У меня зазвонил телефон.
«Телефон», Корней Чуковский
Проклятые мертвые девочки. От них не скрыться! Стоит закрыть глаза, и она рядом со мной. Ходит по потолку, оставляя за собой цепочку окровавленных следов. Хихикает за спиной. Мелькает в темноте. Она появляется снова и снова, оставляя за собой атмосферу страха. Мне надоело бояться. Когда же, когда, черт подери, настанет этот день? А именно — релиз нового проекта от Monolith — First Encounter Assault and Recon или по-простому F.E.A.R.
Тогда-то я смогу побороть свой страх. Дойти до конца, разобраться в том, что происходит и кто за этим стоит. Запустив демо-версию игры, я даже не мог предположить, что меня ждет. Выхода нет. Остается идти вперед. Чего бы это ни стоило.
Демо-версия F.E.A.R. вышла в свет. От проекта и так ждали многого, а после увиденного и поигранного вживую сомневаться не приходится. Перед нами игровой блокбастер, хит ААА-класса. Счастливые обладатели DVD-диска ЛКИ могут ощутить это на собственной шкуре. Вам достаточно установить пухленькую демо-версию игры (646MB). Но перед тем как рассказать, что именно довелось пережить, — позвольте, разберем игру по кирпичикам.
Жизнь после смерти
Завязка истории достаточно необычная. Террористы захватывают научный комплекс стоимостью несколько миллиардов долларов. Правительство оцепляет здание и ждет... но никаких требований не поступает. Спустя некоторое время на свободу отпускают всех заложников. Ждать больше нечего, и на штурм отправляют спецназ.
Штурмовая команда методично обыскивает комнату за комнатой, но не встречает никакого сопротивления. Мертвые тела, хаос — как будто в комплексе недавно отгремели жестокие бои. Внезапно появляется странная девочка в красном и через рацию звучит странный сигнал. От него натренированные бойцы, не боящиеся ни черта, ни бога, сходят с ума и бегут в панике.
Звук все нарастает. Спустя пару секунд все мертвы. Загадочный сигнал разорвал спецназовцев на части в самом прямом смысле. На одном из роликов с игровым процессом видно, как из сонной артерии хлещет кровь, отлетают руки и ноги. Проклятая девочка проходит мимо тел и исчезает.
Пожав плечами, высшее начальство решает не рисковать больше и посылает на задание специальное подразделение F.E.A.R. (First Encounter Assault and Recon). Вам предстоит стать бойцом этой группы и выяснить причину происходящих событий.
Что же мы знаем об игре? Просмотрев кучу видеороликов и отыграв демо-версию, могу утверждать: нас ждет один из самых страшных, атмосферных и оригинальных проектов, выходящих в этом году. В игре все сбалансировано и работает на усладу игрока. Графика, дизайн уровней, ролики... и, конечно, страх. Мертвая девочка в красном преследует игрока, заставляя организм вырабатывать новые дозы адреналина.
Вы едете на лифте. Мерцает свет. Внезапно появляется она и смотрит на вас. Новая вспышка — никого нет. Тень, пробежавшая мимо. Детское хихиканье за спиной. Куклой по голове. Коридор с ящиками. Неожиданно они начинают взрываться, время практически замирает. Куда бежать, что делать?
Офис. Мерцает свет. Непонятная тень постепенно приближается между вспышками света. Стоить ей дойти по игрока, как свет перестает мерцать — а рядом никого нет. Потолок, залитый кровью. По нему не спеша идет она. Внезапно распадающиеся тела без всяких на то причин. Каннибализм. Да, много чего. Разработчики приготовили кучу сюрпризов.
Но не одним страхом будут потчевать игрока. F.E.A.R. — это еще и зрелищный боевик. В игру встроено популярное slo-mo. Стоить нажать заветную клавишу, как время замедлит бег. Бои в этом режиме особенно живописны. Пули оставляют трассирующий след наподобие того, что мы видели в «Матрице». При взрыве гранаты искажается воздух... В этом режиме можно с легкостью расправиться с пятком врагов и не получить ни одной царапины.
