Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага Налетел Медведь. Корней Чуковский, «Краденое солнце» |
Кто из нас в глубине души порой не мечтает о безграничной власти, которая подарила бы ему возможность отдавать приказы и повелевать? Наверняка такие мысли посещали и Питера Молине. Однако в отличие от большинства мечтателей мэтр все-таки решился воплотить свои сокровенные желания. Хотя бы в виде компьютерной игры.
К сожалению, первая игра Black & White, задуманная автором как триумф дизайнерской мысли, оказалась холостым выстрелом. Игрушка щеголяла новаторской концепцией и массой наград от тематических изданий, но не получила признания в среде простых игроков. Но Молине не привык пасовать перед трудностями и с удвоенным рвением приступил к делу. Результат его работы над ошибками нам обещают показать уже в конце этого года.
Black & White 2 — не просто переосмысление идеи пятилетней давности. Питер Молине, как всегда, щедр на обещания, а количество оригинальных и доселе невиданных «фишек», которые он намерен реализовать в игре, поражает воображение. В основе — все та же концепция богосимулятора. Однако на этот раз нам обещают не просто чистокровный God Sim, но и полноценную стратегию, которая придется по вкусу как отъявленным любителям Black & White, так и простым смертным игрокам.
Так ли трудно быть богом?
Со времен первой части в игровой вселенной прошла не одна сотня лет. Если раньше нам приходилось осуществлять божественный надзор за примитивными народцами, не вкусившими прелесть цивилизации, то теперь игрокам предложат возглавить одну из древних, но уже довольно продвинутых наций. Место первобытных дикарей, с трудом представлявших себе, что такое сельское хозяйство, займут знакомые греки, египтяне, ацтеки, викинги и японцы.
Подобный ход позволит разработчикам не только сменить обстановку, но и внести значительные изменения в саму игровую систему. Если в B&W игрок играл роль не бога, а няньки, которой приходилось следить за всем и сразу, то теперь нам наконец-то дадут расслабиться. Забудьте о нудном возведении построек, сборе урожая и необходимости устраивать «сюси-пуси» с каждым подопечным. Теперь ваша паства может вполне самостоятельно решить большую часть повседневных проблем, не тревожа высшие силы своими примитивными просьбами.
Роль бога заключается лишь в определении генеральной линии развития подконтрольного народца, защите своих подопечных от посягательств соседей и укреплении веры паствы в могущество себя, любимого.
Опаленный Эдем
Непременный атрибут развития любой цивилизации — военные конфликты с соседями и бесконечный передел территории. Свято почитают это правило и разработчики из Lionhead, то и дело стравливающие народцы B&W2 между собой. Вторая часть игры в значительной мере ориентирована именно на сражения. Оно и понятно — вместо толпы гомонящих дикарей нам дают организованные нации, понимающие толк в военном искусстве. С такими ребятами грех не пойти в поход. А возросшее до нескольких тысяч количество поселенцев позволит организовать масштабные и красочные баталии.
В связи с этим вновь встает вопрос о балансе сил между злыми и добрыми богами. Ведь если первые могут активно атаковать противника, покоряя новые территории огнем и мечом, то добрячкам разрешено только отбиваться от наскоков наглых конкурентов. Самим же нападать на соседей запрещено — карма не велит. Для соблюдения баланса добрым богам позволят пополнять паству мирным путем, за счет демонстрации соседним народам наглядных достижений собственного хозяйства и всяческих чудес.
Если же конфликта не избежать, придется организовать массовый призыв в районных военкоматах. В игре не будет специализированных военных юнитов. Под ружье можно поставить практически каждого подопечного, построив казарму и выдавая местному населению мечи, копья, топоры или луки. Кроме того, каждой нации будет доступно собственное уникальное оружие.
Управление армиями организовано с помощью системы флагов. Игрок не сможет прямо указать какому-либо отряду его цель. Нужно разместить в нужном месте флаг, который в зависимости позиции станет сигналом к определенному действию. Водрузив флаг на ближайшем холме, вы заставите солдатиков бодро маршировать в указанную сторону. А указав на отряд противника — броситься в атаку. Аналогичным образом можно будет организовать охрану нужного здания или существа. Конечно, кому-то эта система может показаться непривычной или неудобной. Однако роптать бесполезно — разработчики четко убеждены в том, что для такой масштабной игры это единственно верный подход.
Разумеется, бог просто обязан поддержать свои войска парочкой мощных заклинаний. К сожалению, разработчики решили значительно сократить божественный арсенал, оставив всего шестнадцать заклятий. Зато маленький ассортимент нам обещают компенсировать повышенной убойной силой. Изюминкой станут эпические заклинания, по разрушительной мощи сравнимые с такими стихийными бедствиями, как извержение вулкана, торнадо или всемирный потоп. Да и божественная длань — очень опасный инструмент, с помощью которого можно раскидать солдат противника или швырнуть им на головы парочку валунов.
