Элегантное оружие из более цивилизованных времен... Да неужели? Что ж, полагаю, времена изменились.
Клон-командос RC-1138 по прозвищу Босс, Star Wars: Republic Commando
Мы постоянно рассказываем вам об оружии, распространенном в компьютерных играх, которое имеет прототипы в истории человечества. Однако в фантастических играх сплошь и рядом встречаются приспособления для убийства, аналогов которым никогда не существовало на Земле. И сегодня мы начинаем серию статей, посвященных самым ярким фантастическим видам вооружения. Наш первый рассказ посвящен одному из самых узнаваемых оружий современной фантастики — световому мечу. Вот уже почти тридцать лет это необычное оружие, придуманное Джорджем Лукасом, остается визитной карточкой «далекой Галактики».
Батарейки в комплект не входили
Чтобы оценить все качества светового меча, как положительные, так и отрицательные, надо сначала узнать, как и для чего было создано это оружие. Не секрет, что изначально Джордж Лукас собирался снабдить световыми мечами большинство обитателей своей вселенной. К счастью, знаменитый режиссер отказался от этой идеи, и световой меч не стал такой же обыденностью, как вульгарный бластер. Ведь именно ореол таинственности, окружавший могущественных джедаев, вызвал такой интерес к тому, что с ними связано, — в том числе и к оружию.
Считается, что в древние времена — за много тысячелетий до событий, известных нам по фильму — технологию светового меча разработали первые рыцари Ордена джедаев. Хотя создать «ограниченный луч света» эти первые образцы меча уже могли, их потенциал оставался крайне невысок из-за крупных размеров. В распоряжении рыцарей-изобретателей просто не было компактного источника энергии, который поддерживал бы функционирование светового меча. В результате рукоять меча, тоже значительно более крупная, чем те, что мы привыкли видеть, не могла работать автономно, и ее приходилось крепить к тяжелым батареям, которые часто носили за спиной, как рюкзак.
Световой меч превратился из высокотехнологичной, но неудобной в использовании разработки в традиционное оружие джедаев, когда рыцарям удалось найти альтернативный источник питания. Им стал диатиумный энергоблок, по размеру не превосходящий батареи, используемой в бластерах — или, если хотите земной аналог, в мобильных телефонах. В «современных» световых мечах энергоблок занимает примерно треть объема рукояти меча, размеры которой редко превышают два десятка сантиметров.
Арка светового лезвия
Любая рукоять светового меча, если посмотреть на нее со стороны, представляет собой металлический цилиндр с некоторым количеством регуляторов непонятного, на первый взгляд, назначения и декоративными элементами. Обязательно должен присутствовать разъем для перезарядки батареи и практически всегда имеется приспособление для крепления рукояти к поясу — остальное опционально и зависит от того, кто собрал данный конкретный меч. Считается, что по внешнему виду рукояти опытный мастер может узнать почти все о характере его владельца.
Из кнопок, находящихся на корпусе меча, по-настоящему необходима всего лишь одна — та, которая активирует клинок. Хотя обычно во время сборки меча рыцарь добавляет несколько дополнительных элементов: например, предохранитель (что может быть глупее, чем отрезать собственную ногу случайно активированным мечом?), приспособление для диагностики состояния оружия или регулятор, позволяющий настраивать длину клинка.
Конечно, при первом взгляде на меч джедая сразу возникает вопрос: каким образом это устройство создает «ограниченный луч света», длиной чаще всего чуть больше метра?.. Дать ответ возможно, только разобравшись во внутреннем строении оружия.
Внутри цилиндрического корпуса помимо энергоблока, занимающего нижнюю часть рукояти, находятся: кристаллы, фокусирующие энергию батареи; магнитный стабилизатор клинка; линза, проводник энергии, изолятор, а также важнейшие схемы, создающие энергетическое поле, без которого генерация клинка оказалась бы невозможна.
Электромагнитное поле создает дуговой эффект, в результате которого поток энергии оказывается замкнут и поддается контролю. Энергия проходит через положительную линзу и притягивается к отрицательному входному отверстию, что формирует ту самую дугу — некий аналог энергетической арки. На самом деле, хотя мы видим цельный клинок, он представляет собой узкую вытянутую петлю высокочастотного потока чистой энергии. Она выходит из батареи, принимает форму светового клинка, а затем возвращается в энергоблок и восстанавливает заряд. Такая технология позволяет свести потери энергии практически к нулю — она расходуется только на преодоление внешнего сопротивления, а в остальное время замкнутая система поддерживает сама себя.
