Шел монах за подаяньем,
Нес в руках горшок с геранью,
В сумке — палку с острой гранью,
Цеп трехзвенный и клевец...
Г. Л. Олди, «Мессия очищает диск»
Цепы, кистени и их родня отличаются от остального холодного оружия очень существенно: ударная часть соединена с рукоятью не жестко, а гибко, что порождает совершенно другую технику боя, другие возможности и проблемы. Поэтому бывает грустно, когда цеп отличается в игре, скажем, от булавы меньше, чем та же булава от топора.
А еще цеп, кажется, единственное оружие, чья самая популярная в играх разновидность — по совместительству самая невероятная.
Как устроен цеп
Наиболее характерный цеп состоит из рукояти, она же цеповище, или держало, боевой части (гиря, яблоко, било, молотило) и связующей их цепи либо веревки.
Цеповище бывает обычно в длину 15-50 см у одноручного оружия; двуручные цепы, будучи по сути своей сельскохозяйственными орудиями, могут достигать в длину полутора метров и более (самый крупный известный цеп — 210 см в цеповище). Это просто деревянная палка, возможно, с обмотанной тканью либо кожей «хватательной» частью; металлической оковки и тому подобных «украшательств» нет, потому что парировать удар цепом все равно никто не будет. У кистеня на втором конце рукояти — петля (темляк), надеваемая на руку.
На заметку: кистень — разновидность цепа. Поэтому не стоит удивляться, что кистень регулярно называют цепом, ошибки в этом нет.
Боевая часть — либо компактный тяжелый груз, либо (у взятых на вооружение крестьянских цепов, включая и восточные варианты) просто палка, такая же, как рукоять (но обычно толще и короче). Груз не слишком тяжел: вполне хватало 300-500 г (иногда даже 60-100 г), изредка — килограмма, и даже у двуручных цепов груз обычно не превосходил 1,5 кг.
В играх гирю цепа практически всегда изображают с шипами, но это скорее экзотика, чем норма. Такой цеп лучше пробивает доспехи, но шипастое яблоко склонно цепляться за все что ни попадя (а цеп контролируется намного хуже булавы — по очевидным причинам). Правда, шипастый цеп выглядит намного страшнее; ошибкой будет не учитывать подобные эффекты.
Внимание — миф: профессиональные цепы обычно имеют от трех до пяти яблок. На самом деле даже двухголовые цепы — чрезвычайная редкость (речь о них пойдет ниже). Пять же голов вообще не дают никаких преимуществ, бить ими очень тяжело и крайне неудобно, яблоки мешают друг другу. Вот у боевых плетей с крошечными гирьками гирек этих может быть и несколько. А три-пять шипастых яблок (как, например, нарисовано в King's Bounty) — нонсенс, противоестественный гибрид плети с моргенштерном. Сражаться им примерно так же удобно, как букетом роз.
Цепь (она же приузд, подвес) у чисто боевых цепов бывала довольно длинной — 30-40 см, у сельскохозяйственных — буквально несколько сантиметров.
Цеповище может отсутствовать; разбойничий кистень чаще всего состоит из яблока и цепи, которые хранят в кармане либо за пазухой и раскручивают просто рукой. Для серьезного боя такой вариант не слишком хорош, зато позволяет не афишировать его наличие. Подобное оружие называется еще навязным кистенем.
Может отсутствовать и боевая часть; впрочем, такое оружие скорее стоит именовать кнутом или плетью.
Стоит ли вооружаться цепом?
Цеп — отнюдь не экзотическое оружие в военной истории; чтобы предпочесть такое необычное снаряжение, есть довольно веские причины...
Удар трудно отразить. Представьте себе этот шар на гибкой цепи, который способен ударить сбоку и даже сзади — при том, что противник находится прямо перед вами. Яблоко кистеня легко огибает щит и выставленный в блок меч (иногда уже после удара опутывается вокруг него). Все способы активной защиты против цепов работают крайне посредственно.
Мощный удар без отдачи. Цепь обеспечивает очень большое плечо рычага, что в совокупности с весом груза означает высокую силу удара. При этом нет отдачи в руку владельца, риска сломать древко и так далее. В каком-то смысле цеп — нечто среднее между классическим оружием ближнего боя и метательным.
Внимание — миф: удар кистеня раскалывает латы. Разве что этот кистень (или даже двуручный боевой цеп) находится в руках великана; латы — не орех и не имеют обыкновения разваливаться на куски даже от сильного удара. Другое дело, что импульса, сообщенного цепом, может быть вполне достаточно, чтобы вышибить из седла или раздробить кость... а уж с упавшим противником как-нибудь разберутся.
