вокруг цветет и зеленеет. Если ствол дерева полностью входит в землю, без полостей, то это, скорее всего, честное и безобидное растение. А вот если у корней имеется нора или дупло — будьте осторожны: именно так обычно маскирует себя древочеловек. Он не в состоянии полностью загнать нижние конечности в грунт.
Если у дерева есть ветки на высоте метр-полтора — оно тоже практически вне подозрений. Туловище древолюдей идет, как правило, ввысь монолитным стволом вплоть до той точки, где начинаются крона и от ствола отходят крупные ветви — руки. Быть может, поэтому чаще всего древолюды маскируются под дуб, вяз, иву, в тропиках — баньян и баобаб; елового древочеловека ни один известный мне автор не описывал.
Глаза и рот вы, скорее всего, не обнаружите, пока древень сам не проявит свою сущность. Некоторые из них, правда, держат рот открытым (тогда он выглядит типичным дуплом).
Некоторые авторы утверждают, будто древолюдей проще узнать зимой: вокруг них подтаивает снег. Видимо, они теплокровные. Не исключено; но только учтите, что во сне их температура может и снизиться.
А полная уверенность у вас, если вы, конечно, не друид, будет только тогда, когда древочеловек сам покажется вам. Но не исключено, что тогда будет уже поздно.
Повадки лесных великанов
Древочеловек, по-видимому, не нуждается в иной пище, чем обычные деревья, хотя иногда не прочь отведать нарушителя лесных законов — в качестве лакомства и в воспитательных целях. А вот пить ему нужно, и пьет он как ногами-корнями, так и ртом. В засушливой местности древолюди не живут. Неудивительно, что чаще всего их видели в известной своим сырым климатом Британии.
World of Warcraft: Вот такой растительностью славится Felwood. |
Еще больше, чем в питье, они нуждаются в здоровом, крепком сне. Древень не бегает туда-сюда по лесу: большую часть времени он так же неподвижен, как и вся остальная лесная растительность, и только руки покачиваются на ветру. Спит. Может проспать неделю, может — год, может — триста лет. В этом состоянии ему вполне хватает того, что выпьют корни.
Речь древесного народа не только непонятна абсолютному большинству людей (а также и других гуманоидных рас), но еще и невоспроизводима человеческой гортанью. Состоит она из гулких басовых звуков. Поэтому те немногие, кто обучен этому языку, общаются с древесным народом при помощи музыкальных инструментов: специальной свирели, разновидности фагота и — главное — волынки. Волынка — не просто гордость Шотландии, это еще и насущно необходимое средство коммуникации с хозяевами британских лесов. Те из вас, кто когда-либо слышал звуки этого инструмента, легко представят себе, на что похожа беседа с древочеловеком.
Древочеловек из настольного Warhammer. |
Напротив, некоторые древолюди говорят на человеческих и эльфийских языках или, во всяком случае, понимают их. По многочисленным свидетельствам, британские древни отлично понимают тайную речь друидов. Но об этом разговор ниже.
Физическая сила древолюдей невероятна; они запросто могут разломать руками каменную плиту или разобрать крепостную стену. А уж раздавить человека им и вовсе несложно. На самом деле гораздо труднее не раздавить, если уж он попал им в руки.
От опустошения древнями людские поселения спасает не столько доблесть воинов, сколько тот факт, что древолюди в массе своей совершенно неагрессивны. Лишь немногие из них нападают первыми. И даже самые злобные не слишком опасны для человека, пока тот спокойно живет в своем доме: дело в том, что древолюди невероятно ленивы и никогда никуда не торопятся. Зачем, спрашивается, идти куда-то искать людей, когда можно просто вздремнуть годков на десять — за это время, глядишь, кто-нибудь да придет...
Часть древней не вполне разумна; их еще называют одичавшими. Именно они в первую очередь нападают на людей.