Сердце меча
Отдельного рассмотрения требуют фокусирующие кристаллы, которые не только обеспечивают функционирование светового меча, но и определяют его цвет и свойства. Внутри меча может быть как один, так и несколько кристаллов — только во втором случае джедай может изменять длину клинка. Именно кристаллы благодаря особой структуре превращают пучок энергии в узкий луч света — аналог клинка холодного оружия.
К сожалению, подходящей структурой обладает далеко не каждый кристалл, и какой-нибудь обычный алмаз для создания светового меча не годится. Во времена расцвета Ордена джедаев было известно всего несколько планет, на которых рыцари могли найти для себя подходящие кристаллы.
Порой использовали — чаще всего по необходимости — не сами кристаллы, а их необычные аналоги. Скажем, некоторые драгоценности. А Анакин Соло сумел приспособить для фокусировки даже живой организм, тело которого обладало схожими с кристаллом свойствами.
Извечные противники джедаев, ситхи предпочитали вставлять в свои мечи искусственные кристаллы, которые сами создавали в высокотемпературных печах с помощью Силы. Световые мечи с искусственными кристаллами обычно не только имеют кроваво-красный цвет клинка, но к тому же способны вызвать перегрузку и сбой в работе обычного светового меча. Любопытно, что кристалл для своего второго меча Люк Скайуокер создал именно по ситхской технологии.
Так или иначе, когда подходящий кристалл подобран, рыцарь обрабатывает его, в том числе и Силой, после чего может приступать к сборке меча. Это процесс не только технический, но и мистический — порой он сопровождается глубокой медитацией, ведь меч — не только оружие, в него заложена частичка души и сущности джедая, его создавшего. И горе тому, кто поторопится или неправильно сфокусирует кристалл: оружие взорвется в руках незадачливого инженера-самоучки. Необходимость применять в процессе изготовления Силу — главная причина, по которой световые мечи не получили широкого распространения в Галактике.
Оружие для хранителей мира
Джедаи используют меч в основном для защиты, что очень хорошо подходит их идеалам хранителей мира, а не солдат: ведь, если доходит до стрельбы, рыцарь всегда может отразить выстрел бластера — в том числе и обратно в неприятеля. Впрочем, это касается лишь энергетического оружия — пуля просто расплавится при столкновении с клинком. А раны, наносимые световым мечом, никогда не кровоточат, так как клинок не только рассекает органические ткани, но и тут же прижигает их. Все это превращает световой меч в сравнительно гуманное оружие.
Кроме того, меч обладает крайне полезным свойством — резать практически любой материл, встречающихся во вселенной «Звездных войн». Обычную сталь он рассечет мгновенно, с броней космического корабля придется повозиться, но не устоит и она.
Это интересно: к сожалению, в играх редко удается использовать световой меч таким образом — в лучшем случае в паре ключевых эпизодов дадут прорезать очередное препятствие. Разработчики мультиплатформенного боевика The Force Unleashed работают над тем, чтобы исправить это упущение, и обещают, что с помощью Силы и меча игроки смогут разрушить практически любую преграду.
Впрочем, в первую очередь световой меч предназначен все-таки для ведения боя. Но тут надо отметить, что фехтование на световых мечах сильно отличается от работы с любым холодным оружием, существующим на нашей планете. Во-первых, световой меч не имеет режущей кромки, а значит, любое касание тела противника автоматически приводит к ране. Не зря же в каждом фильме Саги присутствует хотя бы одна отрубленная конечность.
Во-вторых, клинок светового меча не имеет веса — весь вес меча сосредоточен в рукояти, что в корне меняет баланс оружия и приводит к массе размашистых и эффектных движений, невозможных в схватке на обычных мечах. К тому же при соприкосновении двух клинков они, как одинаково заряженные магниты, отталкиваются друг от друга, и, чтобы удержать клинки в соприкосновении, от бойцов требуются немалые усилия. Так что в поединке на световых мечах очень большую роль играет инерция.
Стоит также добавить, что электромагнитное поле создает гироскопический эффект, который мешает контролировать меч. Без Силы эффективно применять световой меч как для защиты, так и для нападения практически невозможно. Это вторая причина, по которой рядовые обыватели не бороздят далекую галактику со световыми мечами на поясе.
И, наконец, в-третьих — в любом поединке на световых мечах важную роль играют не столько боевые навыки, сколько умение бойцов использовать Силу. Увеличив с ее помощью свою силу или реакцию, джедай превзойдет в бою лучших мастеров фехтования.