Им удобно обезоруживать. Если кистень схлестнулся с оружием врага — он довольно легко обвивается вокруг последнего, и при известном навыке можно выдернуть вражеское оружие.
Большая дистанция угрозы. Благодаря цепи кистень — штука длинная, и при этом им удобно оперировать одной рукой; по дистанции угрозы он несколько превосходит меч, а двуручный цеп сопоставим в этом отношении с алебардой. Булава, топор и многие другие проигрывают в этом отношении безнадежно.
Не слишком требователен к технике боя. Владеть цепом, как и копьем, может научиться даже деревенский увалень, впервые вышедший на поле битвы (да он им, как правило, уже умеет пользоваться; как говаривал московский губернатор Ростопчин, «француз не тяжеле снопа аржаного»). Даже «профессиональный» кистень — оружие в применении не самое сложное. При этом у владельца кистеня будет некоторый шанс против профессионального бойца.
Стоит недорого. Обычный крестьянский цеп — уже оружие, его даже не надо модифицировать под военные нужды. Конечно, специально подготовленный для боя цеп подороже, но цена меча намного выше.
Убедительно, не правда ли? Теперь попробуем отговорить от ношения цепа.
Оружие одного удара. Представим себе, что все произошло как нельзя лучше: меч врага опутан цепью кистеня, до того он успел нанести удар и не промахнулся... А теперь вопрос: сколько времени пройдет до того, как кистень будет снова готов к бою? Секунда? Две? Три? Как говаривал Ааз: «Слишком поздно — ты уже убит».
В лихой кавалерийской атаке это, возможно, и не фатально, если верный конь успеет вынести за пределы досягаемости врага; а вот в гуще боя такое промедление крайне опасно. По той же причине в свое время топор проиграл конкуренцию булаве.
Невозможно парировать вражеский удар. Кистень к парированию непригоден в принципе — только путем захвата оружия цепью (опасность этого показана выше). Соответственно, приходится полагаться на щит. А в случае двуручного цепа все еще сложнее.
Исключает плотный строй. Причины те же, что и в случае топора или булавы, и даже более серьезные. Цепу нужен замах, причем контролируется он посредственно — нужно пространство между бойцами.
Удары однотипны. Техника боя цепом не слишком балует «секретными приемами» и «неожиданными ударами», она относительно предсказуема. Сражаться против него все равно непросто, но в случае поединка это дает небольшой дополнительный шанс врагу.
Ну и наконец, как уже говорилось, шипастый цеп слишком легко зацепляется и застревает, а если яблоко гладкое — относительно невелика пробивная сила. Но тут можно искать компромиссы.
Итак, попробуем сложить минусы и плюсы и подвести итог.
Цеп дает хорошие шансы «размена 1 на 1»: удар им очень часто достигает цели, но и потери среди его владельцев обычно высоки.
То, как он держит этот крест, наводит на мысль о разновидности навязного кистеня...
|
Поэтому для рыцарей и других тяжелых всадников цеп — оружие вспомогательное, и не более того. Пешие наемники предпочтут алебарду — она используется в плотном строю, который даст прикрытие от вражеских стрел.
А вот для ополченца цеп оказывается ключевым преимуществом в бою с рыцарской кавалерией: нивелирует разницу в классе, неплохо пробивает доспехи, силой удара способен убить лошадь... а что предполагает большие потери, так ополченцы всегда гибнут. Так хоть не умрут зря...
Для легкой конницы кистень — штука очень полезная: высокая скорость движения устраняет часть недостатков. Кроме того, в сшибке легкой кавалерии повышенные шансы на попадание удара кистенем как нигде более востребованы.
И наконец, если вам нужно прятать оружие — то есть если вы разбойник, партизан, мятежник, — кистень послужит лучше меча, топора или булавы.
В фэнтези-мире может быть и еще один резон пользоваться цепом. Он способен дать преимущество в длине по сравнению, скажем, с ручищей огра — при этом обеспечивая должную силу удара; но эта техника опять-таки крайне рискованна. Пика, алебарда, секира будут, вероятно, надежней. К тому же искателю приключений не рекомендуется забывать, что цеп — отвратительное оружие в условиях сильно пересеченной местности, в подлеске он запросто запутывается.