Да, идея не новая. Но, поверьте, такого исполнения вы еще не видели. Банальная перестрелка превращается в захватывающую сцену. Клубы пыли, куски отколовшихся стен, брызги крови на полу и мебели, черный дым и искры от попаданий в компьютерную технику, стеклянная крошка в воздухе, свист пуль, отскочивших от металла, разлетевшиеся коробки... В результате зрители впадают в легкий шок от количества спецэффектов и дизайнерских решений.
Прибавьте к этому потрясающую графику. Сочные модели персонажей, потрясающая игра тени и света, великолепная анимация. В качестве физического моторчика выбран Havok 2. Помимо стандартного набора: ragdoll-трупы и падающие коробки/стулья/столы — нас ждет повышенная разрушаемость уровней.
Чтобы играть стало еще веселей, разработчики создали более десятка стволов. Пистолеты, дробовики, автоматы, штурмовые винтовки, ракетницы, энергетическое оружие — это далеко не полный список. Каждый ствол обладает уникальными характеристиками: точность, скорострельность, пробивная сила, вес (влияет на скорость движения), дальность поражения и боезапас. Чтобы игрок окончательно не обнаглел, разрешено носить не более трех видов оружия за раз. Подобное ограничение вынудит подбирать оружие в зависимости от ситуации.
Если не хочется стрелять, можно прикончить противника по-тихому. Голыми руками. Обещают интересную систему рукопашного боя, но пока, кроме удара двумя ногами в воздухе, ничего интересного не замечено.
Непременно надо упомянуть про искусственный интеллект. Похоже, в первый раз разработчикам удастся выполнить наобещанное в пресс-релизах. Главное отличие F.E.A.R. от других игр в том, что здесь используется командный AI — как в Half-Life и Flashpoint, но на более высоком уровне. Это значит, что просчитываются действия всей команды, а не отдельного персонажа.
Это позволяет компьютеру адекватно реагировать на угрозы и рассчитывать действия. Враги умело прикрывают друг друга, обходят с тыла и всячески помогают товарищам в боях. Хотите примеров? Сколько угодно. Во время одной из перестрелок один из противников открыл огонь на подавление, а другой подбежал поближе и закидал гранатами ящик, за которым я укрывался.
Меткий выстрел по огнетушителю над головой заставил в следующий раз аккуратней выбирать позицию. В игре прописались стрельба из-за угла, лихие прыжки из окон, баррикады в проходах и многое другое.
Погружение в страх
Теперь приступим к самому вкусному — демо-версии игры. Выполнено практически все, что обещали разработчики. Перед нами — боевик нового поколения. Новые ощущения захлестывают с головы до ног. Такой зрелищности в играх не было, пожалуй, с времен Max Payne. С голливудским размахом, без картонности, с отличной режиссурой и дизайном. Работа высшего качества.
Действие начинается с жуткого ролика. В некой комнате сидит загадочная личность. Слышны звуки шагов, и за стеклом в двери виден силуэт девочки. Новый план. Коридор. На мокром полу остаются отпечатки ног, но никого не видно. Опять показывают комнату; видно, как девочка подходит к двери. От накала эмоций пробивает холодный пот. Дверь раскрывается... за ней никого. Дикий крик и темнота.
Ролик продолжается. Показывают охранника, сидящего на диване. Позади медленно идет загадочная личность. В последний момент, почувствовав что-то неладное, охранник поворачивается, но поздно — удар рукой, и из шеи фонтаном бьет кровь. Опять темнота.
Строй солдат в зеленой броне. Внезапно, будто получив сигнал, они вскидывают оружие. Двое охранников в комнате наблюдения. Забегают трое солдат. Темнота. Автоматные очереди. Та же комната наблюдения, в которой лежат окровавленные тела. Загадочная личность под надзором двух солдат поедает убитого ученого. Пот уже не пробивает, но как-то не по себе.