На съемках: актеры и каскадеры использовали при постановке боев макеты мечей, «лезвия» которых делались из легкого сплава. Невесомым клинком сложно наносить колющие удары — их в фильмах практически нет. Поэтому в основном герои «Звездных войн» используют в бою широкие, эффектные и совершенно не эргономичные рубящие удары.
Во вселенной «Звездных войн» есть лишь несколько материалов, способных остановить световой меч. Первый из них — это любое энергетическое поле. Второй — особые организмы, выведенные пришельцами из иной Галактики — юужань-вонгами. Эти существа могут изменять структуру собственного тела, что и помогает им справляться с ударами светового меча.
Но наибольшее распространение получил кортозис — особый металл, который впитывает любую энергию и, соприкоснувшись с активированным световым мечом, на время делает его неработоспособным. Из кортозиса нередко делали себе оружие или доспехи те, кто по той или иной причине опасался конфликта с джедаями или ситхами.
Способен выдерживать удары светового меча и металл под названием прик, из которого было создано оружие телохранителей генерала Гривуса, а также особый сплав, созданный мандлорцами.
В играх серии Knights of the Old Republic герой с вибромечом мог на равных сражаться с персонажем, владеющим световым мечом, но это было сделано в угоду игровому балансу и противоречит законам далекой Галактики.
Семь стилей
Хотя фехтование на световых мечах основано в первую очередь на владении Силой, было бы ошибкой утверждать, что сами джедаи не обладают никакими боевыми навыками. За века существования Ордена рыцари создали семь основных стилей боя на световых мечах.
Первая форма: Шии-Чо. Также известная, как «путь Сарлакка» — самый древний и простой стиль фехтования на световых мечах. Эта форма достаточна груба и эффективна лишь в сражении с многочисленными, но не слишком сильными противниками. Азы Шии-Чо постигают практически все джедаи на ранней стадии обучения.
Вторая форма: Макаши. Этот элегантный стиль создан специально для поединков на световых мечах. В отличие от других стилей, в основном подразумевающих двуручный хват меча, в Макаши преобладают приемы, которые исполняются при хвате одной рукой. Минимум затрат энергии, изящные финты и хитрые комбинации ударов — вот основные преимущества этой техники, однако даже опытный мастер Макаши может оказаться в сложной ситуации, встретившись с противником, полагающимся на грубую силу.
Третья форма: Соресу. Форма Соресу предназначена прежде всего для защиты — от бластерного огня или яростных наскоков противника. Философия этого стиля требует изучить противника во время боя, выждать нужный момент и нанести один-единственный решающий удар, что требует невероятной концентрации и терпения. Мастером этой формы был Оби-Ван, продемонстрировавший умение защищаться и внезапно атаковать в поединках со своим бывшим учеником и генералом Гривусом.
Четвертая форма: Атару. Настоящая находка для агрессивных бойцов, полагающихся на мощь и скорость. Невероятные акробатические кульбиты, постоянное перемещение и стремительные атаки — вот что отличает приверженцев этой техники, таких, как мастер Йода и Кви-Гон Джинн. Однако этот стиль не подходит для затяжных дуэлей, так как слишком сильно выматывает бойца.
Пятая форма: Шиен (Джем Со). Любимый стиль Дарта Вейдера представляет собой более атакующий и мощный вариант Соресу. Эта техника проповедует моментальный переход из защиты в атаку столь сильную, чтобы перед ней не устояла ни одна защита. Существуют две разновидности пятой формы: Шиен разработан для защиты от дистанционных атак и использования их против неприятеля, а в Джем Со акцент сделан на подготовку к дуэлям на световых мечах.
Шестая форма: Ниман. Шестой стиль, более известный как «дипломатический», наиболее сбалансированный, но и самый малоэффективный из семи. В Нимане практически нет слабых сторон, но и особых преимуществ он предоставить не может. Гораздо большую опасность для противника представляет джедай, овладевший подвидом шестой формы под названием Джар’Каи. Он был создан специально для тех, кто считает, что два меча — гораздо лучше, чем один.
Седьмая форма: Ваапад. Самая молодая форма боя, она была разработана Мейсом Винду за несколько десятилетий до падения Старой Республики на базе так и не оформившейся в полноценный стиль техники Джуо. В Ваападе акцент делается на подавляющую мощь и умение находить слабые стороны противника, используя их против него. Считается, что невозможно в полной мере овладеть этим стилем, не изучив предварительно остальные шесть техник — кроме Мейса это удалось сделать лишь одной его ученице, Депе Биллабе.