Возможно, у вас сложилось впечатление, что кистени и цепы всех сортов — оружие смертника. Но это не вполне точно; просто у профессионального бойца кистень не должен быть единственным оружием. Если пользоваться им по ситуации, он дает массу преимуществ.
Вот, например, представим себе расклад, при котором враги (и свои тоже) разрознены; так бывает, скажем, в уличных боях, когда штурмующие прорвались в город и рассыпались по улицам. В схватке один на один, да еще если это не поединок, а случайная сшибка, у кистеня великолепные шансы; но глупо поступит тот, кто будет с тем же кистенем стоять на городской стене.
Цепы в истории
Реальная история применения цепов подтверждает эти теоретические выкладки. Кистень популярен у казаков, гайдамаков, разбойников — иными словами, легких кавалеристов и налетчиков. Рыцарь тоже возит с собой подобные штуки, но не полагается на них как на главное оружие.
Двуручный цеп становится козырем в руках гуситов, фламандцев, участников крестьянских бунтов — когда необученная пехота вдруг оказывается более чем адекватным противовесом рыцарской элите. Это не то же самое, что случалось, скажем, при Креси: английский длинный лук — оружие высокопрофессиональное, им не вооружишь вчерашних землепашцев. Похожий эффект могло дать только ружье; и не случайно именно те же гуситы стали первыми, кто массово применял ружья на войне. Впрочем, это совсем другая история.
Флагеллянты в Warhammer: Mark of Chaos вооружены странным гибридом двуручного и одноручного цепов: рукоять и цепь — как у боевого цепа, груз — как у двуручного, и гвозди в него вбиты. |
Крестьянские мятежники всегда любили цепы еще и потому, что их ношение ну никак не инкриминируешь. Под эдикты о запрете оружия крестьянское молотило точно не подпадет; должны же они как-то урожай собирать и обрабатывать? Отсюда и растут всевозможные восточные техники боя «тем, что точно не оружие». Кстати, в наши дни это тоже актуально.
В регулярной пехоте оружие этого типа непопулярно, потому что не дает использовать важное преимущество — дисциплину, строевую подготовку (это сейчас она — рудимент, способ тренировать рефлекс повиновения, а в средневековье — основа выживания и ключевое превосходство опытной пехоты над ополчением).
Хронологию применения цепов писать не слишком интересно. У них не было ни периодов господства на поле боя, ни падений, как, скажем, у луков; было что-то вроде золотого века в конце средневековья (он же — закат рыцарской конницы), но и там мужицкому цепу противостояла профессиональная алебарда (и ее родня — годендаг, люцернский молот и прочие).
Конструкция также менялась не сильно, хотя костяное яблоко постепенно сменилось бронзовым, железным, а там и стальным, появлялись и исчезали шипы. Цеп — оружие не слишком технологичное, хитростей в его изготовлении мало.
История этого оружия не закончена и в наши дни. Кистень благополучно пережил меч, топор, секиру; его легко спрятать, а потому им и поныне пользуются во время всевозможных мятежей и революций, его применяют бандиты, а кое-где и силы охраны правопорядка (хотя это и не афишируется). Правда, у современных кистеней вместо цепи часто используется пружина — он складной, по нажатию кнопочки груз на пружине вылетает из рукоятки.
Разновидности цепов
Попробуем теперь разобраться с видами цепа. Казалось бы, что тут можно придумать? Но на самом деле разновидностей у этого оружия немало...
Кистень
Кистень отличается от прочих цепов высокой мобильностью и компактностью груза. У него достаточно длинный подвес (не менее 25 см, как правило — до полуметра), который позволяет раскрутить гирьку со скоростью примерно один оборот в секунду.
Рукоять, напротив, короткая — не более 30-35 см. Бывают кистени с рукоятью сантиметров в 15 (она практически полностью умещается в руке) и даже вообще без рукояти — навязные, у которых ремень или цепь крепятся непосредственно на руку.
Внимание — миф: кистень — оружие чисто конное и произошло от плети. У кочевников — безусловно, так и было; а вот народы Западной Европы превосходно вывели родословную кистеня от крестьянского цепа. Оружие в итоге получилось то же самое... Ну а его «принципиальная непригодность для пехоты» опровергается тем, что кистени прекрасно служили разбойничкам прямо в черте города (какие уж тут кони!), да и по сей день оказываются серьезной альтернативой кастету.
Шипастые кистени бывали, но чаще на шаре делали просто выступы, а не острые «лучи».