Как с ними сражаться
Первым делом задайте себе более важный вопрос: зачем с ними сражаться? Даже если вам не повезло и вы натолкнулись на агрессивный экземпляр — будет гораздо умнее перейти к плану «Б». Древень едва ли сумеет вас догнать. Для жадных добавлю: кошельков с собой древолюди не носят, сокровищницы, на манер драконьей, не держат, так что стоит ли предоставлять медлительному созданию шанс пустить вас на перегной?
В EverQuest это — просто монстр. Никаких чудес. |
Единственная сколько-нибудь оправданная причина для драки — это если древочеловек захватил вашего друга и не отдает. И то разумнее будет с ним договориться.
Но коль скоро все же припекло — имейте в виду, что копье, а тем паче булаву и саблю, лучше оставить дома. Его кору все это добро не пробьет и даже не доставит легких неудобств.
Топоры, тяжелые мечи, мачете — это ближе. Но не только к успеху, а еще и к ветвям древолюда — так что «радость общения» будет взаимной. С таким оружием орки ходили на энтов, и небезуспешно — но текучесть кадров среди «лесорубов» наблюдалась невероятная.
Так что в ближнем бою я бы скорее рекомендовал секиры или алебарды — они обеспечивают хоть какую-то дистанцию от ветвей.
Стрелы? Да, они пробивают кору. Но зримого вреда не наносят. Поэтому, чтобы серьезно досадить древню, их надо сотни две-три. У вас с собой столько есть?
Огонь? Многие применяли такой способ. Но только... пленника так не спасешь, зажарится за милую душу.
Пробовали накидные петли; но повалить древня почти невозможно — пальцы-корни держат крепко, а сам он рвет веревки, словно паутинку.
В общем, если не умеете договариваться с древнями по-хорошему — обходите их десятой дорогой. Лучше даже одиннадцатой.
Потому что ветвями своими древолюд может сражаться сразу со многими противниками, захватывая их и сжимая до превращения неприятеля в питательный фарш. Потому что ноги-корни неожиданно выкапываются из-под земли в нескольких метрах от ствола и протыкают либо душат противников. Потому что... но не довольно ли?
Old Man Willow
В NWN энты появились в «пакете народных дополнений» — СЕР. |
Старая Ива (или, скорее, Старый Ив — о нем говорят только в мужском роде) — весьма популярный персонаж самых разнообразных историй. Бывает он и мудрым сказочником, и своевольным хозяином леса, и другом лесного царя.
Но чаще всего он, увы, личность малосимпатичная. Ему подчиняются все растения и большинство зверей, и этот факт он использует в первую очередь затем, чтобы сбить людей с тропы и заманить в самое сердце леса — где и произрастает Старый Ив. Как правило — над каким-нибудь стоячим озерцом.
Привлеченных таким образом путников Ив либо поедает сразу, схватив ветвями и корнями, либо усыпляет болотными испарениями и потом ест спящих.
Конечно, мы это читали — у Толкина, в Древнем (Вековечном) лесу. Часть переводчиков, не потерпев женского рода «ивы», переделали бедолагу в Вяз или еще в какое-нибудь растение (кажется, только Каменкович и Каррик двинулись в другую сторону — «Старуха Ива»). Но все равно образ более чем узнаваемый.
Дружба с друидами
Слово «друид» происходит от корня «дру» — дерево (не случайно русское слово звучит похоже: корень этот — санскритский и общий для многих индоевропейских языков. Tree, дендрос, дриада — это все отсюда же). Хотя исторические друиды не были такими уж миролюбивыми природопоклонниками, как в большинстве романов фэнтези и компьютерных игр, однако же деревья они действительно любили. Особенно — дуб.
В союзе с древолюдьми друидов подозревали всегда. И не просто подозревали, а впрямую утверждали, что разозлить друидов — значит призвать на себя гнев ходячих деревьев. Говорили также, что второе любимое растение друидов — омела, паразит, растущий подобно опятам на стволе живого дерева — служит как раз для управления древолюдьми. Метод кнута и пряника: если убедить не удалось, погрозим омелой... Отсюда же — соучастие друидов в изобретении волынки.