Если же удача в полевых сражениях явно не на вашей стороне, стоит попытаться отсидеться за крепкими стенами. В процессе гонки вооружений мирные деревушки превратились в огромные города, закованные в кольцо толстых стен и ощетинившиеся сторожевыми башнями. Поэтому поселения в игре вполне могут выдержать небольшую осаду. Но и крепостные стены — не панацея от всех бед. Грамотно организованный штурм способен пробить оборону. А уж если в нем участвует свирепое Существо, то на защитниках сразу же можно ставить крест — в порыве боевого азарта гигантская горилла способна проломить любую стену. Что при этом будет с обороняющимися, лучше и не упоминать.
Твари дрожащие
Главная изюминка игры — Существа. Именно возня с ручными зверушками приносила в первой части Black & White больше всего радости. Однако там этот момент был элементарно недоработан. У игрока постоянно не хватало времени на то, чтобы следить за своим любимцем. В итоге божественная скотинка бесцельно шлялась по острову, поедая несчастных людишек и творя прочие безобразия. Исправить поведение Существа было практически невозможно — отсутствие реакции игрока на его поступки в течение 10-15 минут оно воспринимало как молчаливое одобрение. Так что из запланированной миролюбивой коровы порой вырастал настоящий монстр, с которым даже хозяину справиться было непросто.
Во второй части нам обещают исправить эту ситуацию. Сняв с игрока рутинную работу по планированию мирной жизни собственной паствы, разработчики подарили ему уйму времени для общения со своим любимцем. Но даже если вам придется отвлечься, Существо не сможет безнаказанно безобразничать. Во-первых, местные жители научились объединяться в отряды и давать божьим тварям отпор. Ну, а во-вторых, все поступки Существа будут отмечаться в специальном журнале. Посмотрев его, игрок сможет похвалить своего любимца или надавать ему по шее за плохое поведение.
Самим Существам прибавили интеллекта. Теперь они будут учиться намного быстрее и не станут доводить игрока до белого каления необходимостью повторять по триста раз один и тот же трюк. Особо продвинутым экземплярам божественного зоопарка можно будет поручить управление мирным хозяйством или поставить во главе войска. Конечно, возможность воспитать бесстрашного льва, который будет выигрывать баталии, выглядит весьма заманчиво. Однако вряд ли у разработчиков хватит сил на то, чтобы создать искусственный интеллект, соперничающий с разумом живого игрока. Так что, скорее всего, роль Существа будет заключаться в воодушевлении дружественных сил и управлении небольшими отрядами. Ну, и об использовании божьего посланца в качестве тарана, способного раскидать половину вражеской армии, забывать тоже не стоит.
На облик вашего подопечного будут значительно влиять его поступки. Отличить на глаз добрую гориллу от воинственной не составит труда — по физиономии первой постоянно блуждает беззаботная улыбка, а вторая предпочитает распугивать поселенцев, демонстрируя свирепый оскал. Аналогично будут различаться земли добрых и злых богов. Если во владениях первого вечное лето, цветут цветочки и поют птички, то в королевстве злодея не найти ничего, кроме суровых скал, вулканов и вытоптанных степей.
Фанатов обрадует возможность импортировать в Black & White 2 собственное Существо из первой части. При этом зверюшка сохранит свои характеристики, однако ее внешность подвергнется существенным изменениям. Разработчики не пожалели полигонов и шейдеров на модели Существ, украсив их настоящей шерстью, которую нам так долго обещают создатели Vivisector. Ценители индивидуальности смогут запросто подстроить внешность собственного любимца под свой вкус, изменив его рост, упитанность и интенсивность волосяного покрова.
Обещания Питера Молине всегда выглядят очень красочно. Мэтр обожает разъезжать по ушам игроков бесконечными речами об инновационном игровом процессе, революционных концепциях и прочих доселе невиданных чудесах. Причем, как ни странно, в большинстве случаев эти рассказы оказываются правдивыми. И сомневаться в том, что Black & White 2 будет революционным во всех смыслах проектом, также не приходится.
Однако избыточная оригинальность может стать главной проблемой. Простым игрокам трудно понять глубинный смысл и философию творений господина Молине. Поэтому в большинстве случаев первую Black & White ставили на дальнюю полку после третьей-четвертой миссии. Конечно, Молине и Ко клянутся сделать вторую часть своего богосимулятора более удобной и дружелюбной по отношению к игроку. Однако для этого придется усердно поработать над рутинными вещами, доведя до ума все без исключения составные части игры. А вот на это, к сожалению, у великого фантазера обычно не хватает ни сил, ни желания — все ограничивается лишь удачной концепцией, которая зачастую подается игрокам в обертке сырого игрового процесса.
Хочется надеяться, что в случае с Black & White 2 разработчики все-таки соберутся с силами и предоставят нам не только оригинальный, но и играбельный проект. Благо времени для этого у них было (и будет) достаточно.