Кистень, вероятно, самый популярный из военных цепов; во всяком случае, использовался он много веков и в самых разных странах. Но он практически никогда не был единственным оружием бойца: причины изложены выше.
Гасило
Гасило по конструкции мало отличается от навязного кистеня; но его ремень оканчивается удобной для захвата петлей, что позволяет его метнуть. Таким образом, гасило сочетает в себе черты навязного кистеня и... бола (о нем мы говорили в статье, посвященной пращам). Правда, основной эффект гасила — все же ударный, а не запутывающий.
Бывали гасила с подвесом в несколько метров; такие могли использоваться как обычный навязной кистень (если намотать подвес на руку), а могли метаться — и потом вытягиваться обратно, словно гарпун. Впрочем, для использования такого оружия нужны очень необычные условия.
Ближайший современный родственник гасила — спортивный метательный молот; устроены они практически одинаково. Правда, молот, пожалуй, потяжелее: 7 кг. Между прочим, рекорд дальности (Юрий Седых, 1986) составляет 86 метров; оцените дальнобойность оружия...
Гасилом иногда называют и разбойничий снаряд для оглушения — мешочек с песком либо дробью на короткой веревке (по-английски — sap).
Зубастая цепь
Это тоже цеп без рукояти. Ее ключевое отличие — острые звенья цепи, которые сами по себе обладают поражающим эффектом. Она наносит страшные раны и производит серьезный психологический эффект, но техника боя таким оружием очень сложна, а риск зацепа очень велик, поэтому выбор это крайне непростой. Популярной зубастая цепь не была никогда (во всяком случае, на Западе).
Плеть
Плеть может быть и обычным средством для придания лошади дополнительного ускорения; боевая плеть отличается, как правило, большим весом и грузиком (грузиками) на конце. Ее еще называют боевым бичом или боевой камчой (и порой путают с кистенем). Укороченная плеть именуется также нагайкой (ногайкой).
Грузики на ней намного меньше и легче, чем у кистеня, потому-то их и можно использовать помногу. Почти всегда она — оружие легкой конницы (хотя исключения все же встречались). У казаков и степняков благополучно дожила до ХХ века.
Кусари-гама
Среди восточного оружия много странного, но кусари-гама выделяется даже в этом ряду. Она состоит из трех частей: серп-кама, к нему за рукоять крепится цепь, на другом ее конце — стальное яблоко.
Многие другие восточные цепы — оружие крестьянское, тайное, но не кусари-гама: хоть она и сделана из серпа-камы, выдать ее за мирный инструмент невозможно. Существует целое боевое искусство кусари-гамы, и, по некоторым источникам, она была замечательным противовесом самым популярным видам самурайского оружия — мечу и копью-яри. Есть легенда о знаменитом мастере кусари-гамы, который победил многих мечников, пока один из них не заманил его в бамбуковую рощу; среди густой поросли, как уже упоминалось, цепом не помашешь.
Впрочем, восточные премудрости — тема отдельной статьи (и не одной), причем, вероятно, не моей: на зыбкой почве берегов Желтого моря я чувствую себя не слишком уверенно.
Боевой цеп
Кеттенморгенштерн. Правда, темляк обычно бывает ременным, а не цепным — неудобно и неприятно.
|
Мы посмотрели, что будет, если еще укоротить рукоять кистеню, а теперь попробуем ее удлинить. Получается боевой цеп; это почти кистень, но потяжелее. Рукоять до полуметра, груз 500-1000 г.
Боевой цеп лучше годится для пехотинца, хотя бывает и у всадника. Он хорошо пробивает доспехи (вот тут как раз уместен шипастый шар: такое оружие называется кеттенморгенштерн), но бьет медленнее кистеня. Им вооружаются профессионалы, и не в качестве единственного оружия.
Двуручный цеп
Двуручный цеп (он же молотило) напрямую происходит от крестьянского; чаще всего это и есть сельскохозяйственный инструмент, как максимум — с утяжеленной или утыканной гвоздями гирькой.
Его рукоять в длину полтора-два метра, а подвес совсем коротенький, буквально несколько звеньев. Для серьезной боевой техники он не предназначен; колосья обычно не уворачиваются. А в сражении вся надежда на то, что успеешь ударить первым, потому что боец с двуручным цепом абсолютно незащищен. Щит держать нечем, парировать тоже не получится. Короче говоря, вот это — действительно оружие смертника; однако гуситам и фламандцам оно служило верой и правдой благодаря численному преимуществу и тому факту, что рыцари упорно продолжали недооценивать «этих мужиков с цепами».