Позднейшие исследователи пытались объяснить, откуда взялось поверье о древолюдях (надо же было найти материалистическое толкование!). И вот что получилось...
Еще Юлий Цезарь рассказывал, что друиды порой казнят преступников, заточив их в деревянное подобие человека (или ивовую клетку в форме человека), которое потом сжигается. Этот-то страшноватый обычай, дескать, и послужил поводом для образа древочеловека.
Уверенности в этом, прямо скажем, нет: тем более что, по мнению многих специалистов, друиды сжигали эту самую ивовую фигуру без человека внутри. Это часть ритуалов Майского Праздника — дня Белтейн (в разных переводах — Белтайн, Беллетейн), которая впоследствии превратилась в украшение Майского Дерева.
А вот Old Man Willow, возможно, и впрямь сродни этой ивовой фигуре.
Дело о шагающем лесе |
Одна из наиболее знаменитых пьес Шекспира — «Макбет» — рассказывает, как известно, что Макбету была предсказана непобедимость до тех пор, пока Бирнамский лес не пойдет штурмом на его замок Дунсинан. Как оказалось, речь шла всего лишь о людях с ветками в руках; но мы вправе заподозрить, что не все так просто. И если покопаемся в источниках — то подозрения наши блестяще оправдаются. Итак, по одной из версий легенды, Макбет очень крепко насолил друидам, искореняя их веру — и был за это наказан, когда его замок древолюди сровняли с землей. По другой же версии, Макбет опасался, что пророчество исполнится именно таким образом — и начал масштабные гонения на друидов, а исполнилось оно примерно так же, как в пьесе. Что интересно, нигде, кроме шекспировской пьесы, Макбет не выглядит особенным злодеем. Никакого друга по имени Банко, которого бы тот мог убить, у него не было, да и король Дункан помер сам по себе. Банко придумали вообще намного позже: в качестве... легендарного предка шотландской династии Стюартов. Именно из-за этого и писалась пьеса: чтобы прославить взошедшего на трон короля Якова Стюарта и показать, что ему с невесть каких времен предначертано воцариться в Британии. Но вот врагом последних британских друидов его называют многие. |
Свита древочеловека
Древочеловек — существо мудрое, долгоживущее и в своем лесу весьма влиятельное. Поэтому у него обычно немало друзей и помимо друидов.
На Британских островах они водят дружбу с эльфами и лепрехунами, на Руси не прочь приютить в «кармане» из коры лешего, в Греции весьма ценимы дриадами, а фавны любят водить вокруг них хороводы — простое дерево, согласитесь, для этой цели совсем не так интересно.
Звери тоже любят древолюдей, но те не всегда платят им взаимностью (может, потому, что звери часто обгрызают кору и ветки?), однако всегда защищают их в случае невзгоды: вырубки, пожара и так далее.
Злокозненные древни предпочитают общество болотных огоньков (вилл-о-виспов): они — вернейшие союзники в заманивании двуногой дичи.
Так что предостерегаю любителей срубать ивушки под самый корешок: мало того, что древочеловек и сам может неплохо за себя постоять, он, как правило, не одинок.
А вот скопления древней случаются редко. Обычно они живут поодиночке, от силы вдвоем. И хотя в лесу (коль скоро это чаща размером с Арденнский лес или, если угодно, Фангорн) их может быть очень немало, но собираются вместе они лишь по большим праздникам (вроде дня середины лета, известного у нас как день Ивана Купалы), а также на совет — в случае опасности.
Не спутайте
Хотя, казалось бы, перепутать с кем-либо древочеловека трудно, все же надо предостеречь от пары возможных ошибок.
Всевозможные подвижные деревья, вроде Гремучей Ивы из «Гарри Поттера» или популярных у многих авторов хищных лиан, не обладают разумом и никак не могут быть причислены к этой расе. Они скорее сродни венериной мухоловке и другим хищным растениям из традиционной ботаники.