Далее небольшой брифинг, загадочные речи — и вот сама игра. Поездка на машине, в которой по пути вам объясняют, что нужно сделать. Оказавшись на улице, пару секунд осваиваюсь с управлением — и вперед. Сначала ничего необычного. Карабкаемся по лестницам, пролезаем в дыры в заборе. Наконец начинается действие.
Темный туннель. Включаю фонарик и потихоньку пробираюсь вперед. Начинает мерцать свет, и в конце туннеля пробегает силуэт. Мертвая девочка подозрительно резва. Отдышавшись, замечаю, что сердце бьется учащенно не только у персонажа, но и у меня. Полное погружение в игру. Собираю боеприпасы в тупике, оборачиваюсь — и непроизвольно вскрикиваю. Опять этот силуэт. Полминуты, чтобы привести себя в чувство.
Небольшая пробежка. Слышу из-за д вери разговор охранников. Захожу в комнату и выглядываю из-за угла. Так и есть — один противник переговаривается по рации. Пользуясь моментом, пока он стоит ко мне спиной, включаю замедление и даю три коротких очереди.
Пули не спеша отправляются в полет, оставляя за собой красивые и эффектные следы. Несколько пуль попадает в стекло, которое разлетается на мелкие кусочки. Другая ударяется в стену, выбивая из нее пыль и куски бетона. Десяток пуль пробивает тело.
Охранник, получив смертельную дозу свинца, картинно оседает на пол, в предсмертной судороге зажав курок автомата. Пули отбивают чечетку по потолку, сбивают лампу, от чего она начинает раскачиваться. Пробивают монитор компьютера; сноп искр и черный дым...
В этот момент из-за боковой комнаты, выбив последнее уцелевшее стекло, выпрыгивает напарник убитого. Сделав лихой кувырок, он перекатывается к ящику — выглядывает, начинает целиться и получает с десяток свинцовых аргументов в голову. Предсмертный вскрик, оружие выпадает из рук, и уже мертвое тело, перевалившись через перила, падает вниз. Тишина и клубы пыли.
Собираю патроны, гранаты, броню и двигаюсь дальше. В следующем помещении ни черта не видно — включаю фонарик и медленно осматриваю комнату. Из-за угла выходит одинокий охранник. Уже на автомате включаю замедление — и даю очередь. Пули прошивают жертву насквозь, выбивая штукатурку из стенки. Тело медленно заваливается набок.
Проходит несколько секунд, и комнату наполняет грохот очередей. Минимум трое. Атакуют с разных сторон. Охранники действуют грамотно: двое прикрывают огнем, один перебегает от укрытия к укрытию. Потом роли меняются. Черт подери, они даже обмениваются какими-то условными знаками. Чтобы не оказаться зажатым в углу, начинаю, отстреливаясь, пятиться назад.
Взрыв гранаты. Шум в ушах, перед глазами туман. Когда ее успели бросить? Наверное, когда я отсиживался за ящиком, чтобы переждать огонь. Судорожно хватаю аптечку и кидаю в ответ свою «лимонку». Народ бросается врассыпную. Воспользовавшись ситуацией, открываю ответный огонь — один «герой» схлопотал пулю в голову и затих.
В этот момент взрывается брошенная мной граната. Описать то, что при этом происходит, невозможно; это нужно видеть. Два тела разлетаются в разные стороны, радуя взгляд правильной физикой. Опять тишина. Повторно использую аптечку и начинаю собирать оружие. Внезапно падает стенной шкаф, и из темноты открывают огонь. В ответ — дуплет из трофейного дробовика. Одновременно я отступаю в боковой коридор и, обойдя коридор, всаживаю в спину охранникам порцию дроби. Они даже не успели понять, что произошло.
А из-за угла на все происходящее смотрит мертвая девочка и рассеянно улыбается своим мыслям.
Впечатляет? И это лишь банальная перестрелка, которая длилась 5-7 минут. Игра то пугает до колик в животе, то оглушает красивыми боями. Сомнений нет, перед нами — абсолютный хит. Осталось подождать выхода игры. Благо осталось немного времени...