Встречались двуручные цепы с несколькими грузами, но в бою лишние обычно отцепляли — очень неудобно; один такой цеп стал скипетром в Древнем Египте.
Двуглавый цеп
Двуглавый цеп с односторонним креплением.
|
А вот и двуглавый цеп, столь любимый игроделами — и такой непопулярный в жизни. Причем, как ни забавно, цепи эти обычно крепились не с одной стороны рукояти, а с разных (поэтому изо всех видов двойного оружия в D&D только dire flail — этот самый двуглавый цеп — и посох имеют отношение к реальности). Владение таким цепом требует очень тонкой техники, пожалуй, похитрее, чем с кусари-гамой.
Варианты с двумя-тремя головами с одной стороны рукояти встречались... изредка. Мы не можем с уверенностью сказать, что их вообще хоть когда-нибудь применяли в бою. Не исключено, что они — такое же парадно-церемониальное оружие, как двуручные сабли, одно время бытовавшие у дворцовой стражи в нескольких среднеазиатских городах.
Нунчаки и тройной цеп
Нунчаки.
|
Тройной цеп.
|
Рис, видимо, молотить легче, чем рожь и пшеницу; во всяком случае, если на Западе крестьянский цеп оказался здоровенной двухкилограммовой штуковиной, его восточный аналог легок и изящен. Всего лишь две палочки, обычно из дуба или клена, соединенных веревкой.
Да, нунчаки (нунтяку) — это тоже сельхозорудие, и боевые школы владения им — исходно крестьянские, для мятежников и для защиты от разбоя. В наши дни нунчаки тоже почти нигде не запрещены, и потому ими пытаются пользоваться для самообороны (или нападения) в тех странах, где нельзя носить оружие; правда, при этом часто недооценивают уровень владения этим оружием, без которого нунчаки опасны скорее для собственного владельца.
Несколько менее популярный родич нунчаков — тройной цеп: такие же палочки, но числом три, соединенные веревочками. Веревочки совсем короткие, буквально несколько сантиметров.
Видимо, именно это оружие и породило двуглавый цеп. По бою тройным цепом (сансецукон, three-piece rod, three-section staff) тоже существуют школы, популярные и в наши дни (но не распространившиеся широко за пределами Дальнего Востока).
Вероятно, тройной цеп тоже произошел от крестьянского; хотя известно немало легенд о том, как посох мастера сломался то ли на две, то ли на три части, и мастер, не желая расставаться со своим оружием, изобрел новую технику боя. Во всяком случае, в Китае владение тройным цепом было не редкостью и среди благородных, а его изобретение приписывали императору.
В книгах
Нельзя сказать, что цепы в художественной литературе широко популярны. Для героя считается более подходящим меч, на худой конец топор, злодеи тоже не балуются таким оружием. Но есть и исключения.
Номером первым, по-видимому, следует записать Анджея Сапковского. В его саге о Рейневане цепов предостаточно, что и неудивительно — речь идет о гуситах. Там встречается главным образом классический двуручный цеп крестьянина. Используется он не только для боя, но и для... казни, поскольку зрелище это более чем жуткое.
Но есть цепы и в саге о Геральте, причем более экзотические.
Нищука — один из «рубайл из Кринфрида» — использует, судя по всему, пехотный цеп (рукоять длиной в локоть), с гирькой-шестопером (шесть клиньев-перьев). Ярпен Зигрин предпочитает гасило; именно им он запускает в Йеннифэр во время ссоры из-за золотого дракона. Железный шар «появляется в воздухе неведомо откуда и когда»; эффект внезапности всегда был важным преимуществом цепного оружия.
А вот и импровизированное гасило:
Геральт отстегнул от пояса мешочек и подкинул его в руке, не выпуская ремешка.
— Меня не купишь, — гордо произнес цербер.
— А я и не собираюсь.
Привратник был слишком громоздок, чтобы обладать рефлексом, позволяющим уклониться или закрыться от быстрого удара обычного человека. А от удара ведьмака он не успел даже зажмуриться. Тяжелый мешок с металлическим звоном саданул его в висок. Он рухнул на дверь, обеими руками хватаясь за створку. Геральт оторвал его ударом в колено, толкнул плечом и хватил мешочком еще раз. Глаза у привратника помутнели и разбежались в комичном косоглазии, ноги сложились, как два складных ножика. Ведьмак, видя, что дылда хоть уже почти потерял сознание, но все еще пытается размахивать руками, приложил ему с размаха в третий раз, прямо по темечку.