Скопление растений, образующее живой холм, — ползун, он же shambler — также нельзя считать древнем. Оно по природе своей ближе к элементалям или, быть может, ульевым организмам: у ползуна нет никакой «анатомии», он состоит из однородной растительной массы. Да и в повадках общего мало.
Как ни странно, некоторые причисляют к древолюдям крошечного богуна. Помимо размеров (он величиной с лягушку, от силы — с кошку), его отличает в первую очередь то, что он — не организм, а конструкция, нечто вроде гомункулуса или голема. О, конечно, созданная самыми естественными способами, а не чуждым природе чародейством, но тем не менее именно конструкция, а не по-настоящему живое существо.
Наконец, некоторые виды лесных великанов из-за зеленых волос и буро-зеленоватой кожи также по ошибке относят к древолюдям. Помните: древочеловек — по меньшей мере наполовину растение. Он пьет воду ногами, не нуждается в пище и запросто может сойти за дерево при беглом осмотре. А сходство великана с растением — чисто поверхностное.
Древолюди в книгах
Дж. Р. Р. Толкин
Хотя образ древолюдей известен с незапамятных времен и хорошо знаком почти всем народам, в фэнтези он чаще всего приходит из книг Толкина. Это, разумеется, не просто так: энты показаны в «Двух башнях» весьма обаятельно и характерно. Тут и специфический язык (переданный как «Бум, бум, рамбум, борарбумбум, дарарбум»), и легендарная неторопливость, и миролюбие в сочетании с совершенно неприличной физической силой (разобрать на части скальное кольцо Изенгарда — это ведь даже не разрушение обычной крепостной стены!), и роль защитника леса (они изначально созданы Яванной для спасения деревьев от гномьих топоров), и трагизм: энты утратили своих женщин, энтиц, и не могут их найти).
Хоббиты увидели перед собой очень-очень необычное лицо. Оно принадлежало голове, которая, в свою очередь, принадлежала не менее странной человекообразной (скорее даже троллеобразной) фигуре, соединенной с вышеупомянутой головой без какого-либо намека на шею. Ростом существо было около пятнадцати футов, а то и выше. То ли оно одевалось в серо-зеленое тряпье, похожее на кору, то ли такой была его шкура, сказать трудно. По крайней мере руки покрывала гладкая коричневая кожа. На каждой из огромных ног красовалось по семь пальцев. Нижняя часть вытянутого лица пряталась в длинной серой бороде, весьма кустистой и ветвистой. Но в ту минуту хоббиты не видели ничего, кроме глаз. Эти глаза — карие, с зеленоватым огоньком — изучали их, медленно и спокойно, но очень тщательно.
— Хрум, хум, — пробасил голос, глубокий, как звук огромной деревянной трубы. — Очень, очень странно! Но не будем торопиться — вот мой девиз. Если бы я увидел вас до того, как услышал ваши голоса — я бы наверняка принял вас за маленьких орчат и растоптал на месте, и лишь потом понял бы свою ошибку.
Энты — не часть «бестиария», а один из четырех (пяти) свободных народов (эльфы, люди, гномы, энты, Древобород добавляет в список хоббитов). Это подтверждает и деятельность Моргота, который сделал «злобный вариант» не только для эльфов, но и для энтов (тролли).
Есть у энтов, увы, и «одичавшие» родичи — хуорны (в некоторых переводах почему-то «гворны»). Эти способны общаться только с энтами, а в их отсутствие запросто могут напасть безо всякой причины. Похоже, упомянутый уже Старый Ив тоже из их породы.
Многие последующие авторы хотели бы заимствовать энтов вместе со словом, но нельзя; поэтому они договорились на замене: treant. В русских версиях игр, впрочем, все чаще «треанты» снова становятся энтами.
К. С. Льюис
В «Нарнии» древолюди пробуждаются тогда, когда сама земля решает проснуться, — чтобы принять активное участие в происходящем. Например, когда Нарния освобождается от захватчиков-тельмаринцев («Принц Каспиан»), сперва за дело берутся говорящие звери, гномы, фавны и кентавры, а потом им на подмогу является сам лес.