Секрет успеха команды — в сбалансированном использовании разных стилей.
В бою за клинком мастера Ваапада невозможно уследить.
Мастер силового стиля Дессан повержен «универсалом» Катарном.
|
Любая из форм владения световым мечом — не просто набор стандартных движений и комбинаций, но отражение философии джедая, который применяет ту или иную технику, хотя зачастую рыцари обучались сразу нескольким техникам.
Однако вместе со многими другими знаниями джедаев прошлого часть секретов этих техник была утрачена за время правления Палпатина. Поэтому во времена Нового Ордена джедаев появились три упрощенные техники владения световым мечом — «скоростная», «средняя» и «силовая». Первая основана на коротких быстрых атаках, вторая полагается на простоту и изящество, а третья на грубую мощь и медленные удары. Мастером и инструктором всех трех стилей стал известнейший джедай Новой Республики — Кайл Катарн.
Специально для этой статьи мы попросили ответить на несколько вопросов Ника Гилларда — каскадера, руководившего постановкой боев на световых мечах в новой трилогии «Звездных войн».
ЛКИ: Ник, как получилось, что именно вам доверили постановку поединков на световых мечах в приквелах «Звездных войн» ?
Ник Гиллард: Я прежде работал в качестве каскадера в нескольких проектах Lucasfilm: в трилогии «Индиана Джонс», фильме «Уиллоу» и сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Очевидно, я сумел хорошо себя зарекомендовать, и меня пригласили заняться боями в новых эпизодах Саги.
ЛКИ: Вы были исполнителем задумок Лукаса или сами вносили какие-то идеи относительно постановки сражений?
Н.Г.: Джордж Лукас ни в малейшей степени не ограничивал меня, наоборот, он разрешил мне делать практически все, что я захочу. Я решил создать для джедаев Старой Республики совершенно особенный стиль боев на мечах, отличающийся от любого классического стиля фехтования. По-моему, получилось очень зрелищно, и хотелось бы развить этот стиль в новых проектах по «Звездным войнам».
ЛКИ: В приквелах роль графа Дуку исполнил актер Кристофер Ли, которому уже перевалило за семьдесят. Стал ли его возраст для вас помехой — ведь ему приходилось сражаться с гораздо более молодыми партнерами?
Н.Г.: Хотя Ли и не молод, у него есть другое важное качество — богатейший опыт. Он отлично владеет мечом и старался как можно больше трюков исполнить сам. Лишь в нескольких эпизодах мы использовали услуги каскадера и компьютерную графику.
ЛКИ: Не утихают дискуссии о том, сумел ли Мейс Винду действительно одолеть Палпатина или будущий Император поддался. Можете ли вы разрешить этот спор?
Н.Г.: Это действительно очень сложный вопрос. Вполне возможно, что Палпатин сомневался в своей способности обратить Избранного на Темную сторону Силы и поэтому уступил в поединке Мейсу... с другой стороны, кто в здравом уме станет утверждать, что понимает, что творится в голове у ситха?..
Мечи необычные... и слишком обычные
Обычно джедаи очень дорожат оружием, собранным собственными руками, и стараются не расставаться с ним всю жизнь. Однако известны примеры того, как джедай, достигнув высокого уровня, собирал себе новый, более мощный меч — так, например, поступил Мейс Винду после того, как его приняли в Совет джедаев.
Хотя в общем и целом структура практически всех световых мечей идентична, каждый из них оригинален и несет на себе отпечаток характера хозяина. Существует немало совершенно уникальных моделей, связанных с особенностями джедаев. Скажем, длина рукояти меча мастера Йоды в несколько раз меньше стандартной.
Однако такие короткие мечи подходят не только низкорослым джедаям вроде старика Йоды. Зачастую их используют в роли кинжала — как пару к обычному световому мечу. И наоборот, известны световые мечи с длиной клинка до трех метров — практически копья. Конечно, для человека такое оружие не слишком удобно, а вот представителям более крупных рас — в самый раз.
Часто юные джедаи начинали практиковаться со световым мечом в возрасте пяти-шести лет. Конечно, для маленьких детей полноценный световой меч представляет смертельную опасность: ведь единственное неловкое движение может повлечь за собой увечье или смерть. Для защиты подрастающего поколения были разработаны тренировочные мечи — их клинки слабее сфокусированы и потому не так опасны.