— Деньги, — буркнул он при этом, — открывают любые двери.
Подобное гасило можно встретить и в нескольких романах о D&D-мирах; им традиционно пользуются воры и, реже, убийцы.
Кистени можно встретить в историческом романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»; там их используют разбойники, и опять-таки как тайное оружие. Чаще всего речь идет, по-видимому, о навязном кистене. Есть он и в других русских исторических романах: например, «Петре Первом» А. Н. Толстого, «Басурмане» И. Лажечникова или «России молодой» Ю. Германа. Как правило, устойчиво ассоциируется с разбойником. Вспомним Хлопушу из «Капитанской дочки»: «Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором».
В играх
В стратегиях цеп используется все больше «для колорита», причем чаще всего как... оружие рыцарское (вспомним хотя бы классическую King's Bounty) или монашеское. Что до особых эффектов, то с ними в стратегических играх небогато; в лучшем случае мы видим усиление удара (как, например, у монахов-флагеллянтов в Warhammer: Dark Omen и Warhammer: Mark of Chaos).
В ролевых играх фантазия побогаче; там пытаются сделать цепы труднопарируемыми, а также дают им плюсы к попыткам разоружить врага, что достаточно правдиво. Вспоминается, например, одна из форм превращенца (shifter) в Neverwinter Nights: Hordes of Underdark, человекоящер с бичом — мастер разоружения. К слову, лучший из присоединяющихся бойцов в этой игре — Вален — вооружен тяжелым цепом (крайне странный выбор для мастера фехтования!). А в Community Expansion Pack к этой игре есть монстр под названием «цепной дьявол» — он вооружен зубастыми цепями.
Что забавно, хотя в ролевых играх любят метать предметы, совершенно к тому непригодные, броска гасилом в них не встретишь. А вот гасило как средство оглушения популярно: в D&D-играх это вид оружия (sap), в World of Warcraft и еще нескольких играх — воровской спецприем.
Всевозможные плети и бичи чаще вручаются в лапы монстрам: вспомним хотя бы огненных демонов (родичей Балрога из «Властелина колец») и суккубов — их традиционно вооружают таким образом.
По правде говоря, к логике мира в большинстве ролевых игр цеп подходит плохо — по очень простой причине: это все же оружие первого удара, оно должно сразу выводить из строя, иначе в нем нет смысла. И как это, простите, сочетается с сотнями хитов у персонажей?..
В боевиках, даже фехтовальных, и приближенных к ним аркадах цепов немного; отчасти проблема в том, что их сложно анимировать. Требования к этому в боевиках высоки как нигде. Работа цепом выглядит весьма своеобразно; даже в «Ведьмаке» (там есть и такое оружие) она имеет странный вид. Впрочем, Геральту цепом пользоваться приходится нечасто; процитированный эпизод с кошельком, кажется, единственный в книге.
Очень жаль, что цепы прошли мимо создателей Jade Empire и нам не довелось полюбоваться на восточную технику этого оружия; правда, существует несколько единоборств (в основном консольных), где есть нунчаки. Но и на PC имеется, например, овеянный десятилетиями Budokan, где нунчаки — один из четырех доступных игроку видов оружия.
Хотя кусари-гаму очень тяжело анимировать, она тоже есть в Budokan: в числе противников он включает старого деда Хироси Икеду, который раз в год спускается с гор в Токио посоревноваться в будокане («К вашему несчастью, — ехидно замечает игра, — он выбрал именно этот день»). Кусари-гама в этой игре, кажется, рекордсмен по части нанесения урона, и отразить ее очень непросто, но она довольно медлительна.
Будущность цепов в играх оценить непросто; вполне вероятно, что они войдут в моду, когда их научатся анимировать красиво (это, кстати, вопрос не столько к художникам-аниматорам, сколько к физическому движку: гибкие предметы всегда были больным местом игровой физики; для них, в частности, изобретали PhysX).
Сегодня же они встречаются достаточно часто, но по большей части все же на правах «бедных родственников». Правда, похоже, в ролевых играх в ближайшее время станет популярнее идея оглушения, и тут у цепов может найтись новая «экологическая ниша».
В последующие годы стоит ожидать все большей и большей разницы между типами оружия по их возможностям — как в ролевках, так и в стратегиях. Цепы, как один из самых необычных видов вооружения, почти наверняка выиграют от этого.