Стояли ли вы когда-нибудь на краю огромного леса на высоком обрыве, когда дикий юго-западный ветер ревет в полную силу? Представьте себе этот звук. А теперь вообразите, что лес, вместо того, чтобы стоять на одном месте, бросается на вас, и это уже больше не деревья, а громадные люди, похожие на деревья, потому что их длинные руки колышутся, как ветви; они вскидывают головы, и листья падают вокруг них, как ливень.
Древолюди — стихийная сила. И не исключено, что на самом деле пробудить и сделать древолюдом можно в Нарнии любое дерево. (Между прочим, на это ссылался один из разработчиков D&D, предложивший заклинание Changestaff, делающее древня из... посоха друида.)
Кейт Уиндлер
У нее древолюди — необходимое условие... распространения по миру человечьего племени. Большая часть мира покрыта последствиями магической «третьей мировой»; а древолюди занимаются тем, что в научной фантастике назвали бы «терраформированием».
После того, как в бывшей пустыне пробиваются всходы, древолюди уходят дальше — а на их место могут прийти другие народы. И, если они не будут уж слишком ретивы в «окультуривании» земли, пустыня, может быть, не вернется.
Главное — не трогать те места, где древолюди насадили леса. Это их курорты, туда они возвращаются отдохнуть от трудов праведных. На отдыхе беспокоить их крайне не рекомендуется.
А. Сапковский
Единственный случай, когда древочеловек встречается в истории о ведьмаке, приведен в эпиграфе. Но нам эта сага интересна сегодня не только качественным описанием «дубочуда»: там же мы можем пронаблюдать в действии Ивовую Бабу — клетку, о которой мы говорили в главе о друидах. Что интересно, клетка эта придумана не друидами, а их противниками:
— Эта клетка, — сказала фламиника, — должна была служить зимней кормушкой для голодающих животных и стоять в лесу, заполненная сеном. Но когда мы схватили этих мерзавцев, я вспомнила о гнусных сплетнях и наветах, которые распространяют о нас люди. Хорошо, подумала я, вы получите вашу Ивовую Бабу. Вы сами придумали этот вызывающий ужас кошмар, ну, так я вам его обеспечу...
Дело, между прочим, происходит в лесу Мырквид — в этом названии легко угадывается Mirkwood, в переводах Толкина — Зачарованный лес, Лихолесье или Темнолесье.
Р. Джордан
В мире Джордана была раса «зеленых людей», они же нимы; они когда-то были многочисленны и помогали людям. Но это было задолго до тех дней, о которых говорит «Колесо Времен»...
Человеческая фигура, оплетенная вьющимися растениями и листьями, зелеными, живыми и не прекращающими расти. Волосы были ниспадающей до плеч травой; глаза — огромные лесные орехи; ногти — желуди. Зеленые листья облекали его в тунику и штаны; бесшовная кора — в башмаки. Вокруг кружились бабочки, усаживаясь на пальцы, плечи, лицо. Лишь одно портило совершенство зелени. Глубокая трещина пересекала щеку и висок через макушку головы, а плющ в разломе высох и побурел.
До событий романа, увы, дожил всего один зеленый человек, и его гибель нам придется наблюдать. Тема обреченности вообще часто возникает в применении к древолюдям — так повелось еще со времен Толкина...
Но не все потеряно: раса огир хоть и не может быть названа растительной, но все же явно сродни энтам: и легендарной неторопливостью, и общим жизненным укладом, и связью с деревьями: так, например, нужные им предметы они не вырезают из дерева, а... выращивают.