Пожалуй, самым ярким и запоминающимся внешним видом из всех типов светового оружия обладает световой посох. Впервые поклонники «Звездных войн» увидели его в «Призрачной угрозе». Яркий стиль боя Дарта Мола, владевшего световым посохом, сразу запомнился зрителям и сделал это оружие очень популярным. Но Мол не сам выдумал световой посох — это оружие имело большое распространение во времена Старой Республики, моду на него ввел другой ситх — Экзар Кун, хотя ходят слухи, что и он позаимствовал идею у еще более древних ситхов. Рукоять посоха почти в два раза больше обычной, оба ее конца способны генерировать световые «лезвия». Естественно, владение таким оружием требует особой подготовки, иначе скорее зарубишь себя, чем противника. Но при высоких навыках бойца посох превращается в мощнейшее оружие, которое одинаково хорошо служит и в атаке, и в обороне, в том числе против нескольких оппонентов сразу. Впрочем, джедаи редко использовали световой посох, считая его слишком агрессивным оружием.
Оружием ситхов считается и другая необычная разновидность светового меча — световой хлыст. Рукоять хлыста, как и меча, генерирует поток энергии, но не стабильный и «твердый», а в виде нескольких длинных змеевидных лучей света, остановить которые с помощью обычного меча нелегко даже умелому джедаю.
...Примерно через столетие после гибели Палпатина появилась новая Империя, опиравшаяся на орден Имперских рыцарей. Все его члены собирали для себя абсолютно идентичные мечи, чтобы подчеркнуть свою преданность Империи и отречение от личных амбиций.
Смерть псам-джедаям
Дав в руки джедаям и ситхам столь грозное оружие, Джордж Лукас поставил в весьма невыгодное положение остальных жителей своей фантастической вселенной. Хотя и среди тех, кто обделен Силой, находятся умельцы, способные применять в бою световые мечи. Речь, разумеется, о генерале Гривусе, доказавшем, что на равных бороться с джедаем может не только ситх.
Когда-то Гривус был полководцем на мелкой планете, но однажды после крушения корабля от его тела почти ничего не осталось. Специально для него создали механическое тело невероятной мощи, что и позволило ему на равных сражаться с джедаями.
Помимо физической силы дроида Гривус получил невероятно быструю реакцию, которая сравнима с увеличенной благодаря Силе реакцией джедаев. Уникальная конструкция тела делает Гривуса очень быстрым, настолько, что обычным глазом практически невозможно различить его движения; кроме того, все механическое тело генерала напичкано неприятными для врага сюрпризами.
Насколько известно на данный момент, Гривус остается единственным созданием, не обладавшим Силой, но сражавшимся с помощью световых мечей, причем на уровне, не доступном даже джедаям. Ведь все шесть конечностей генерала — четыре руки и гибкие ноги — одинаково хорошо приспособлены для владения оружием.
Однако нашлось слабое место и у могучего генерала. Он излишне полагался на даруемую кибернетическим телом скорость и свой мощный, но слишком однообразный стиль боя на световых мечах, что его и погубило. Кстати, стоит отметить забавное хобби Гривуса: ненавидя джедаев, он коллекционировал мечи поверженных им рыцарей, а затем использовал их в бою против других джедаев.
Не менее эффективными в бою с джедаями оказались и воины юужань-вонги, основным оружием которых служили амфижезлы — живые создания, способные служить аналогом хлыста или отвердевать, превращаясь в булаву на длинной рукояти, способную плеваться ядом.
Впрочем, главным преимуществом юужань-вонгов оказалось не оригинальное оружие, а их иммунитет к Силе. Джедаи не могли предугадывать действия своих противников, что сделало тех серьезной угрозой для рыцарей только что возродившегося из небытия Ордена.
Таким образом, световой меч, хоть и дает джедаю очевидное преимущество над большинством противников, не делает его неуязвимым. Как и любое другое оружие, даже лучший световой меч не спасет того, кто не владеет им в совершенстве.
Конечно, в реальности вряд ли будет создано что-то похожее на световой меч — хотя Лукас сотоварищи и придумали псевдонаучное объяснение его работе, — но разве от этого он теряет свое очарование? И пусть световые мечи, будучи зарегистрированной интеллектуальной собственностью LucasArts, никогда не появятся в других вселенных, они по праву заслужили место в списке лучших изобретений современной фантастики как самое универсальное и многофункциональное оружие ближнего боя.