Дело о лапифах |
Еще одна спорная тема, в которой герои нашего сегодняшнего рассказа то ли участвуют, то ли нет, — это лапифы и их война с кентаврами. Широко о лапифах известно то, что они большие, буйные во хмелю и без, довольно-таки дикие и, как и их извечные враги — кентавры, происходят от титанов. Но при этом часть авторов (и мифов) объявляет лапифов каменными великанами, а часть — древолюдьми. Последнюю версию поддерживает, например, известный специалист по титанам Голосовкер; ту же точку зрения можно встретить в романах Г. Л. Олди. Если это все-таки древолюди, то они более человекоподобны, чем многие их родичи; они также свободно скрещиваются с людьми, и среди мифологических героев и царей (правда, в основном второго, если не третьего плана) немало их потомков. Которые от папочек унаследовали только недюжинную силушку и буйный нрав. Говорят еще, что лапифы обладают двумя формами — человеческой и древесной. Существует также версия, будто бы лапифы — это лес, оживленный некогда Дионисом. Но непонятно, как она стыкуется со всем остальным. Впрочем, как мы уже писали в статье о нимфах, не ищите логики в речах древних греков. |
Древолюди в играх
Миролюбие древесного народа произвело впечатление даже на кровожадных игроделов, у которых большинство таинственных и загадочных существ сделалось самыми обыкновенными хищными тварями системы «моя твоя убивать, потому что моя ненавидеть все, что движется».
В это трудно поверить, но древолюди примерно в половине игр не нападают первыми. Правда, спасает их это далеко не всегда.
В стратегиях чаще всего они выступают на стороне лесных эльфов: этот союз был заключен еще в Warhammer (кстати, в Dark Omen в лесу Лорен мы можем сразиться бок о бок с древочеловеком и оценить его колоссальные возможности). Характерные особенности в стратегиях — живучесть и много атак за ход.
Heroes of Might & Magic
HoMM V: Выглядят энты не совсем канонично, но убедительно. |
В первых двух частях разработчики уважили нежелание древолюдей принимать участие в людских конфликтах и отвели им роль советчиков: растет себе где-нибудь и за самоцветы либо бесплатно повышает вам уровень. Зачем дереву самоцветы, наука пока не установила: удобрение, что ли? Или хотят добиться златой цепи на дубе том?
С третьей части им пришлось выступить в воинстве лесного народа; но по-настоящему они себя проявили в HoMM V, где сделались красой и гордостью эльфийской армии, этакими «идеальными танками»: невероятно прочными и живучими, которые при этом умеют обхватить противника корнями и не подпускать к более уязвимым войскам.
Демиурги
В «Демиургах» древни задумывались как «пушечное мясо»: недорогие и регенерируют. Правда, регенерация в «Демиургах» исключает нанесение урона противнику, что несколько обесценивает идею по сравнению с первоисточником — Magic: the Gathering.
(Кстати, в последней энтов всех мастей — великое множество. Появляются чуть ли не в каждом новом наборе карт: большие, маленькие, средние.)
А самый могучий древень обладает в «Демиургах» свойством... кровожадности. Причем некоторые герои еще и умеют делать всех древней вампирами. Чтобы представить себе такое, нужно на редкость богатое воображение.
Warcraft
Warcraft III: Дерево оплетает рудник и тихо качает корнями золото. Экономика по-эльфийски. |
В Warcraft древолюди занимают очень интересное место: они служат жилищами для ночных эльфов. И по их команде откочевывают куда приказано, а также воюют. Основное же время — спят, пока в их дуплах рождаются новые эльфийские лучницы...
Хранитель рощи, герой эльфов, даже призывает новых древолюдей в бою, как архимаг — элементалей.
А в World of Warcraft они встречаются редко — и бродят себе по лесам, ни на кого не нападая. Однако многие их все равно изводят ради каких-то там компонентов, металлических частей (ну откуда они в энте?!) и даже пускают на бревна. Фи.
Не обижайте древолюдей. Во-первых, это крайне опасно для здоровья, а во-вторых, вымирание этого вида чревато экологической катастрофой. Говорят, в Сибири они еще встречаются; хорошо бы их снова акклиматизировать у нас. Хоть это и приведет к потерям в рядах любителей пикников с водкой и рубкой столетних деревьев на дрова для шашлыка.